25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
Эти знаменитые слова Христа в контексте притчи о зажженной свече практически совпадают в Евангелиях от Марка и Луки (в Лк 8:8: «... отнимется и то, что он думает иметь»). Они звучат после слов: «...Кто имеет уши слышать, да слышит!.. замечайте, что слышите» (Лк 8:18: «...Наблюдайте, как вы слушаете...»). И хотя в Евангелии от Матфея эти же слова приводятся в другом контексте — в качестве ответа на вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?», — это только помогает понять их смысл.
Речь, несомненно, идет о внимании сердца к словам Бога и о хранении, бережении их в сердце, памяти о них. Именно такими словами евангелист Лука характеризует отношение Богородицы к воле и действиям Бога: Она «сохраняла все слова сии в сердце Своем». То, что говорит Бог, в первую очередь надо «иметь» в сердце. Иначе все напрасно — все слова божественных заповедей улетучатся, никакого влияния на действия не окажут, и никакого плода человек не принесет: все «отнимется».
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
Эти знаменитые слова Христа в контексте притчи о зажженной свече практически совпадают в Евангелиях от Марка и Луки (в Лк 8:8: «... отнимется и то, что он думает иметь»). Они звучат после слов: «...Кто имеет уши слышать, да слышит!.. замечайте, что слышите» (Лк 8:18: «...Наблюдайте, как вы слушаете...»). И хотя в Евангелии от Матфея эти же слова приводятся в другом контексте — в качестве ответа на вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?», — это только помогает понять их смысл.
Речь, несомненно, идет о внимании сердца к словам Бога и о хранении, бережении их в сердце, памяти о них. Именно такими словами евангелист Лука характеризует отношение Богородицы к воле и действиям Бога: Она «сохраняла все слова сии в сердце Своем». То, что говорит Бог, в первую очередь надо «иметь» в сердце. Иначе все напрасно — все слова божественных заповедей улетучатся, никакого влияния на действия не окажут, и никакого плода человек не принесет: все «отнимется».
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. |
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. |
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. |
Почему Господь говорит притчами? Ведь притча часто бывает непонятна. Но в этом, наверное, и ценность притчи. Она не имеет одного простого смысла, у нее много смыслов, которые понимаются далеко не сразу, их надо прожить. Кроме того, притча содержит в себе всегда какой-то яркий образ из повседневной, привычной жизни. И благодаря этим двум свойствам, непонятности и яркости, притча запечатлевается в сердце слушающего. В библиологии хорошо известно, что самые трудные места Писания сохранялись от рукописи к рукописи лучше всего. Потому что если переводчик или переписчик не понимал чего-то, он старался передать текст как можно ближе к оригиналу – естественный психологический феномен. Так же и притчи из-за своей непонятности, и даже странности порой, сохраняются в сердце подобно семени и затем, по мере того, как человек начинает проникать в их смысл, набухают и созревают, чтобы дать плод.
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. |
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. |
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. |
Объясняя ученикам то, что на современном языке можно было бы назвать диалектикой Царства, Иисус сравнивает это Царство с горчичным зерном, почти незаметным из-за своих размеров, что не мешает ему впоследствии вырасти в дерево, не заметить которое может лишь слепой. Такова история Царства, входящего в наш непреображённый мир, пронизанный силами зла, этому Царству всеми силами сопротивляющимися.
В такой мир оно может войти лишь изнутри, проникая в него незаметно, с одним Человеком, Который и положит ему начало. Конечно, многим и в евангельские времена, и сегодня хотелось бы, чтобы Царство вошло в мир сразу в полноте, чтобы его торжество немедленно стало бы видно всем и каждому, так, чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений в смысле происходящего. Но такое вхождение Царства в мир, наверное, было бы возможным лишь в том случае, если бы он не пережил в своё время трагедии грехопадения. Тогда мир, наверное, на момент прихода Мессии был бы уже готов к торжеству Царства.
Но падший мир не может быть к этому готов по определению, его нужно готовить к преображению так же, как нужно к нему готовить каждого конкретного, поражённого грехом, человека. И как отдельному человеку на такую подготовку требуется время, так необходимо оно и всему миру в целом. Вот эта-то подготовка, как видно, и составляет смысл того, что можно было бы назвать историей Царства, входящего в мир.
Иисус, прибегая к притчам, стремится донести до Своих учеников эту, казалось бы, простую, но, тем не менее, с трудом укладывающуюся в сознание истину. А донести её до сознания учеников было, как видно, очень важно не только потому, что речь шла об адекватном понимании природы Царства, но ещё и потому, что его история предполагала достаточно продолжительный духовный и жизненный путь, ожидавший каждого ищущего Царства и каждого его обитателя. Образно говоря, каждому последователю Христа нужно было настраиваться не на спринтерскую, а на стайерскую дистанцию. И об этом лучше было каждому знать заранее.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! |
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. |
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. |
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. |
35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась
водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? |
Сегодняшнее чтение рассказывает нам о притчах Иисуса, где Он говорит о постепенном и незаметном наступлении Царства Божия, которое, при этом, в конце концов оказывается настолько заметным, что не обращать на него внимания становится невозможно. В этих притчах постоянно встречается образ прорастающего зерна — образ, широко распространённый в древности во всех странах Ближнего Востока, от Египта до Вавилонии. Прорастающее зерно стало здесь символом вечной, постоянно обновляющейся жизни, которая противостоит смерти и побеждает её. Неудивительно, что Иисус использует этот образ для описания Царства Божия, ведь в Царстве Божием каждому даётся вся полнота жизни, которую только можно себе представить, а смерти в нём места нет. Но наступает оно не сразу, так, что начало его прихода заметно не всем. Очевидно, для того, чтобы Царство Божие раскрылось во всей своей полноте, нужно время, и именно об этом говорит Иисус, сравнивая его с незаметным поначалу семенем, вырастающим затем в дерево, которое видно каждому. В этом же отрывке упоминается усмирение Иисусом бури, поднявшейся на Генисаретском озере в то время, когда Он с учениками переправлялся на противоположный галилейскому берег. Надо заметить, что бури на Генисаретском озере бывают нередко, особенно зимой. Зимы в Галилее тёплые, температура даже в январе редко опускается ниже +10, но ветра дуют сильные, и на Генисаретском озере, при его отнюдь не малых размерах, случаются настоящие штормы. Рыбацкие лодки, даже достаточно большие, всё же не так велики, как настоящие морские корабли, и такие штормы представляют для них серьёзную опасность. Рыбакам, застигнутым бурей вдали от берега, могла всерьёз грозить гибель, хотя дело происходило и не на море. Одну из таких бурь и усмиряет Иисус, спасая жизнь Своим спутникам.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! |
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. |
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. |
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все. |
35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась
водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? |
Сегодня Господь обращает к нам один из самых важных вопросов: «Как мы слушаем?» Мы регулярно читаем Библию, даже посещаем библейские сайты в Интернете, но имеем ли мы уши для того, чтобы воспринять Слово, прорастить его в своем сердце и принести плод? Господь говорит: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено и прибавлено вам, слушающим». По сути, это означает: что человек хочет найти в Писании (и вообще в Божьем откровении), то он и найдет. Библия может предоставить нам богатейший материал по истории, литературе, филологии, мистике и так далее, но только тот, кто ищет в ней познания Бога (то есть живых, личностных отношений с Ним, построенных на доверии и любви), сможет обрести Бога в чтении Священного Писания. И здесь обретают смысл слова о том, что «кто имеет, тому дано будет». В слушании и понимании Слова Божьего мы можем лишь углубить и умножить то, что уже имеем — то есть мы должны подходить к нему в уже существующей связи с Богом — в вере и молитве.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! |
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
Вы заметили, как распространена в наше время шизофрения? Некоторые специалисты уже отказываются проводить границу между ней и нормой. Потому что расщепленное сознание, двойная (или больше) жизнь действительно стали фактически нормой. Когда мы на людях, мы одни, а когда сами с собой, — другие. Мы живем, рассчитывая, что никто не узнает, какие мы в одиночестве. Мы утеряли цельность, целостность жизни, потому что думаем, что, когда на нас никто не смотрит, то нас никто и не видит, — мы утеряли ощущение присутствия Бога. Но Иисус предупреждает: то, что мы держим внутри себя как тайну, постепенно растет, захватывая все больше и больше нашего «я», и в конце концов прорывается наружу. Тайное становится явным.
Для того, чтобы не происходило такой катастрофы, Иисус предлагает нам жизнь целостную, единую, жизнь в постоянном предстоянии пред Богом, независимо от того, видят нас люди в это время или нет. Если нет потаенного, то не страшен свет.
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! |
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
Слова Иисуса о свече, которую не прячут под колпаком, и о том, что дано будет тому, кто имеет, связаны между собой самым тесным образом — не случайно в евангелии они стоят рядом. На первый взгляд утверждение о том, что даётся лишь имеющему, могут показаться несправедливыми: мы привыкли к тому, что имущие должны помогать неимущим, а тут оказывается, что как раз именно имущие имеют шанс получить что-то сверх того, что они уже имеют, а остальным особенно рассчитывать не на что.
Дело, однако, в том, что законы духовной жизни несколько отличаются от законов жизни физической — как и сам духовный мир во многом отличается от мира физического. В мире физическом отдача всегда предполагает истощение того, кто отдаёт. Если я чем-то делюсь с другим, у меня становится меньше того, чем я поделился.
В духовном мире и в духовной жизни всё иначе. Иначе не потому, что он состоит из какой-то особой субстанции с особыми свойствами, а потому, что духовный мир отличается от физического непосредственным Божьим присутствием, определяющим его существование. Поэтому потенциал физического мира ограничен, потенциал мира духовного — безграничен. Мир физический ограничен собственной природой, мир духовный, будучи в основе своей воплощением непрерывно длящейся теофании, не ограничен ничем.
Речь, разумеется, идёт не о двух разных мирах — это лишь более-менее условное описание, а о двух состояниях творения, о его, с одной стороны, лицевой стороне, которой он обращён к Богу, а с другой — об изнанке, которой он обращён внутрь самого себя. Привыкнув к отнюдь не предназначенной нам Богом жизни на изнанке мироздания, мы с трудом можем представить себе отдачу как процесс накопления, а не растраты — в духовном же мире, на лицевой стороне мироздания это именно так.
Тут чем больше отдаёшь, тем больше получаешь — ведь отдавать означает включиться в поток той Божьей жизни, которая составляет основу духовного мира. Оттого и нельзя прятать свечу под колпак — если свет есть, он должен быть виден, иначе отдачи не будет. Такая логика нам, конечно, непривычна, но это логика Царства, и Иисус призывает нас жить, следуя ей, а не логике мира сего.
14 Сеятель слово сеет. 15
Посеянное
при дороге означает тех, в которых сеется слово, но
к которым,
когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом
месте
означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. |
21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! |
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. |
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. |
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? |
Иисусу было очень непросто объяснить Своим слушателям, что такое Царство, так, чтобы они Его поняли.
В самом деле, большинство из них, включая ближайших учеников, представляли его себе так, как это было свойственно людям их эпохи. А для большинства верующих евреев евангельских времён Царство было, в первую очередь, всё же земным государством, мощным, независимым, таким, с которым придётся считаться всем, включая римлян, которые были тогда владыками мира.
А Царство, о котором рассказывал Своим ученикам Иисус, было совсем другим. Оно входило в мир постепенно и незаметно, так, что человек мог и не заметить его появления, и так же незаметно для внешних росло, подобно растению, так, что заметным оно становится лишь после того, как вырастает и распространяется в мире.
Образ такого Царства был для учеников, как минимум, непривычен. А Иисус, как видно, хотел приучить их к мысли о том, что Царству нужно время, чтобы раскрыться в полноте, что оно не появится вдруг, как бы упав с неба, что торжество Царства — завершение процесса, но никак не его начало. Но тому, кто ищет Царства и хочет в нём жить уже сегодня, это не помеха: ведь приобщиться к наступающему Царству можно уже сейчас. Не случайно Иисус говорит о слушании и о слышании, о том, что имеющему будет дано больше того, что он имеет, а у неимеющего то, что он имеет, будет отнято. Странные слова: как может неимеющий оказаться вдруг имеющим нечто?
Но слова о мере многое объясняют: человек получает столько, сколько готов отдать, и обретает Царство, которое думает получить, по мере собственной открытости и готовности делиться полученным. А иначе можно потерять всё, включая и то, что имеет человек от Бога в этом мире, как задаток. Так готовит Иисус Своих учеников к жизни в наступающем Царстве, которое уже входит в мир, но ещё не раскрылось в нём до конца. Готовит к тому, чтобы жить по законам Царства в преображающемся, но ещё не преображённом до конца мире. И свидетельствовать миру о Царстве.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||