1 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. 2 И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. 3 И пожалел Господь о том; "не будет сего", сказал Господь. |
4 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь — и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли. 5 И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал. 6 И пожалел Господь о том; "и этого не будет", сказал Господь Бог. |
7 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. 8 И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. 9 И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. |
10 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. 11 Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, 12 И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, 13 а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". |
14 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. 15 Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю". 16 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: "не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". 17 За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей. |
Сегодняшнее чтение посвящено теме, которая издавна занимала умы и христиан, и других верующих. Речь идёт о том, что иногда называют долготерпением Божиим. В самом деле, Бог открывает Амосу в видениях, что Он, как видно, дважды отменял то бедствие, которое готово было обрушиться на Его народ (ст. 1–6). Но всё же наступает момент, когда Бог говорит, что впредь пощады не будет (ст. 7–9). И тогда встаёт вполне естественный вопрос: чем же таким особенным согрешил Израиль, что именно теперь Бог не намерен больше удерживать бедствие, готовое обрушиться на его голову?
Ответом на этот вопрос может быть проповедь, обращённая пророком к жителям Северного Царства, которую мы находим в главе 9 Книги Амоса. По-видимому, не случайно пророк от лица Божия сравнивает здесь народ Божий с другими народами земли (Ам 9:7–10). По-видимому, многие израильтяне понимали тогда богоизбранность как своего рода индульгенцию на любой грех, который во всяком случае будет им прощён Богом потому, что они Его народ. Не случайно в третьем видении Амоса появляется отвес (ст. 7–8): он, очевидно, становится символом мерила Божьей правды, с которым Бог приступает к суду над Своим народом.
Между тем, нетрудно понять, что такой мерке в падшем мире не соответствует ни один человек и ни один народ, так что на этом Суде будут осуждены все без исключения. И Бог, разумеется, знает об этом лучше любого из нас. Почему же тогда Он прибегает к Суду, исход которого известен заранее? По-видимому, потому, что Его народ потребовал именно такого суда.
Конечно, никто из тех, кто уповал на богоизбранность, как на индульгенцию, ни о чём подобном не думал. Но объективно это злоупотребление богоизбранностью требовало как раз такого, абсолютно бескомпромиссного, без всякого снисхождения, суда. Ведь богоизбранность предполагает, прежде всего, отношения с Богом. А если человек или целый народ претендует на такие отношения, не соответствуя им и не имея на них никакого права, он, естественно, навлекает на себя Суд. Ведь всякая претензия, обоснованная или нет, так или иначе требует ответа от того, кому она предъявлена. Утверждая собственную богоизбранность не как дар, а как право, народ тем самым взвалил на себя обязанность это право отстаивать.
Если бы речь шла о даре, такого, конечно, не случилось бы: ведь о праве на подарок говорить абсурдно, получивший подарок не выдвигает требований. А вот право необходимо отстаивать, его надо заслужить. И Бог, призывая Свой народ на Суд, предоставляет ему такую возможность. С заранее известным печальным результатом. Но и отказать в этом Своему народу Он не может. Ведь в глазах Божиих каждый свободен. И если свою свободу он хочет использовать для того, чтобы выдвигать Богу требования и «качать права», Бог не станет ему мешать. А судебные издержки, как водится, лягут на проигравшую сторону.
1 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. 2 И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. 3 И пожалел Господь о том; "не будет сего", сказал Господь. |
4 Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь — и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли. 5 И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал. 6 И пожалел Господь о том; "и этого не будет", сказал Господь Бог. |
7 Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. 8 И сказал мне Господь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Господь сказал: вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему. 9 И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. |
10 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. 11 Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, 12 И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, 13 а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". |
14 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. 15 Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю". 16 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: "не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". 17 За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей. |
Пророк Амос предупреждает о грядущем суде Божием, и суд этот по справедливости (образ «отвеса» в ст. 7-9) должен быть очень суров. Духовные авторитеты отвергают пророчества, требуют, чтобы Амос покинул Израиль и тем самым делают жестокий приговор неизбежным. Амос отвечает, что он не сам себя назначил пророком, а призван на это служение Богом, и делает то, что ему поручает Бог. Отметим, что Амос не безразличный исполнитель, а участник диалога с Богом, в котором Бог открывает Свою милость (ст. 1-6). И уже в Новом Завете станет совсем ясно, что для Бога милость выше справедливости.
10 И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. 11 Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, 12 И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, 13 а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". |
14 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. 15 Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю". 16 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: "не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". 17 За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей. |
Очень интересна позиция пророка Амоса. Ему говорят: «Провидец, уходи в землю Иудину и там пророчествуй». Ну, какие могут быть варианты ответа? Амос может сказать: «Я пророк, и нечего мне указывать, что мне делать». Нет, он говорит: «Я не пророк». Прекрасно. Тогда, казалось бы, логично продолжить: «Я не пророк, поэтому моё дело маленькое, я послушаюсь и уйду, куда скажете»… Но для Амоса именно то, что он не пророк, и доказывает, что слова Господни непреложны. Если уж Господь выбрал его – пастуха, а не пророка, — то ему ничего не остаётся, кроме как смиренно передавать все слова Господни. Именно потому, что он недостоин быть пророком, он хорошо понимает, что говорит не от себя и не для себя.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||