1 Тогда Иисус призвал
колено
Рувимово, Гадово и половину колена Манассиина и сказал им: 2 вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, раб Господень, и слушались слов моих во всем, что я приказывал вам; 3 вы не оставляли братьев своих в продолжение многих дней до сего дня и исполнили, что надлежало исполнить по повелению Господа, Бога вашего: 4 ныне Господь, Бог ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им; итак возвратитесь и пойдите в шатры ваши, в землю вашего владения, которую дал вам Моисей, раб Господень, за Иорданом; 5 только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею. 6 Потом Иисус благословил их и отпустил их, и они разошлись по шатрам своим. |
7 Одной половине колена Манассиина дал Моисей удел в Васане, а другой половине его дал Иисус
удел
с братьями его по эту сторону Иордана к западу. И когда отпускал их Иисус в шатры их и благословил их, 8 то сказал им: с великим богатством возвращаетесь вы в шатры ваши, с великим множеством скота, с серебром, с золотом, с медью и с железом, и с великим множеством одежд; разделите же добычу,
взятую
у врагов ваших, с братьями своими. 9 И возвратились, и пошли сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина от сынов Израилевых из Силома, который в земле Ханаанской, чтоб идти в землю Галаад, в землю своего владения, которую получили во владение по повелению Господню,
данному
чрез Моисея. |
10 Придя в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду. 11 И услышали сыны Израилевы, что говорят: вот, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых. 12 Когда услышали
сие
сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною. |
13 Впрочем сыны Израилевы
прежде
послали к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, 14 и с ним десять начальников, по начальнику поколения от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения в тысячах Израилевых. 15 И пришли они к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаад и говорили им и сказали: 16 так говорит все общество Господне: что это за преступление сделали вы пред (Господом) Богом Израилевым, отступив ныне от Господа (Бога Израилева), соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа? 17 Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня и
за которое
поражено было общество Господне? 18 А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается (Господь) на все общество Израилево; 19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего; 20 не
один
ли Ахан, сын Зары, сделал преступление,
взяв
из заклятого, а гнев был на все общество Израилево? не один он умер за свое беззаконие. |
21 Сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина в ответ
на сие
говорили начальникам тысяч Израилевых: 22 Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас
Господь
в сей день! 23 Если мы соорудили жертвенник для того, чтоб отступить от Господа (Бога нашего), и для того, чтобы приносить на нем всесожжение и приношение хлебное и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то да взыщет Сам Господь! 24 Но мы сделали сие по опасению того, чтобы в последующее время не сказали ваши сыны нашим сынам: "что вам до Господа Бога Израилева! 25 Господь поставил пределом между нами и вами, сыны Рувимовы и сыны Гадовы, Иордан: нет вам части в Господе". Таким образом ваши сыны не допустили бы наших сынов чтить Господа. 26 Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, 27 но чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: "нет вам части в Господе". 28 Мы говорили: если скажут так нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: "видите подобие жертвенника Господа, которое сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но чтобы это было свидетелем между нами и вами (и между сынами нашими)". 29 Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его. |
30 Финеес священник, (все) начальники общества и головы тысяч Израилевых, которые были с ним, услышав слова, которые говорили сыны Рувимовы и сыны Гадовы и сыны Манассиины, одобрили их. 31 И сказал Финеес, сын Елеазара, священник, сынам Рувимовым и сынам Гадовым и сынам Манассииным: сегодня мы узнали, что Господь среди нас, что вы не сделали пред Господом преступления сего; теперь вы избавили сынов Израиля от руки Господней. |
32 И возвратился Финеес, сын Елеазара, священник, и начальники от сынов Рувимовых и от сынов Гадовых (и от половины колена Манассиина) в землю Ханаанскую к сынам Израилевым и принесли им ответ. 33 И сыны Израилевы одобрили это, и благословили сыны Израилевы Бога и отложили идти против них войною, чтобы разорить землю, на которой жили сыны Рувимовы и сыны Гадовы (и половина колена Манассиина). 34 И назвали сыны Рувимовы и сыны Гадовы (и половина колена Манассиина) жертвенник:
Ед, потому что,
сказали они,
он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш. |
Судя по свидетельству автора Шестикнижия, отношение к разного рода памятникам в еврейском обществе времён Иисуса Навина было, как минимум, неоднозначным. Некоторые библеисты предполагают, что тут на эпоху еврейского завоевания Палестины священнописатель экстраполирует отношение к подобного рода монументам, имеющим помимо прочего и религиозное значение, сложившееся гораздо позже, во времена царя Иосии, а может быть, и после Вавилонского плена. Доказательством такого предположения служит тот факт, что уже после еврейского завоевания Палестины алтарей — родовых и племенных — у евреев было множество и помимо Скинии, причём речь шла об алтарях новых, появившихся уже после завоевания, а не о тех, что были известны ещё со времён Патриархов.
Зато после реформы Иосии, связанной с централизацией культа, и особенно после Вавилонского плена ни о каких алтарях и святилищах, помимо Храма, никто уже не вспоминал и не помышлял. Оттого и возникло предположение об экстраполяции — дескать, автор Шестикнижия, живший во времена плена, перенёс свойственное его эпохе отношение к альтернативным местам яхвистского поклонения на времена Иисуса Навина. На самом деле, однако, никакой экстраполяции могло и не быть. Дело в том, что еврейское общество эпохи Иисуса Навина и завоевания Палестины переживало мощный религиозный подъём, и религиозный энтузиазм людей того времени вполне мог породить известный ригоризм во всём, что касается культа. Впоследствии, когда ушло из жизни поколение завоевателей, а вместе с ним и идея священной войны, ригоризм этот если не исчез, то стал куда более умеренным.
Во времена же завоевания описанное в книге вполне могло произойти. Тут налицо типичное недоразумение, связанное с аберрациями религиозного сознания, которое повсюду видит угрозу своей религиозности — даже там, где её вовсе нет. Представителям племён, оставшихся в Трансиордании, судя по свидетельству священнописателя, стоило немалых трудов убедить живущих по другую сторону Иордана в отсутствии намерений как-то нарушить течение религиозной жизни, создав некий альтернативный религиозный центр для себя и противопоставив таким образом один берег реки другому.
Успокоились ревнители религиозной чистоты и религиозного единства лишь тогда, когда их удалось уверить в том, что созданный памятник не имеет культового значения и не станет каким-то альтернативным религиозным центром. Так религиозное сознание создаёт пугала, с которыми потом яростно борется как с угрозой своей религии — для верящих в миражи они оказываются реальнее самой реальности.
1 Тогда Иисус призвал
колено
Рувимово, Гадово и половину колена Манассиина и сказал им: 2 вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, раб Господень, и слушались слов моих во всем, что я приказывал вам; 3 вы не оставляли братьев своих в продолжение многих дней до сего дня и исполнили, что надлежало исполнить по повелению Господа, Бога вашего: 4 ныне Господь, Бог ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им; итак возвратитесь и пойдите в шатры ваши, в землю вашего владения, которую дал вам Моисей, раб Господень, за Иорданом; 5 только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею. 6 Потом Иисус благословил их и отпустил их, и они разошлись по шатрам своим. |
7 Одной половине колена Манассиина дал Моисей удел в Васане, а другой половине его дал Иисус
удел
с братьями его по эту сторону Иордана к западу. И когда отпускал их Иисус в шатры их и благословил их, 8 то сказал им: с великим богатством возвращаетесь вы в шатры ваши, с великим множеством скота, с серебром, с золотом, с медью и с железом, и с великим множеством одежд; разделите же добычу,
взятую
у врагов ваших, с братьями своими. 9 И возвратились, и пошли сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина от сынов Израилевых из Силома, который в земле Ханаанской, чтоб идти в землю Галаад, в землю своего владения, которую получили во владение по повелению Господню,
данному
чрез Моисея. |
10 Придя в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду. 11 И услышали сыны Израилевы, что говорят: вот, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых. 12 Когда услышали
сие
сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною. |
13 Впрочем сыны Израилевы
прежде
послали к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, 14 и с ним десять начальников, по начальнику поколения от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения в тысячах Израилевых. 15 И пришли они к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаад и говорили им и сказали: 16 так говорит все общество Господне: что это за преступление сделали вы пред (Господом) Богом Израилевым, отступив ныне от Господа (Бога Израилева), соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа? 17 Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня и
за которое
поражено было общество Господне? 18 А вы отступаете сегодня от Господа! Сегодня вы восстаете против Господа, а завтра прогневается (Господь) на все общество Израилево; 19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего; 20 не
один
ли Ахан, сын Зары, сделал преступление,
взяв
из заклятого, а гнев был на все общество Израилево? не один он умер за свое беззаконие. |
21 Сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина в ответ
на сие
говорили начальникам тысяч Израилевых: 22 Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас
Господь
в сей день! 23 Если мы соорудили жертвенник для того, чтоб отступить от Господа (Бога нашего), и для того, чтобы приносить на нем всесожжение и приношение хлебное и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то да взыщет Сам Господь! 24 Но мы сделали сие по опасению того, чтобы в последующее время не сказали ваши сыны нашим сынам: "что вам до Господа Бога Израилева! 25 Господь поставил пределом между нами и вами, сыны Рувимовы и сыны Гадовы, Иордан: нет вам части в Господе". Таким образом ваши сыны не допустили бы наших сынов чтить Господа. 26 Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, 27 но чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: "нет вам части в Господе". 28 Мы говорили: если скажут так нам и родам нашим в последующее время, то мы скажем: "видите подобие жертвенника Господа, которое сделали отцы наши не для всесожжения и не для жертвы, но чтобы это было свидетелем между нами и вами (и между сынами нашими)". 29 Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его. |
30 Финеес священник, (все) начальники общества и головы тысяч Израилевых, которые были с ним, услышав слова, которые говорили сыны Рувимовы и сыны Гадовы и сыны Манассиины, одобрили их. 31 И сказал Финеес, сын Елеазара, священник, сынам Рувимовым и сынам Гадовым и сынам Манассииным: сегодня мы узнали, что Господь среди нас, что вы не сделали пред Господом преступления сего; теперь вы избавили сынов Израиля от руки Господней. |
32 И возвратился Финеес, сын Елеазара, священник, и начальники от сынов Рувимовых и от сынов Гадовых (и от половины колена Манассиина) в землю Ханаанскую к сынам Израилевым и принесли им ответ. 33 И сыны Израилевы одобрили это, и благословили сыны Израилевы Бога и отложили идти против них войною, чтобы разорить землю, на которой жили сыны Рувимовы и сыны Гадовы (и половина колена Манассиина). 34 И назвали сыны Рувимовы и сыны Гадовы (и половина колена Манассиина) жертвенник:
Ед, потому что,
сказали они,
он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш. |
Уже немало конфликтов происходило между израильтянами, но такого конфликта до тех пор не возникало. Теперь обе противостоящие стороны признают одного Господа, но при этом религиозное единство народа едва не раскалывается на почве различного понимания благочестия. Воздвигнувшие жертвенник вроде бы ничего плохого не хотели, они собирались на свой лад прославить Господа, но у их братьев это непродуманное рвение вызвало подозрения в превышении религиозных полномочий и едва не привело к междоусобной войне.
Тогда дело кончилось миром. Но сколько раз впоследствии желание прославить Господа на свой лад, будучи противопоставлено церковному единству, приводило к расколам...
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||