6 У Господа Бога нашего — правда, а у нас и отцов наших — стыд на лицах, как сегодня.
Свернуть
Слова пророка о правде Божией и о стыде тех, кто ею пренебрегает, кажутся совершенно понятными и само собой разумеющимися. Но достаточно ли одних человеческих категорий, когда речь идёт об отношениях между Богом и человеком? Бог, приближаясь к человеку и общаясь с ним, старается стать похожим на человека, чтобы общение стало возможным и человек смог Его понять. При это Бог остаётся Богом, и сходство с человеком не определяет Его полностью.
Бог мог бы и по-человечески пристыдить человека за непослушание, Он мог бы по-человечески наказать за него ослушника. Но чего бы в таком случае Он добился? Внешнего, во многих случаях сугубо формального, послушания? Наверное, да: падшего человека запугать нетрудно. Если бы речь шла о делах человеческих, такого послушания хватило бы: для поддержания дисциплины его достаточно, а большего в этих делах часто и не требуется.
Богу же нужно от человека нечто более серьёзное и глубокое. Он меньше всего хочет, чтобы человек Его боялся, по крайней мере, боялся так, как преступник боится полицейского. Он скорее хотел бы, чтобы человек относился к Нему, как к своему небесному Отцу, которого, как (в нормальном случае) и земного отца, боятся не из страха наказания, а потому, что чтят его и уважают, понимая, что непослушание и неуважение к нему ложится пятном в первую очередь на непочтительного сына.
Из всех человеческих переживаний стыд действительно ближе всего к тому, что, по замыслу Бога, должен испытывать человек, нарушающий данную Им заповедь. Это не человеческий стыд: ведь человеческий стыд — это переживание человека перед равным себе. Разумеется, люди разные в том, что касается их социального статуса, ума, моральных качеств и прочего, что отличает людей друг от друга. Но все эти различия становятся почти незаметными, когда человек оказывается перед лицом Божиим.
Стыдиться Бога по-человечески человеку невозможно: слишком несоизмерим масштаб их личностей. Почувствовать же всем существом несоответствие собственной жизни заповеди Божией ему вполне возможно. Только ощутив это, человек становится способен к подлинному покаянию, которое предполагает, во-первых, раскаяние в собственных грехах, сожаление о сделанном и желание изменить свою жизнь в соответствии с заповедью, и, во-вторых, обращение к Богу с просьбой о прощении и о поддержке, без которой изменить свою жизнь человек обычно не в состоянии. Такой стыд действительно может круто изменить жизнь человека, возвращая его Богу и позволяя недавнему грешнику встать на путь праведности.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).