16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
Слова Павла о той радости, которую вызывает у него возможность положиться на своих коринфских братьев, можно понимать двояко. С одной стороны, речь может идти о той обычной человеческой радости, которую испытывает человек, знающий, что у него есть надёжные помощники, сотрудники и единомышленники, в которых он не сомневается.
Будь Церковь просто ещё одной религиозной организацией, наверное, слова апостола нужно было бы понимать именно и только так. Но ведь Павел видит в Церкви не религиозную организацию, а то, что сам он называет «телом Христовым», и все отношения между христианами рассматривает всегда именно в таком контексте. А тут уже главное оказывается не столько в единомыслии, сколько в единодушии. В самом деле, о единомыслии можно говорить применительно к ситуации, когда сталкиваются разные точки зрения на те или иные вопросы, теоретические или практические, и в ходе долгих споров и дискуссий формируются группы сторонников или противников той или иной точки зрения.
Тут, разумеется, перемена кем-то из сторонников той или иной концепции своего взгляда на тот или иной из обсуждающихся вопросов означает потерю одной из групп кого-то из своих единомышленников. Иное дело единодушие: тут приходится говорить скорее о единстве духовной жизни, чем о единстве мнений. Более того: в этом случае даже достаточно жёсткие оценки тех или иных совершённых человеком поступков сами по себе не являются причиной разрыва отношений.
Единственной причиной такого разрыва является нежелание того, кто к нему стремится, впредь жить прежней жизнью. Собственно, только такое нежелание и может отрезать человека от тела Христова, отделить его от Церкви. А задачей апостола, как видно, было исправить ситуацию в коринфской общине, никоим образом её не разрушая. И он рад, что может положиться на своих коринфских братьев именно в смысле единодушия: ведь в таком случае он может быть уверен в том, что сможет решить свою духовную задачу. А Церковь в результате не потеряет ничего и никого.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
Слова Павла о той радости, которую вызывает у него возможность положиться на своих коринфских братьев, можно понимать двояко. С одной стороны, речь может идти о той обычной человеческой радости, которую испытывает человек, знающий, что у него есть надёжные помощники, сотрудники и единомышленники, в которых он не сомневается.
Будь Церковь просто ещё одной религиозной организацией, наверное, слова апостола нужно было бы понимать именно и только так. Но ведь Павел видит в Церкви не религиозную организацию, а то, что сам он называет «телом Христовым», и все отношения между христианами рассматривает всегда именно в таком контексте. А тут уже главное оказывается не столько в единомыслии, сколько в единодушии. В самом деле, о единомыслии можно говорить применительно к ситуации, когда сталкиваются разные точки зрения на те или иные вопросы, теоретические или практические, и в ходе долгих споров и дискуссий формируются группы сторонников или противников той или иной точки зрения.
Тут, разумеется, перемена кем-то из сторонников той или иной концепции своего взгляда на тот или иной из обсуждающихся вопросов означает потерю одной из групп кого-то из своих единомышленников. Иное дело единодушие: тут приходится говорить скорее о единстве духовной жизни, чем о единстве мнений. Более того: в этом случае даже достаточно жёсткие оценки тех или иных совершённых человеком поступков сами по себе не являются причиной разрыва отношений.
Единственной причиной такого разрыва является нежелание того, кто к нему стремится, впредь жить прежней жизнью. Собственно, только такое нежелание и может отрезать человека от тела Христова, отделить его от Церкви. А задачей апостола, как видно, было исправить ситуацию в коринфской общине, никоим образом её не разрушая. И он рад, что может положиться на своих коринфских братьев именно в смысле единодушия: ведь в таком случае он может быть уверен в том, что сможет решить свою духовную задачу. А Церковь в результате не потеряет ничего и никого.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование
на виновного,
какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. |
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
Важный для нас момент в этом отрывке — различие, которое проводит Павел между «печалью мирской» и «печалью для Бога». Что такое «мирская печаль» — нам хорошо понятно. Но чем отличается от неё печаль для Бога, есть ли между ними вообще что-то общее? Как сочетать это с призывом Павла «всегда радоваться» (откуда)? Как понять разницу между покаянием, которого хочет от человека Бог и самоедством, «уничижением паче гордости»? Павел предлагает один из возможных признаков — по плодам. К чему приводит в итоге печаль, находится ли из нее какой-то выход? Соответствует ли этот выход Евангелию?
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование
на виновного,
какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. |
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
Павел различает печаль бесплодную, которая не ведёт ни к чему, кроме уныния, и печаль, приносящую хороший духовный плод. Это неудивительно: такова вообще духовная жизнь, и печаль лишь выявляет одну из наиболее общих её закономерностей, которую можно применить к любому духовному или эмоциональному состоянию. Суть дела сводится к вопросу о том, остаётся ли эмоция лишь эмоцией, или она побуждает человека к чему-то большему.
В самом деле: что такое эмоция сама по себе? Всего лишь определённый психический, а значит, природный в основе своей, процесс — ведь психика всего лишь природа, хоть и особенная, отличная от природы физической. Но человек — не только природа, и не природа определяет духовное качество человеческой жизни. Его определяет то глубинное, подлинное духовное «я» человека, которое в Библии называется сердцем.
Вот в этой глубине и рождается человек как дух, как личность. И проявляет он себя в первую очередь через волю. Волевые акты человека определяют его духовную жизнь. Иногда говорят, что человек есть то, что он ест — и это правильно постольку, поскольку речь идёт о физической природе человека. Другие говорят, что человек есть то, что он мыслит — и это тоже верно постольку, поскольку речь идёт о природе психической. Но в духовном смысле человек есть то, чего он желает и к чему стремится.
И тут воля играет решающую роль. Но воля всегда оказывается направленной к кому-то или на что-то, порой сливаясь с тем, на что она направлена. Например, с теми психическими состояниями, с которыми человек себя отождествляет, иногда до полной нераздельности и неразличимости. И если человек полностью отождествляет себя с собственной печалью, настолько, что уже не может отличить собственное духовное «я», себя настоящего от этой печали, никакой пользы такая печаль ему не принесёт.
Человек лишь будет переживать её снова и снова, погружаясь в собственные переживания, из которых сможет выйти только тогда, когда им на смену придёт что-то другое, что так же полностью захватит волю человека и заставит его переживать вместо печали что-нибудь ещё. Если же человек не отождествляет себя со своей печалью полностью, он оказывается в состоянии понять её причину и происхождение, посмотрев на собственное психическое состояние со стороны. И тогда становится возможным подлинное покаяние — не эмоциональное самобичевание, а осознание ситуации, собственного греха и путей выхода из того положения, в котором оказался.
Неудивительно, что апостол такую печаль считает плодотворной: она ведь позволяет сделать на духовном пути тот шаг, которого чистая эмоциональность сделать не позволит никогда. Эмоции могут лишь затянуть в духовно опасный водоворот, который может оказаться для человека разрушительным. Обо всём этом Павел и напоминает адресатам своего послания, которые, можно думать, были людьми достаточно эмоциональными, как большинство южан.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование
на виновного,
какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. |
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
Продолжая разговор о той печали, которую вызвали упрёки Павла в сердцах его коринфских братьев, апостол проводит различие между ней как чисто психологической реакцией («мирской печалью») и тем, что он называет «печалью ради Бога» (ст. 10). Любой упрёк или обличение, разумеется, не могут не вызвать ответной реакции у того, к кому они обращены. Психика человека в известном смысле не менее уязвима, чем его тело, и реакция души на упрёк и обличение по своей резкости и непроизвольности напоминает реакцию тела на неожиданно пронзившую его боль. Но первая реакция — не то, что осмысление и оценка.
Причины боли могут быть различными, и не всегда те, кто её причиняют, хотят нам зла: ведь и медицинские процедуры, нацеленные на то, чтобы нам помочь, нередко бывают болезненны. То же самое можно было бы сказать и о боли душевной: те, кто нам её причиняют, вовсе не обязательно хотят нам зла. Возмущение болью как таковой, разумеется, не грех, это скорее своего рода духовный инфантилизм, нежелание понять причину и научиться отличать её от следствия. Но если возмущение это обращается против тех, кто стал причиной боли, ситуация меняется.
Конечно, бывают случаи, когда боль причиняют злонамеренно, и тогда оно вполне оправданно. Но бывает и так, что её причиняют, имея в виду благо страдающего, которого иначе не достичь, или причиняют ненамеренно, и тогда неприятие и отторжение причиняющего боль может стать грехом против человека, который вовсе не виноват в страданиях того, кто эту боль испытывает. Правильное отношение к тому, кто оказался вольным или невольным источником боли, может дать лишь осмысление ситуации, а не первая непосредственная реакция. И если осмысление это будет адекватным, то справедливое обличение станет толчком, ведущим к раскаянию и новому обращению (ст. 11). В таком случае обличаемого печалит уже не душевная боль от выслушанного им обличения, а грех, которым оно было вызвано. Отношения же между обличаемым и обличителем в таком случае, естественно, не страдают, и Павел, понимая, что так оно и есть, радуется успеху своего обличения (ст. 12 – 16). И не только потому, что отношения его с коринфской церковью не испортились, но, прежде всего, потому, что лишь адекватная духовная оценка обличения позволяет обличаемому не потерять того Царства, свидетельством о котором стала вся жизнь апостола.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. |
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. 6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. 8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. 9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. 10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование
на виновного,
какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом. |
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его. 14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. 16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас. |
В сегодняшнем чтении апостол Павел подчеркивает, что святость — это норма жизни, к которой призваны все христиане. Логика его слов основывается на том, что он написал в предыдущих строчках, в конце 6 главы (впрочем, оригинал послания, как и все рукописи первых веков, не был подразделен на главы, так что мысль и не прерывалась). Итак, апостол поведал об обетовании Божьем усыновить учеников Христа. Далее, уже в сегодняшнем чтении, он продолжает: именно потому, что такое обетование дано нам, нам и стоит очистить себя от скверны плоти и духа. Не ради собственно состояния плоти или духа, но ради обетования, ради того, что Бог принимает нас. Слова «совершая святыню (άγιοσύνη, святость) в страхе Божьем» говорят как раз о благоговейном трепете перед незаслуженностью и безмерностью любви Всемогущего. Это важно, потому что нам свойственно поддаваться соблазну аскезы ради аскезы. Вовсе не это нужно. Как Сам Господь говорит: если мы любим Его, то соблюдем Его заповеди. Только в этом случае у нас найдутся для этого и желание, и силы, и возможности. Поэтому центральным в проповеди апостолов и является крестная любовь Христа, а не угрозы возмездия.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||