1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. 3 Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь (Бог ваш). 4 Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, 5 или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою — 6 тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою; 7 но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища. 8 Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь. 9 Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь (Бог), освящающий их. |
10 Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; 11 если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. 12 Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; 13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как
была
в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. 14 Кто по ошибке съест
что-нибудь
из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. 15
Священники
сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, 16 и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их. |
17 И сказал Господь Моисею, говоря: 18 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, (поселившихся) между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение, 19 то, чтобы сим приобрести благоволение
от Бога, жертва должна быть
без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз; 20 никакого
животного,
на котором есть порок, не приносите (Господу), ибо это не приобретет вам благоволения. 21 И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, (или в праздники ваши,) из крупного скота или из мелкого, то
жертва должна быть
без порока, чтоб быть угодною
Богу:
никакого порока не должно быть на ней; 22
животного
слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; 23 тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет
Богу; 24
животного,
у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте
сего; 25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых
животных
в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения. |
26 И сказал Господь Моисею, говоря: 27 когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу; 28 но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением ее. 29 Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение; 30 в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь. |
31 И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. 32 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас, 33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь. |
В священных уставах большое внимание уделяется понятию «святыни», то есть вещи или пищи, посвященной Господу или участвующей в богослужении. Таким образом, мы имеем понятие о святости, не только принадлежащей одному Богу, и не той, которой Он освящает человека, но и о святости, распространяющейся на некоторые предметы. Как мы видели это в случае с израильским народом или с кланами первосвященников, священников и левитов, ветхозаветное представление об освящении мира обычно относится лишь к ограниченному кругу людей. То же самое мы можем сказать обо всех остальных окружающих нас предметах. Точно так же, как в жизни духовного человека не может быть профанных, то есть, несвязанных с Богом моментов, в его жизни также не может быть профанных, скверных вещей, нечистой пищи, и так далее. Только теперь эта сакральность носит не исключительный, а всеобъемлющий характер. Именно поэтому в нашей жизни уже не может быть чистой или нечистой пищи или оскверненных предметов. Все пронизано Духом, все свято — по крайней мере, создано для святости — весь мир, каждый атом. Единственным препятствием на пути освящения мира становимся мы с вами — ведь высокое призвание священников, низводящих Божье благословение на этот мир лежит на нас, требуя от нас и личной святости.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. 3 Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь (Бог ваш). 4 Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, 5 или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою — 6 тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою; 7 но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища. 8 Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь. 9 Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь (Бог), освящающий их. |
10 Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; 11 если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. 12 Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; 13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как
была
в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. 14 Кто по ошибке съест
что-нибудь
из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. 15
Священники
сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, 16 и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их. |
17 И сказал Господь Моисею, говоря: 18 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, (поселившихся) между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение, 19 то, чтобы сим приобрести благоволение
от Бога, жертва должна быть
без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз; 20 никакого
животного,
на котором есть порок, не приносите (Господу), ибо это не приобретет вам благоволения. 21 И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, (или в праздники ваши,) из крупного скота или из мелкого, то
жертва должна быть
без порока, чтоб быть угодною
Богу:
никакого порока не должно быть на ней; 22
животного
слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; 23 тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет
Богу; 24
животного,
у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте
сего; 25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых
животных
в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения. |
26 И сказал Господь Моисею, говоря: 27 когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу; 28 но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением ее. 29 Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение; 30 в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь. |
31 И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. 32 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас, 33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь. |
Система ритуальных правил и запретов, особенно для священников, в том виде, как она изложена в Книге Левита, может показаться чересчур формальной. На самом деле речь идёт не просто о религиозной формалистике, хотя, конечно, в истории яхвизма она нередко вырождалась во что-то подобное. Изначально, однако, речь шла не о форме ради формы. Дело в том, что священнику по определению нужно было сохранять состояние освящённости постоянно, в этом заключался смысл его служения. Он постоянно пребывал в Божьем присутствии, жил перед Богом в самом буквальном смысле слова.
Такая жизнь в падшем мире требовала особой бережности к святыне. Она требует такой же бережности и сейчас, но сегодня, после прихода Христа, в эпоху наступающего Царства, когда смерть уже потеряла свою абсолютную власть над миром, главная проблема и основная работа связана с нами самими, а потому она принимает больше аскетический характер. В дохристианские же времена угроза могла исходить не только изнутри, но и извне, от того зла, которое безнаказанно и почти бесконтрольно проявляло себя в мире, уменьшая полноту его жизни и погружая его в смерть, которая тогда царила в мире абсолютно. В таких условиях приходилось быть острожным во всём, что касалось Божьего присутствия, святыни, святости, освящённости.
Всё перечисленное было миру абсолютно враждебно, мир был для него агрессивно-враждебной средой, и соприкосновение его с миром было возможно каждый раз по особому Божьему действию. В те времена всякое Божье присутствие просто уничтожило бы тот мир, в котором мы живём, если бы Бог не сделал Свою теофанию совместимой с его греховностью. Такое совмещение, невозможное для человека, но возможное Богу, предполагало со стороны человека, участвующего в процессе, особую бережность и осторожность. Тут, в сущности, каждый шаг был шагом по границе двух миров — мира Божьей святости и падшей нечистоты, мира жизни и мира смерти.
Граница проходила как внутри каждого человека, в его сердце и в его душе (эта внутренняя граница существует и сегодня), так и вовне, там, где Божье присутствие соприкасалось с миром — на дворе Скинии, Храма, в священническом доме. Сегодня, после прихода Христа, эта внешняя граница исчезла — не потому, что изменились мы, а потому, что после прихода Христа изменился мир, и теперь лишь Книга Левита со своими ритуальными запретами напоминает нам о том, каким этот самый мир был до прихода Спасителя.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. 3 Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь (Бог ваш). 4 Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, 5 или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою — 6 тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою; 7 но когда зайдет солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища. 8 Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь. 9 Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь (Бог), освящающий их. |
10 Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; 11 если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. 12 Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; 13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как
была
в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. 14 Кто по ошибке съест
что-нибудь
из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. 15
Священники
сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, 16 и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их. |
17 И сказал Господь Моисею, говоря: 18 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, (поселившихся) между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение, 19 то, чтобы сим приобрести благоволение
от Бога, жертва должна быть
без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз; 20 никакого
животного,
на котором есть порок, не приносите (Господу), ибо это не приобретет вам благоволения. 21 И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, (или в праздники ваши,) из крупного скота или из мелкого, то
жертва должна быть
без порока, чтоб быть угодною
Богу:
никакого порока не должно быть на ней; 22
животного
слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; 23 тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет
Богу; 24
животного,
у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте
сего; 25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых
животных
в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения. |
26 И сказал Господь Моисею, говоря: 27 когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу; 28 но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением ее. 29 Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение; 30 в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь. |
31 И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь. 32 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас, 33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь. |
В священных уставах большое внимание уделяется понятию «святыни», то есть вещи или пищи, посвященной Господу или участвующей в богослужении. Таким образом, мы имеем понятие о святости, не только принадлежащей одному Богу, и не той, которой Он освящает человека, но и о святости, распространяющейся на некоторые предметы. Как мы видели это в случае с израильским народом или с кланами первосвященников, священников и левитов, ветхозаветное представление об освящении мира обычно относится лишь к ограниченному кругу людей. То же самое мы можем сказать обо всех остальных окружающих нас предметах. Точно так же, как в жизни духовного человека не может быть профанных, то есть, несвязанных с Богом моментов, в его жизни также не может быть профанных, скверных вещей, нечистой пищи, и так далее. Только теперь эта сакральность носит не исключительный, а всеобъемлющий характер. Именно поэтому в нашей жизни уже не может быть чистой или нечистой пищи или оскверненных предметов. Все пронизано Духом, все свято — по крайней мере, создано для святости — весь мир, каждый атом. Единственным препятствием на пути освящения мира становимся мы с вами — ведь высокое призвание священников, низводящих Божье благословение на этот мир лежит на нас, требуя от нас и личной святости.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||