13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.
Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?
Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.
Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.
Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
Бедные и нищие ищут воды, и нет её... Как похоже это на то, что происходит с нами. Язык пересыхает от жажды, а воды нет... И хочется гневно спросить, где же Бог, почему Он допускает такое... Если мы вовремя остановимся и сформулируем вопрос иначе, то получим ответ. Он — здесь. Он рядом и ждёт, когда мы откроем Ему сердце. Но обиженный внутренний голос продолжает: «А почему тогда Он допустил, чтобы всё вокруг было пустыней?» Ответ прост. Потому что действительно пустыня — сердце человека без Бога. И только если Он войдёт, пустыня станет прекрасным садом.
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.
Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?
Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.
Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.
Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.
13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
Как приятно читать эти слова. Конечно же, так себе и представляешь: большой и добрый Бог, как папа, берет меня за руку и говорит... Но как это — берет меня за руку? Разве у Бога есть рука? Бог ведь не такой, как человек, Он невидим и непостижим, Его нельзя пощупать: Бог есть Дух, как об этом свидетельствует евангелист Иоанн. Значит, это такой образ. Но тогда к кому обращены эти слова? Ведь и «правая рука» может быть тоже образом. Наверное, так оно и есть, потому что весь контекст за то, что Бог здесь через пророка Исаию обращается к Своему народу. А что такое «правая рука» для всего народа? Или кто? Видимо, тот, кто правит, царь. И тогда эти слова означают, что Бог обещает Своего подлинного Царя, Того, Кто всегда будет с Ним рука об руку. Это пророчество о Мессии.
Мы знаем, что это пророчество исполнилось, и Царь, Сын Человеческий пришел, совершил все по воле Божией, восшел к Отцу и остался с нами. А это значит, что с нами рядом Тот, у Кого есть рука, которой Он может взять за руку каждого из нас.
1 Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: "станем вместе на суд". |
2 Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. 3 Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. 4 Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я Тот же. |
5 Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: "крепись!" 7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне, говоря о спайке: "хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо. |
8 А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего — 9 ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10 не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 11 Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12 Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто. 13 Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". |
14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15 Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16 Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. |
21 Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. 22 Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. 23 Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. 24 Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. |
25 Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. 26 Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: "правда"? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. 27 Я первый сказал Сиону: "вот оно!" и дал Иерусалиму благовестника. 28 Итак Я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. 29 Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их. |
Два аспекта бросаются в глаза в читаемом сегодня пророчестве Второисайи. Господь говорит о Себе, что Он — причина всего: «Я, Господь, первый, и в последних Я тот же». Персидский царь Кир, «муж правды», как называет его пророк, становится прообразом Мессии — Избавителя, потому что он совершает то, что определил Бог. И Своему народу, верующему в Избавителя, Святого Израилева, Бог говорит: «не бойся, ибо Я с тобою». Пусть народ Божий мал и слаб («червь Иаков, малолюдный Израиль») — сила не в этом. «Я с тобою», говорит Господь, «Я помогаю тебе». И это — единственная воистину надежная опора и защита.
И сегодня нельзя не задуматься еще об одном аспекте священного текста в русле, проложенном апостолом Павлом в 10-11 главах Послания к Римлянам. Слово Божие, которое мы читаем сегодня, звучит в то время, когда Израиль возвращается из рассеяния в Землю Обетованную и пытается вновь обосноваться в ней. Это встречает бурное противодействие тех народов, которые заселили Палестину, пока Израиль был в изгнании и рассеянии. «Это наша земля, мы живем в Палестине уже давно...», говорили они. С усердием, достойным лучшего применения, эти народы всеми средствами противились заселению Иерусалима и Иудеи.
Тогда, в конце 5 века до Р.Х., Господь сказал о них Израилю: «Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут, как ничто и погибнут препирающиеся с тобою... борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто». Быть может, поэтому ничего не получается у тех, кто противится существованию Израиля сегодня?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||