1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. |
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. |
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. |
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира. |
Первая глава Книги Даниила уделяет немало внимания соблюдению кашрута, воздержанию от некошерной пищи. В языческом доме правоверный еврей без опасений нарушить кашрут может есть лишь овощи, а пить — только воду. Такое внимание к кашруту неудивительно, если вспомнить, что Книга Даниила была написана во времена гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн. Антиох, вначале осквернив двор Иерусалимского Храма построенными там по его приказу языческими алтарями, затем начал гонения на Синагогу.
Было запрещено обрезание, изучение Торы, изготовление кошерных продуктов. В такой ситуации напоминание о необходимости соблюдения кашрута звучало как призыв хранить верность Богу и вере отцов. Как видно, автор Книги Даниила призывает к бескомпромиссному следованию религиозным нормам и правилам иудаизма — в противовес тем, кто считал, что в сложившейся ситуации лучше пойти не компромисс. Конечно, религиозность не самоценна, религиозные нормы и правила не абсолютны, и после прихода Христа это стало ясно, как никогда прежде.
Но одно дело, когда религия становится принципом ради принципа, и совсем другое, когда она оказывается способом сохранить верность Богу. Во времена гонений такое случается нередко: ведь религия тогда становится своего рода футляром, футляром более-менее прочным и подходящим для сохранения собственно духовной жизни и духовной традиции — опыта богообщения и связанных с ним духовных и аскетических практик.
Конечно, всякая религиозность имеет тенденцию к абсолютизации, к тому, чтобы стать чем-то самодовлеющим, но при достаточно сильном внешнем давлении этот процесс не так заметно сказывается на духовной жизни, как во времена мирные и спокойные. Религиозная дисциплина в известном смысле напоминает армейскую: во время войны армейская дисциплина становится не только уместной, но и совершенно необходимой, однако в мирное время в обычной жизни она лишь вредит.
Так и с дисциплиной религиозной: во времена гонений она нередко оказывается единственным средством сохранить и общину, и саму Традицию, а в обычные времена скорее вредит духовной жизни, чем приносит ей пользу. Книга Даниила, однако, была написана как раз во времена гонений, что и объясняет соответствующее отношение её автора к религиозной дисциплине, включая строгое и бескомпромиссное соблюдение норм и правил ритуальной чистоты.
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. |
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. |
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. |
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира. |
Читая Книгу Даниила, легко заметить, что она состоит из двух частей: первая (гл. 1 – 6) включает описание стойкости и верности Богу во время гонений, а вторая (гл. 7 – 12) содержит апокалиптические видения, приписываемые автором книги Даниилу, герою древних еврейских преданий, который под пером автора становится исповедником веры. О Данииле еврейских преданий сегодня известно немного; что же касается Книги Даниила, то она, по мнению большинства библеистов, была написана в середине II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн. То, что автор книги перенёс её действие во времена Вавилонского плена, вполне объяснимо. И дело не в том, что в Вавилоне на евреев обрушились какие-то гонения или преследования: наоборот, местные власти стремились к тому, чтобы еврейская община как можно быстрее ассимилировалась, а гонения, конечно, никак не могли бы этому способствовать.
Дело в том, что и ассимиляция, и физическое уничтожение, угроза которого нависла над народом во время гонений Антиоха Эпифана, одинаково грозили народу Божию исчезновением, которое, естественно, в планы Божии не входило. Антиох, конечно, не собирался никого никуда депортировать. Он «всего лишь» устроил во дворе Иерусалимского Храма языческие алтари, требуя от евреев под угрозой смерти поклонения языческим богам и отказа от соблюдения некоторых важнейших для иудаизма норм Торы, таких, как обрезание и кашрут (предписания, касающиеся ритуально чистой и ритуально нечистой пищи). Яхвизм тем самым превращался в разновидность языческой религии, допускавшей наряду с Единым поклонение и другим, низшим богам, а иудаизм фактически запрещался вообще: ведь без обрезания, кашрута и строгого соблюдения шаббата (правил субботнего покоя), которое фактически тоже ставилось под запрет, он немыслим. Не случайно уже в первой главе Книги Даниила её автор обращает внимание на то, с какой тщательностью относятся его герои к соблюдению кашрута: они скорее готовы отказаться от вкусной и обильной пищи, чем нарушить Тору (ст. 5 – 16). Упоминание в книге овощей и воды не случайно: из всего, что могло быть на обильном царском столе, лишь овощи можно было считать кошерными без всякого специального приготовления. И Бог не оставил без поддержки тех, кто готов был хранить Ему верность любой ценой (ст. 17).
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. 2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. |
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. 5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. 6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. 7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. |
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. 9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. 11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. 14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. 15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. |
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. 19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. 20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. 21 И был там Даниил до первого года царя Кира. |
Автор книги Даниила не принадлежит к пророческому движению в узком смысле слова. Он не проповедник, словом и делом обличающий грехи своих современников, а писатель, излагающий учение великого провидца и провозвестника откровений Божиих. Основная цель книги — поддержать веру и надежду иудеев в эпоху гонений Антиоха Епифана. Даниил и его три друга переносят такого рода испытания, когда от них требуют не исполнять более предписания Закона и поклониться идолам. Из этих испытаний они выходят победителями — их гонители вынуждены признать силу истинного Бога.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||