Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 41:13-20

Поделиться
13 
Ибо Я Господь, Бог твой;
  держу тебя за правую руку твою,
говорю тебе: "не бойся,
  Я помогаю тебе".
14 
Не бойся, червь Иаков,
  малолюдный Израиль —
Я помогаю тебе, говорит Господь
  и Искупитель твой, Святый Израилев.
15 
Вот, Я сделал тебя острым молотилом,
  новым, зубчатым;
ты будешь молотить и растирать горы,
  и холмы сделаешь, как мякину.
16 
Ты будешь веять их, и ветер разнесет их,
  и вихрь развеет их;
а ты возрадуешься о Господе,
  будешь хвалиться Святым Израилевым.
17 
Бедные и нищие ищут воды,
  и нет ее;
  язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их,
  Я, Бог Израилев, не оставлю их.
18 
Открою на горах реки
  и среди долин источники;
пустыню сделаю озером
  и сухую землю — источниками воды;
19 
посажу в пустыне кедр,
  ситтим и мирту и маслину;
насажу в степи кипарис,
  явор и бук вместе,
20 
чтобы увидели и познали,
  и рассмотрели и уразумели,
что рука Господня соделала это,
  и Святый Израилев сотворил сие.
Свернуть

Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.

Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?

Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.

Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.

Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.

Другие мысли вслух

 
На Ис 41:13-20
13 
Ибо Я Господь, Бог твой;
  держу тебя за правую руку твою,
говорю тебе: "не бойся,
  Я помогаю тебе".
14 
Не бойся, червь Иаков,
  малолюдный Израиль —
Я помогаю тебе, говорит Господь
  и Искупитель твой, Святый Израилев.
15 
Вот, Я сделал тебя острым молотилом,
  новым, зубчатым;
ты будешь молотить и растирать горы,
  и холмы сделаешь, как мякину.
16 
Ты будешь веять их, и ветер разнесет их,
  и вихрь развеет их;
а ты возрадуешься о Господе,
  будешь хвалиться Святым Израилевым.
17 
Бедные и нищие ищут воды,
  и нет ее;
  язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их,
  Я, Бог Израилев, не оставлю их.
18 
Открою на горах реки
  и среди долин источники;
пустыню сделаю озером
  и сухую землю — источниками воды;
19 
посажу в пустыне кедр,
  ситтим и мирту и маслину;
насажу в степи кипарис,
  явор и бук вместе,
20 
чтобы увидели и познали,
  и рассмотрели и уразумели,
что рука Господня соделала это,
  и Святый Израилев сотворил сие.
Свернуть
Бедные и нищие ищут воды, и нет её... Как похоже это на то, что происходит с нами. Язык пересыхает от жажды, а воды нет... И хочется гневно спросить, где же Бог, почему Он допускает такое...  Читать далее

Бедные и нищие ищут воды, и нет её... Как похоже это на то, что происходит с нами. Язык пересыхает от жажды, а воды нет... И хочется гневно спросить, где же Бог, почему Он допускает такое... Если мы вовремя остановимся и сформулируем вопрос иначе, то получим ответ. Он — здесь. Он рядом и ждёт, когда мы откроем Ему сердце. Но обиженный внутренний голос продолжает: «А почему тогда Он допустил, чтобы всё вокруг было пустыней?» Ответ прост. Потому что действительно пустыня — сердце человека без Бога. И только если Он войдёт, пустыня станет прекрасным садом.

Свернуть
 
На Ис 41:13-20
13 
Ибо Я Господь, Бог твой;
  держу тебя за правую руку твою,
говорю тебе: "не бойся,
  Я помогаю тебе".
14 
Не бойся, червь Иаков,
  малолюдный Израиль —
Я помогаю тебе, говорит Господь
  и Искупитель твой, Святый Израилев.
15 
Вот, Я сделал тебя острым молотилом,
  новым, зубчатым;
ты будешь молотить и растирать горы,
  и холмы сделаешь, как мякину.
16 
Ты будешь веять их, и ветер разнесет их,
  и вихрь развеет их;
а ты возрадуешься о Господе,
  будешь хвалиться Святым Израилевым.
17 
Бедные и нищие ищут воды,
  и нет ее;
  язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их,
  Я, Бог Израилев, не оставлю их.
18 
Открою на горах реки
  и среди долин источники;
пустыню сделаю озером
  и сухую землю — источниками воды;
19 
посажу в пустыне кедр,
  ситтим и мирту и маслину;
насажу в степи кипарис,
  явор и бук вместе,
20 
чтобы увидели и познали,
  и рассмотрели и уразумели,
что рука Господня соделала это,
  и Святый Израилев сотворил сие.
Свернуть
Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с...  Читать далее

Пророки Израиля много говорят о Мессии и о мессианском Царстве. Исайя Вавилонский не был исключением: именно у него образ Мессии и Царства явлен отчётливо, как нигде больше в Ветхом Завете. Но есть у него и вполне традиционная, уходящая корнями в допленную эпоху, образность, связанная с традиционными же представлениями о мессианском Царстве. Одним из таких традиционных образов был образ преображаемой дыханием Божьим и расцветающей под воздействием этого дыхания пустыни.

Таким и видит Царство Исайя (ст. 17 – 20). Оно открыто для всех, кто ищет в пустыне падшего мира живой воды (ст. 17). Но реальностью это Царство становится лишь в контексте истории народа Божия как её естественное и логичное завершение (ст. 13 – 16). Здесь ответ на не раз заданный пророком себе и Богу вопрос: что же такое народ Божий? В чём смысл его истории? Такова ли она, как история любого другого народа? А если не такова, то в чём же отличия?

Ответ пришёл от Бога: народ Божий не такой, как другие. Но не в смысле какой-то особой исторической судьбы. Особенность народа Божия, его уникальность — не в истории, она над историей. Народ Божий должен принять обещанного Мессию и положить основание Царству. Здесь и главная его задача как народа Божия, и особенность его исторического пути.

Особенность эта не в какой-то уникальной исторической задаче, которую Бог возлагает на Свой народ. Она в метаистории, там, где вечность Божия соприкасается с историей и входит в неё. Стать местом, где Бог входит в историю и встречается с человеком — вот главная задача еврейского народа. В процессе её решения он и становится Божьим народом. Ради неё он получает от Бога новую, вторую историческую жизнь: его история не может завершиться, пока не решена эта главная задача. А решена в полноте она может быть только в день прихода Мессии и явления Царства.

Мир с самого начала был задуман Богом как Его Царство. Он должен стать этим Царством снова — на меньшее его Творец не согласен. А Мессия и народ Божий должны стать Его помощниками в решении этой задачи. Тогда появится и надежда на будущее, и смысл истории. И для еврейского народа, и для всего человечества. И, самое главное, для каждого конкретного человека. По крайней мере, для человека, ищущего Царства.

Свернуть
 
На Ис 41:13
13 
Ибо Я Господь, Бог твой;
  держу тебя за правую руку твою,
говорю тебе: "не бойся,
  Я помогаю тебе".
Свернуть
Как приятно читать эти слова. Конечно же, так себе и представляешь: большой и добрый Бог, как папа, берет меня за руку и говорит...  Читать далее

Как приятно читать эти слова. Конечно же, так себе и представляешь: большой и добрый Бог, как папа, берет меня за руку и говорит... Но как это — берет меня за руку? Разве у Бога есть рука? Бог ведь не такой, как человек, Он невидим и непостижим, Его нельзя пощупать: Бог есть Дух, как об этом свидетельствует евангелист Иоанн. Значит, это такой образ. Но тогда к кому обращены эти слова? Ведь и «правая рука» может быть тоже образом. Наверное, так оно и есть, потому что весь контекст за то, что Бог здесь через пророка Исаию обращается к Своему народу. А что такое «правая рука» для всего народа? Или кто? Видимо, тот, кто правит, царь. И тогда эти слова означают, что Бог обещает Своего подлинного Царя, Того, Кто всегда будет с Ним рука об руку. Это пророчество о Мессии.

Мы знаем, что это пророчество исполнилось, и Царь, Сын Человеческий пришел, совершил все по воле Божией, восшел к Отцу и остался с нами. А это значит, что с нами рядом Тот, у Кого есть рука, которой Он может взять за руку каждого из нас.

Свернуть
 
На Ис 41:1-29
Умолкните предо Мною, острова,
  и народы да обновят свои силы;
пусть они приблизятся и скажут:
  "станем вместе на суд".
Кто воздвиг от востока мужа правды,
  призвал его следовать за собою,
предал ему народы
  и покорил царей?
Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому,
  разносимую ветром.
Он гонит их, идет спокойно дорогою,
  по которой никогда не ходил ногами своими.
Кто сделал и совершил это?
  Тот, Кто от начала вызывает роды;
Я — Господь первый,
  и в последних — Я Тот же.
Увидели острова и ужаснулись,
  концы земли затрепетали.
  Они сблизились и сошлись;
каждый помогает своему товарищу
  и говорит своему брату: "крепись!"
Кузнец ободряет плавильщика,
  разглаживающий листы молотом — кующего на наковальне,
говоря о спайке: "хороша";
  и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.
А ты, Израиль, раб Мой,
  Иаков, которого Я избрал,
  семя Авраама, друга Моего —
ты, которого Я взял от концов земли
  и призвал от краев ее,
и сказал тебе: "ты Мой раб,
  Я избрал тебя и не отвергну тебя":
10 
не бойся, ибо Я с тобою;
  не смущайся, ибо Я Бог твой;
Я укреплю тебя, и помогу тебе,
  и поддержу тебя десницею правды Моей.
11 
Вот, в стыде и посрамлении останутся
  все, раздраженные против тебя;
будут как ничто
  и погибнут препирающиеся с тобою.
12 
Будешь искать их, и не найдешь их,
  враждующих против тебя;
борющиеся с тобою
  будут как ничто, совершенно ничто.
13 
Ибо Я Господь, Бог твой;
  держу тебя за правую руку твою,
говорю тебе: "не бойся,
  Я помогаю тебе".
14 
Не бойся, червь Иаков,
  малолюдный Израиль —
Я помогаю тебе, говорит Господь
  и Искупитель твой, Святый Израилев.
15 
Вот, Я сделал тебя острым молотилом,
  новым, зубчатым;
ты будешь молотить и растирать горы,
  и холмы сделаешь, как мякину.
16 
Ты будешь веять их, и ветер разнесет их,
  и вихрь развеет их;
а ты возрадуешься о Господе,
  будешь хвалиться Святым Израилевым.
17 
Бедные и нищие ищут воды,
  и нет ее;
  язык их сохнет от жажды:
Я, Господь, услышу их,
  Я, Бог Израилев, не оставлю их.
18 
Открою на горах реки
  и среди долин источники;
пустыню сделаю озером
  и сухую землю — источниками воды;
19 
посажу в пустыне кедр,
  ситтим и мирту и маслину;
насажу в степи кипарис,
  явор и бук вместе,
20 
чтобы увидели и познали,
  и рассмотрели и уразумели,
что рука Господня соделала это,
  и Святый Израилев сотворил сие.
21 
Представьте дело ваше, говорит Господь;
  приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова.
22 
Пусть они представят и скажут нам,
  что произойдет;
пусть возвестят что-либо прежде,
  нежели оно произошло,
и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось,
  или пусть предвозвестят нам о будущем.
23 
Скажите, что произойдет в будущем,
  и мы будем знать, что вы боги,
или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли,
  чтобы мы изумились и вместе с вами увидели.
24 
Но вы ничто,
  и дело ваше ничтожно;
  мерзость тот, кто избирает вас.
25 
Я воздвиг его от севера, и он придет;
  от восхода солнца будет призывать имя Мое
и попирать владык, как грязь,
  и топтать, как горшечник глину.
26 
Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать,
  и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: "правда"?
Но никто не сказал, никто не возвестил,
  никто не слыхал слов ваших.
27 
Я первый сказал Сиону: "вот оно!"
  и дал Иерусалиму благовестника.
28 
Итак Я смотрел, и не было никого,
  и между ними не нашлось советника,
  чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ.
29 
Вот, все они ничто,
  ничтожны и дела их;
  ветер и пустота истуканы их.
Свернуть
Два аспекта бросаются в глаза в читаемом сегодня пророчестве Второисайи. Господь говорит о Себе, что...  Читать далее

Два аспекта бросаются в глаза в читаемом сегодня пророчестве Второисайи. Господь говорит о Себе, что Он — причина всего: «Я, Господь, первый, и в последних Я тот же». Персидский царь Кир, «муж правды», как называет его пророк, становится прообразом Мессии — Избавителя, потому что он совершает то, что определил Бог. И Своему народу, верующему в Избавителя, Святого Израилева, Бог говорит: «не бойся, ибо Я с тобою». Пусть народ Божий мал и слаб («червь Иаков, малолюдный Израиль») — сила не в этом. «Я с тобою», говорит Господь, «Я помогаю тебе». И это — единственная воистину надежная опора и защита.

И сегодня нельзя не задуматься еще об одном аспекте священного текста в русле, проложенном апостолом Павлом в 10-11 главах Послания к Римлянам. Слово Божие, которое мы читаем сегодня, звучит в то время, когда Израиль возвращается из рассеяния в Землю Обетованную и пытается вновь обосноваться в ней. Это встречает бурное противодействие тех народов, которые заселили Палестину, пока Израиль был в изгнании и рассеянии. «Это наша земля, мы живем в Палестине уже давно...», говорили они. С усердием, достойным лучшего применения, эти народы всеми средствами противились заселению Иерусалима и Иудеи.

Тогда, в конце 5 века до Р.Х., Господь сказал о них Израилю: «Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут, как ничто и погибнут препирающиеся с тобою... борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто». Быть может, поэтому ничего не получается у тех, кто противится существованию Израиля сегодня?

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).