Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 64:1-12

Поделиться
О, если бы Ты расторг небеса и сошел!
  горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня,
  как от кипятящего воду,
чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим;
  от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные,
  и нисходил — горы таяли от лица Твоего.
Ибо от века не слыхали,
  не внимали ухом,
и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,
  который столько сделал бы для надеющихся на него.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,
  поминающего Тебя на путях Твоих.
Но вот, Ты прогневался,
  потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
Все мы сделались — как нечистый,
  и вся праведность наша — как запачканная одежда;
и все мы поблекли, как лист,
  и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
И нет призывающего имя Твое,
  который положил бы крепко держаться за Тебя;
поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое
  и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш;
  мы — глина, а Ты — образователь наш,
  и все мы — дело руки Твоей.
Не гневайся, Господи, без меры,
  и не вечно помни беззаконие.
  Воззри же: мы все народ Твой.
10 
Города святыни Твоей сделались пустынею;
  пустынею стал Сион;
  Иерусалим опустошен.
11 
Дом освящения нашего и славы нашей,
  где отцы наши прославляли Тебя,
сожжен огнем,
  и все драгоценности наши разграблены.
12 
После этого будешь ли еще удерживаться, Господи,
  будешь ли молчать и карать нас без меры?
Свернуть
Сегодняшнее чтение возвращает нас к одной из центральных тем и Ветхого, и Нового Завета — к теме праведности. Для понимания смысла предложенной нам сегодня главы важно помнить, что традиционное понятие о праведности в еврейской общине и в допленные, и отчасти в послепленные времена формировалось в контексте традиционных же религиозных представлений. А всякая религия предполагает, что праведность принципиально достижима при условии соблюдения определённых религиозных норм. Иначе говоря, праведность достигается человеком с помощью Бога, но собственными, человеческими усилиями. А Бог поощряет праведника за его усилия, облегчая и упрощая ему внешние обстоятельства жизни с тем, чтобы праведник мог больше времени и внимания уделять своей религиозной жизни: ведь чем больше времени останется у него на исполнение своих религиозных обязанностей, тем больше добрых дел успеет он сделать для Бога, достигнув ещё большей степени праведности. Пророк же говорит о другом. Он прекрасно понимает, что праведность человека без поддержки Божией ничего не стоит: достаточно Богу отвернуться, «скрыть лицо», и вся праведность человека рассеивается, как дым (ст. 6 – 7). Еврейский текст ст. 7 предполагает именно такой смысл: на месте русского «поэтому» в еврейском тексте стоит «потому, что». Такое понимание праведности шло вразрез с устоявшимися представлениями. Оно делало человеческую праведность всего лишь тенью праведности Божией. Но, с другой стороны, именно при таком понимании праведности становилось понятной судьба народа Божия. Бог хотел, чтобы Его народ в Его руках был подобен глине в руках гончара (ст. 8). Однако добиться такого полного послушания народа было далеко не просто, нужно было пройти через историческую катастрофу, чтобы не только понять на словах, но и на деле почувствовать абсолютную зависимость от Бога. И лишь теперь, когда урок был преподан и усвоен, можно было просить Бога о вмешательстве (ст. 9 – 12): ведь народ действительно стал другим, и просьба о помощи предполагала помощь этому другому, новому народу. Народу, который готов был сделать следующий шаг по пути к Царству.

Другие мысли вслух

 
На Ис 64:1-12
О, если бы Ты расторг небеса и сошел!
  горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня,
  как от кипятящего воду,
чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим;
  от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные,
  и нисходил — горы таяли от лица Твоего.
Ибо от века не слыхали,
  не внимали ухом,
и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,
  который столько сделал бы для надеющихся на него.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,
  поминающего Тебя на путях Твоих.
Но вот, Ты прогневался,
  потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
Все мы сделались — как нечистый,
  и вся праведность наша — как запачканная одежда;
и все мы поблекли, как лист,
  и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
И нет призывающего имя Твое,
  который положил бы крепко держаться за Тебя;
поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое
  и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш;
  мы — глина, а Ты — образователь наш,
  и все мы — дело руки Твоей.
Не гневайся, Господи, без меры,
  и не вечно помни беззаконие.
  Воззри же: мы все народ Твой.
10 
Города святыни Твоей сделались пустынею;
  пустынею стал Сион;
  Иерусалим опустошен.
11 
Дом освящения нашего и славы нашей,
  где отцы наши прославляли Тебя,
сожжен огнем,
  и все драгоценности наши разграблены.
12 
После этого будешь ли еще удерживаться, Господи,
  будешь ли молчать и карать нас без меры?
Свернуть
Сегодняшнее чтение возвращает нас к одной из центральных тем и Ветхого, и Нового Завета — к теме праведности. Для...  Читать далее

Сегодняшнее чтение возвращает нас к одной из центральных тем и Ветхого, и Нового Завета — к теме праведности. Для понимания смысла предложенной нам сегодня главы важно помнить, что традиционное понятие о праведности в еврейской общине и в допленные, и отчасти в послепленные времена формировалось в контексте традиционных же религиозных представлений. А всякая религия предполагает, что праведность принципиально достижима при условии соблюдения определённых религиозных норм. Иначе говоря, праведность достигается человеком с помощью Бога, но собственными, человеческими усилиями. А Бог поощряет праведника за его усилия, облегчая и упрощая ему внешние обстоятельства жизни с тем, чтобы праведник мог больше времени и внимания уделять своей религиозной жизни: ведь чем больше времени останется у него на исполнение своих религиозных обязанностей, тем больше добрых дел успеет он сделать для Бога, достигнув ещё большей степени праведности. Пророк же говорит о другом. Он прекрасно понимает, что праведность человека без поддержки Божией ничего не стоит: достаточно Богу отвернуться, «скрыть лицо», и вся праведность человека рассеивается, как дым (ст. 6 – 7). Еврейский текст ст. 7 предполагает именно такой смысл: на месте русского «поэтому» в еврейском тексте стоит «потому, что». Такое понимание праведности шло вразрез с устоявшимися представлениями. Оно делало человеческую праведность всего лишь тенью праведности Божией. Но, с другой стороны, именно при таком понимании праведности становилось понятной судьба народа Божия. Бог хотел, чтобы Его народ в Его руках был подобен глине в руках гончара (ст. 8). Однако добиться такого полного послушания народа было далеко не просто, нужно было пройти через историческую катастрофу, чтобы не только понять на словах, но и на деле почувствовать абсолютную зависимость от Бога. И лишь теперь, когда урок был преподан и усвоен, можно было просить Бога о вмешательстве (ст. 9 – 12): ведь народ действительно стал другим, и просьба о помощи предполагала помощь этому другому, новому народу. Народу, который готов был сделать следующий шаг по пути к Царству.

Свернуть
 
На Ис 64:1-12
О, если бы Ты расторг небеса и сошел!
  горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня,
  как от кипятящего воду,
чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим;
  от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные,
  и нисходил — горы таяли от лица Твоего.
Ибо от века не слыхали,
  не внимали ухом,
и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,
  который столько сделал бы для надеющихся на него.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,
  поминающего Тебя на путях Твоих.
Но вот, Ты прогневался,
  потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
Все мы сделались — как нечистый,
  и вся праведность наша — как запачканная одежда;
и все мы поблекли, как лист,
  и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
И нет призывающего имя Твое,
  который положил бы крепко держаться за Тебя;
поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое
  и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш;
  мы — глина, а Ты — образователь наш,
  и все мы — дело руки Твоей.
Не гневайся, Господи, без меры,
  и не вечно помни беззаконие.
  Воззри же: мы все народ Твой.
10 
Города святыни Твоей сделались пустынею;
  пустынею стал Сион;
  Иерусалим опустошен.
11 
Дом освящения нашего и славы нашей,
  где отцы наши прославляли Тебя,
сожжен огнем,
  и все драгоценности наши разграблены.
12 
После этого будешь ли еще удерживаться, Господи,
  будешь ли молчать и карать нас без меры?
Свернуть
Наверное, именно в молитве глубже всего раскрывается суть человека. В этой молитве Исаии — сердце...  Читать далее

Наверное, именно в молитве глубже всего раскрывается суть человека. В этой молитве Исаии — сердце ветхозаветного пророка, человека, стоящего в самом центре водоворота Священной Истории. В ней отражены все аспекты ветхозаветного откровения, но это не отвлеченное богословие — это молитва, живая связь, живой порыв к Живому Богу, к Которому и направлена эта История. Человеческому сердцу не достаточно знания о Боге, не достаточно веры, не достаточно надежды. Да, Он — Творец мира, законодатель, судия... но этого мало: Он — Отец, любящий Своих детей... но и этого мало — «Если бы Ты расторг небеса и сошел!»...

Свернуть
 
На Ис 63:1-64:12
Кто это идет от Едома,
  в червленых ризах от Восора,
столь величественный в Своей одежде,
  выступающий в полноте силы Своей?
Отчего же одеяние Твое красно,
  и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
"Я топтал точило один,
  и из народов никого не было со Мною;
и Я топтал их во гневе Моем
  и попирал их в ярости Моей;
кровь их брызгала на ризы Мои,
  и Я запятнал все одеяние Свое;
ибо день мщения — в сердце Моем,
  и год Моих искупленных настал.
Я смотрел, и не было помощника;
  дивился, что не было поддерживающего;
но помогла Мне мышца Моя,
  и ярость Моя — она поддержала Меня:
и попрал Я народы во гневе Моем,
  и сокрушил их в ярости Моей,
  и вылил на землю кровь их".
Воспомяну милости Господни
  и славу Господню
за все, что Господь даровал нам,
  и великую благость Его к дому Израилеву,
какую оказал Он ему по милосердию Своему
  и по множеству щедрот Своих.
Он сказал: "подлинно они народ Мой,
  дети, которые не солгут",
  и Он был для них Спасителем.
Во всякой скорби их Он не оставлял их,
  и Ангел лица Его спасал их;
по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их,
  взял и носил их во все дни древние.
10 
Но они возмутились
  и огорчили Святаго Духа Его;
поэтому Он обратился в неприятеля их:
  Сам воевал против них.
11 
Тогда народ Его вспомнил древние дни,
  Моисеевы:
где Тот, Который вывел их из моря
  с пастырем овец Своих?
где Тот, Который вложил в сердце его
  Святаго Духа Своего,
12 
Который вел Моисея за правую руку
  величественною мышцею Своею,
разделил пред ними воды,
  чтобы сделать Себе вечное имя,
13 
  Который вел их чрез бездны,
как коня по степи,
  и они не спотыкались?
14 
Как стадо сходит в долину,
  Дух Господень вел их к покою.
Так вел Ты народ Твой,
  чтобы сделать Себе славное имя.
15 
Призри с небес и посмотри
  из жилища святыни Твоей и славы Твоей:
где ревность Твоя и могущество Твое? —
  благоутробие Твое и милости Твои
  ко мне удержаны.
16 
Только Ты — Отец наш;
  ибо Авраам не узнаёт нас,
  и Израиль не признаёт нас своими;
Ты, Господи, Отец наш,
  от века имя Твое: "Искупитель наш".
17 
Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих,
  ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?
обратись ради рабов Твоих,
  ради колен наследия Твоего.
18 
Короткое время владел им народ святыни Твоей:
  враги наши попрали святилище Твое.
19 
Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал
  и над которыми не именовалось имя Твое.
О, если бы Ты расторг небеса и сошел!
  горы растаяли бы от лица Твоего,
как от плавящего огня,
  как от кипятящего воду,
чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим;
  от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные,
  и нисходил — горы таяли от лица Твоего.
Ибо от века не слыхали,
  не внимали ухом,
и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,
  который столько сделал бы для надеющихся на него.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,
  поминающего Тебя на путях Твоих.
Но вот, Ты прогневался,
  потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
Все мы сделались — как нечистый,
  и вся праведность наша — как запачканная одежда;
и все мы поблекли, как лист,
  и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
И нет призывающего имя Твое,
  который положил бы крепко держаться за Тебя;
поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое
  и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш;
  мы — глина, а Ты — образователь наш,
  и все мы — дело руки Твоей.
Не гневайся, Господи, без меры,
  и не вечно помни беззаконие.
  Воззри же: мы все народ Твой.
10 
Города святыни Твоей сделались пустынею;
  пустынею стал Сион;
  Иерусалим опустошен.
11 
Дом освящения нашего и славы нашей,
  где отцы наши прославляли Тебя,
сожжен огнем,
  и все драгоценности наши разграблены.
12 
После этого будешь ли еще удерживаться, Господи,
  будешь ли молчать и карать нас без меры?
Свернуть
В пророческом видении Спаситель представляется идущим в одеждах, красных от крови, но мы знаем, что Христос придёт...  Читать далее

В пророческом видении Спаситель представляется идущим в одеждах, красных от крови, но мы знаем, что Христос придёт не для того, чтобы проливать кровь грешников. Нет, будет пролита Его кровь, а вместе с многочисленными грехами рода людского Он примет на Себя последствия бесчисленных кровопролитий. Тогда что же означает видение Исаии?

Думается, допустимо предположить, что пророчество предупреждает о том, что последствия грехов неизбежно становятся гибельными для грешников. Но удар, полагающийся им по справедливости, на Голгофе Спаситель примет на Себя. Народу, привыкшему называть себя детьми Авраама, Христос напомнит, что Господь из камней способен создать детей Аврааму, и потому, понимая важность исторического раскрытия Истины, будем помнить о Том, Кто возвышается над историей. Но, возвышаясь над делами людей, Он от них не отстраняется. И вот именно здесь пророк произносит слова, такие привычные для нас, живущих в Новозаветную эпоху, но ещё не часто звучавшие во времена Ветхого Завета: Бог назван истинным Отцом, Он - не отстранённый от нас "Бог философов и учёных". Поэтому именно с Богом возможна подлинная человечность, недостижимая одними лишь человеческими силами.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).