13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, 14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. 15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. 16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. 17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. 18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. |
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. |
Разумеется, разгул тёмных сил на земле в конце времён не обходится без гибели людей. Бог не хочет и не допускает окончательного уничтожения человечества, но в ситуации, когда человечество выпускает дьявола из бездны, позволяя ему определять свою жизнь, практически невозможно помочь тем, у кого с Богом нет нормальных, прочных и осознанных отношений.
Такие люди есть во все времена, но здесь о них речи нет, здесь речь о тех, кто живёт «как все», а потому противостоять тёмным силам не может. Живущие «как все», естественно, оказываются подвержены всем случайностям падшего мира. Их мир — это и есть, собственно, мир случайностей и больших чисел, где отдельная личность вообще незаметна — ведь она никогда не превосходит порога статистической погрешности.
Поэтому с человечеством тут происходит то же, что и со всей природой — его треть гибнет. Для природы тут нет трагизма потому, что в природе важны роды, виды, подвиды, а не отдельные особи, которые лишь воплощают собой свой род, вид или подвид, и гибель третьей части природы в перспективе полного её преображения потому не так страшна. В конце концов преображение произойдёт, и всё будет хорошо: преображённая природа восстановится и станет прекраснее той, которая была прежде. А вот гибель людей — дело совсем другое. Тут ведь — для Бога, по крайней мере — важен каждый человек. Бог спасает не человечество как биологический вид, а конкретных людей, конкретные Им созданные души. И если бы речь шла только о гибели тела, только о физической смерти, всё было бы ещё не так трагично: в конце концов, физическая смерть, тем более после прихода Христа — не конец пути, а лишь завершение одного из его этапов, за которым последуют другие.
Но тут ведь речь идёт о гибели, обусловленной попаданием человека под власть тёмных сил. А попадание под их власть, в свою очередь, обусловлено соответствующим духовным состоянием погибших — состоянием совершенно безотчётного, автоматического существования, которое напрочь исключает возможность хоть сколько-нибудь полноценной духовной жизни, хоть как-то осознанных отношений с Богом. В таком состоянии и на следующем после земной жизни этапе человеку рассчитывать особо не на что, тем более в конце времён, на фоне того последнего разгула тёмных сил, который этот конец сопровождает.
Разумеется, Бог не хочет ничьей гибели, но и спасти насильно Он тоже никого не может: иначе, разрушив свободную волю человека, Он спасёт уже не человека, а некое иное существо, безвольное и потому бездуховное. И если человек отказывается от выбора и осознанной жизни, а отказавшись, попадает под власть тёмных сил, спасти его бывает очень непросто: ведь человек всё-таки должен для этого обратиться к Богу. А если не обратится, то окажется среди той самой третьей части человечества, обречённой на гибель.
13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, 14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. 15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. 16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. 17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. 18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. |
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. |
Как видно, освобождение тёмных сил от сковывавших их прежде ограничений происходит не сразу. Вероятно, связано это с тем, что сама природа нашего мира поражена тем злом, которым держится мир духов тьмы, так, что оба мира оказываются, к сожалению, связаны достаточно тесно. Не случайно в тексте отрывка упоминаются четыре ангела, освобождение которых ведёт к тому, что на земле начинают гибнуть люди (ст. 13 – 15). Это, очевидно, те ангелы, которых прежде Иоанн видел стоящими на четырёх краях земли и держащими четыре ветра (Откр. 7 : 1). Именно их усилиями мир не обращается в хаос, через них действует сила Божия, обнаруживающая присутствие Творца в Своём творении. И вот теперь наступает момент, когда сила эта как бы отступает, предоставляя мир его собственной судьбе. На первый взгляд, такое действие (вернее, бездействие) Божие может привести лишь к катастрофе. Но иногда, как видно, оно оказывается единственной возможностью преобразить мир, полностью избавив его от зла. По-видимому, грех и его последствия настолько глубоко проникли в самую плоть мироздания, что без разъятия этой плоти до составляющих её элементов ни очищение, ни преображение мира стали уже невозможны.
А когда это происходит, силы зла временно получают над миром практически неограниченную власть, и люди (в первую очередь, разумеется, те, у кого нет прочных отношений с Богом) ощущают её на себе во всей полноте. Не случайно после шестой трубы «саранча» уступает место куда более серьёзной армии, армии тьмы, которая уже не просто мучает, но и убивает людей, на которых ей удаётся распространить свою власть (ст. 16 – 19). Речь в данном случае идёт, разумеется, не о наказании: никакого исправительного эффекта эти события не имеют. Люди вследствие обрушивающихся на них бедствий отнюдь не становятся лучше, что и не удивительно: все, кто выбрал Царство, уже сделали свой выбор, бедствия обрушиваются на людей, Царство отвергших, а такое отвержение, если оно твёрдое и сознательное, изменить очень нелегко, если вообще возможно. Потому-то страдальцы и не обращаются к Богу, а продолжают жить прежней жизнью и прежними ценностями, несмотря ни на какие бедствия и катаклизмы (ст. 20 – 21).
13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, 14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. 15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. 16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. 17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. 18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. |
20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. |
Происходящее в мире делает книгу Апокалипсиса актуальной для каждого поколения верующих. Наступает время возмездия за неверность и идолопоклонство. Несметные полчища врагов уничтожают все на своем пути. Все новые и новые виды оружия изобретаются людьми для уничтожения друг друга, и этот порочный круг никак не может быть разорван. Человек предпочитает понимать ставки, понимать планку зла, сея смерть на своем пути. И никакие страдания окружающих, близких или свои собственные не заставляют его остановиться и задуматься над тем, как он живет, чем и для чего. Человек слишком слаб, чтобы признать свою слабость, слишком горд и тщеславен, чтобы признать, что мир, в котором он живет, сотворен не им. И он не знает законов, на которых этот мир основан. И когда последствия всех его деяний начинают влиять на его жизнь, он умирает в страхе и ужасе, но не отказывается от своих заблуждений.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||