1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, — |
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. 9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. 13 Не хочу, братия,
оставить
вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. 14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. 15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. |
То, что содержится в проповеди Павла, принципиально ново для всех его слушателей, а между тем на содержание своего письма в Рим Павел не смотрит как на что-то совершенно оригинальное и не укоренённое в традиции. Служение Павла — продолжение проповеди древних пророков, поэтому при всей радикальной новизне его речей они раскрывают смысл того, что было возвещено прежде. Раскрывают, конечно же, в свете прихода в мир Христа, предвозвещённого пророками и теперь находящегося и в центре жизни Павла, и в центре его проповеди.
Но прежде всего Павел благодарит Бога за братьев, вера которых возвещается во всём мире. Римские братья — не пассивный объект педагогических усилий Павла или кого-либо ещё, они трудятся, благовествуя и служа Христу. Церковь созидается совместным трудом всех верных, и апостолов, и «рядовых» братьев, и в свою очередь Церковь созидает единение верных. Поэтому Павел говорит о вере общей, а не только своей или чьей-то.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, — |
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. 9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. 13 Не хочу, братия,
оставить
вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. 14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. 15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. |
Послание к римлянам комментаторы нередко называют богословским, имея в виду его сложность и неоднозначность понимания. Но сам апостол, обращаясь к римским христианам, как видно, имеет в виду отнюдь не богословие. Он, как и всегда, остаётся проповедником, свидетелем того Царства, которое открылось ему при встрече с Воскресшим по дороге в Дамаск (ст. 1 – 7). И все богословские рассуждения Павла оказываются для него лишь средством такого свидетельства. В этом он остаётся именно апостолом в полном смысле слова, посланником, который не может и не должен ничего говорить от себя, а должен лишь передать то, что ему было поручено передать Пославшим. И передать так, чтобы его услышали именно как свидетеля, как того, для кого Царство является несомненной реальностью, а не просто как глашатая, которому нередко бывает совершенно безразлично, что именно провозглашать на городских улицах и площадях. Потому-то Павел и радуется тому, что те, к кому он обращается в своём послании, сами свидетельствуют миру о Христе и о Царстве (ст. 8).
Апостол знает, что он идёт не к тем, кому нужно что-то объяснять и доказывать, а к своим братьям, с которыми он един в главном — в том опыте жизни Царства, который, собственно, и называется христианством. Казалось бы, те, кто имеет такой опыт, уже не нуждаются ни в каких наставлениях. Но Павел всё же хочет видеть римских христиан с тем, чтобы передать им некий духовный дар, который поможет им «утвердиться» (ст. 9 – 11). А самому апостолу это, как видно, служит утешением, которое он разделяет со своими римскими братьями, радуясь их верности Христу и Царству (ст. 12).
Как видно, Павел смотрел на своё служение не как на учительство, столь характерное для раввинистической среды, к которой он и сам принадлежал до обращения, а как на опыт совместного переживания реальности Царства, о котором было известно каждому христианину. Свидетельство Павла становилось, выражаясь философским языком, актуализацией этого Царства, позволяя слушавшим апостола братьям утвердиться в том, что им, разумеется, уже было известно из собственного духовного опыта. Так проповедь становилось свидетельством, а свидетельство — общением и единением в Царстве.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, — |
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире. 9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею. 13 Не хочу, братия,
оставить
вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам, — но встречал препятствия даже доныне, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов. 14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. 15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. |
То, что содержится в проповеди Павла, принципиально ново для всех его слушателей, а между тем на содержание своего письма в Рим Павел не смотрит как на что-то совершенно оригинальное и не укоренённое в традиции. Служение Павла — продолжение проповеди древних пророков, поэтому при всей радикальной новизне его речей они раскрывают смысл того, что было возвещено прежде. Раскрывают, конечно же, в свете прихода в мир Христа, предвозвещённого пророками и теперь находящегося и в центре жизни Павла, и в центре его проповеди.
Но прежде всего Павел благодарит Бога за братьев, вера которых возвещается во всём мире. Римские братья — не пассивный объект педагогических усилий Павла или кого-либо ещё, они трудятся, благовествуя и служа Христу. Церковь созидается совместным трудом всех верных, и апостолов, и «рядовых» братьев, и в свою очередь Церковь созидает единение верных. Поэтому Павел говорит о вере общей, а не только своей или чьей-то.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, — |
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Сегодня мы читаем начало послания апостола Павла к Римлянам — то есть ко всем нам, потому что римская община состояла из язычников, принявших христианство, из обращенных иудеев, из новообращенных и тех, кто уже долгие годы следовал за Христом. И начало послания дает нам сразу краткое изложение того, что является основой нашей веры. Главное для нас в том, что Иисус родился от Духа, умер как человек и воскрес. Это было обещано Богом через пророков и было сохранено Писанием. Все мы призваны нести весть об этом и для этого дается благодать и апостольство. Это нужно, чтобы каждый смог услышать формулу «родился от Духа — умер — воскрес». Понятно, что когда на тебя возлагают обязанность нести истину, проще простого сделать ее приватной, доступной и понятной только тебе. Тогда, чтобы не сбиться на этом пути, Павел просто пишет нам: «...покорять к вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом». Так определяется место христиан в мире — между всеми народами, не сбоку, не в центре, а везде, как цемент между камнями, они должны формировать стены, они должны возводить дом Божий. Находясь «между».
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Апостол Павел так приветствует христиан Рима 1-го столетия, но эти слова могут быть обращены и к нам. Тогда мы (только представьте себе) — это те, кого Бог любит и призывает к святости (то есть, к жизни, основанной на любви к Богу и людям), те, кому от Небесного Отца и Его Единородного Сына Иисуса Христа посылается все истинно доброе — ни за что, даром, — а еще дается мир. Мир не просто как отсутствие войны, но как особое изначально присутствующее в Боге состояние гармонии всех отношений и взаимосвязей, то, что Бог предназначил для седьмого дня Творения. Все это может относиться к нам, потому что сказано: «По вере вашей да будет вам».
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
Обращаясь к Римской церкви, Павел называет христиан тем словом, которое является ключевым для понимания христианства. Он называет их святыми. И дело тут не в том, что все они были праведниками. Понятие святости как праведности стало свойственно средневековому христианству, но в первохристианские времена святость обозначала нечто иное. Примерно то же самое, что обозначала она и в прежние, дохристианские времена. Тогда святость обозначала, в первую очередь, освящённость. Особое состояние природы или человека, соприкоснувшихся с Божьим присутствием. Тем Божьим присутствием, которое открывалось на избранных Богом местах. Например, у яхвистских алтарей, которые никогда не появлялись просто так, а всегда там и тогда, где и когда Бог являл Себя, так или иначе обнаруживал Своё присутствие.
Вот оно-то, это присутствие, могло невидимо для глаза, но совершенно реально изменить природу того, с чем соприкасалось. Включая, естественно, и человека. Но у человека была одна особенность: он непременно должен был принимать осознанное участие в процессе собственного освящения. Человек может измениться при встрече с Богом, но лишь в том случае, если он сам этого захочет, обратится к Богу с соответствующей просьбой, а затем отдаст себя в полную власть Бога с тем, чтобы Он исполнил эту просьбу. И вот тогда человек может стать другим. Другой может стать его жизнь. Выражаясь библейским языком, его душа. И сердце тоже.
Вначале — сердце: ведь именно там, в сердце, решается, отдаст ли человек себя Богу, или нет. На языке Библии сердце — источник воли человека, его духовное «я», то самое место, где делается выбор и принимаются решения. А уже состояние сердца определяет жизнь человека. Её течение. То, что на языке Библии называется душой — тот поток жизни, в котором пребывает человек и который течёт сквозь человека. То, что современный философ, наверное, назвал бы экзистенцией.
Наполненность этого потока Божьим присутствием и есть то, что в новозаветных книгах называется святостью человека и его жизни. Конечно, призыв к святости звучал и раньше. Но до прихода Христа он если и был осуществим, то лишь частично. Иное дело теперь, когда, по слову Спасителя, Царство приблизилось. Теперь оно открыто каждому ищущему, и каждый ищущий может приобщиться его жизни. Христианство, по сути, и есть не что иное, как жизнь Царства и жизнь в Царстве. Всё остальное вторично.
Поэтому и Павел, и другие апостолы называют христиан святыми: они освящены той жизнью, которой живут и которую несут в себе. Конечно, это ещё не гарантирует не только безгрешности Христовой, но даже традиционной яхвистской праведности, предполагавшей умение человека идти за Богом вопреки собственной греховности. Такое освящение — вообще не заслуга человека: ведь оно от человека не зависит, оно даётся ему даром. Но только от человека зависит, что он с этим даром сделает. Ведь христианство — путь, который надо пройти. И Павлу этот путь знаком отнюдь не понаслышке.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. |
Что, интересно, имеет в виду апостол, называя себя должником эллинов и варваров, мудрецов и невежд? Вполне очевидно, что антитеза «эллины – варвары» аналогична антитезе «мудрецы – невежды»: ведь эллинами во времена Павла называли людей, как сказали бы мы сегодня, цивилизованных, а значит, как предполагалось, и образованных, а варварами именовали жителей ещё мало приобщившихся к цивилизации окраин Римской империи. Сам же Павел, судя по его словам, считает себя должником как тех, так и других.
В каком же смысле он говорит это? Наверное, если бы речь шла о проповеднике новой религии, мы бы вправе были интерпретировать слова апостола, как отражение и выражение чувства долга проповедника, который считает себя обязанным донести истину новой религии, нового откровения до каждого, невзирая на социальное положение и меру образованности. Но ведь Павел никогда не смотрел на христианство, как на новую религию: для него оно было новым откровением, откровением Царства, и новой жизнью, жизнью в этом открывшемся через Иисуса Христа Царстве. И сам апостол не проповедовал новую религию, а свидетельствовал о Царстве и о Том, Кто принёс его в мир.
Но ведь свидетельствовать о нём можно лишь постольку, поскольку сам живёшь его жизнью, жизнью, которую можно получить, лишь как незаслуженный дар и духовный аванс: незаслуженный дар потому, что заслуженно и по праву в Царство можно войти, лишь не имея греха, а духовный аванс потому, что, получив жизнь Царства незаслуженно и, по слову апостола, «не мерой», его так же, «не мерой», надо и отдавать другим. Христианство не учение, которому нужно научить и к которому нужно приобщить тех, кому оно ещё не открыто, а новая жизнь, которой можно только поделиться с ближним и которой нужно поделиться непременно.
А если этого не сделать, Царство не просто не расширится, оно ещё и уменьшится в размерах, ведь оно не может оставаться неподвижным, оно может или расширяться, захватывая всё новые души и сердца, или сужаться, уменьшаться, становиться всё менее заметным в мире, которому оно в любом случае остаётся чуждым.
Павел прекрасно понимает, что, однажды встретившись со Христом, однажды приобщившись к жизни Царства, он теперь должен быть свидетелем Того, с Кем встретился, и того, с чем соприкоснулся. Не потому, что иначе его ждёт наказание, которое ждёт в непреображённом мире каждого должника, отказывающегося выплатить свой долг, а потому, что иначе он потеряет то, что получил. А значит, потеряет и себя.
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Вторник
Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Вторник
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||