Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Откр 22:17

Поделиться
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
Свернуть

Образ воды для жителя пустыни во все времена был символом жизни. В библейских книгах образ этот получил дополнительное смысловое наполнение: он стал символом Царства Божия, или мессианского Царства, каким оно открывалось пророкам.

Иезекииль видит, как из под Храма, увиденного им в видении, течёт река живой воды: ему открылось, что Второй Храм, который в своё время построят вернувшиеся из Вавилонского плена репатрианты, встретит Мессию и увидит начало Царства, которое Мессия принесёт в мир. Праведник, как свидетельствует автор Первого псалма, придёт в благословенную землю, в которой текут реки живой воды: путь праведности завершается в Царстве.

Об этой же воде жизни говорит и Иоанн: он видит её текущей прямо из Царства, торжество которого открылось ему в его апокалиптическом видении. Апостол свидетельствует, что вода эта, жизнь Царства доступна каждому: само дыхание Царства свидетельствует об этой жизни и призывает к ней приобщиться, и о нём же свидетельствует Церковь, названная в тексте «невестой», как нередко называли её и другие апостолы.

Здесь, как мало где в новозаветных книгах, ясно отражено то, что составляло основу учения первохристианской Церкви о спасении: Царство уже вошло в мир, его история началась в день Пятидесятницы, оно уже не будущее, а настоящее, к его жизни можно приобщиться прямо здесь и теперь.

Вместе с тем, история его именно только началась, Царство делает в мире лишь первые шаги, у него впереди ещё целая эпоха, и по меркам этого ветхого мира она продлится долго. Но отдельному человеку вовсе не обязательно ждать её завершения и торжества Царства, того дня, когда оно раскроется во всей своей полноте.

Возможность жить его жизнью доступна каждому, кто этого желает, даже теперь, когда история Царства только ещё началась. Ведь полнота его всегда одинакова, она лишь в разной мере открывается миру на разных этапах его становления и вхождения в мир, а потому человек, ищущий Царства, всегда может обрести его во всей полноте, какую только сможет вместить. История спасения началась, и апостол призывает каждого ищущего включиться в неё с тем, чтобы день возвращения Мессии и торжества Царства стал бы и его днём тоже.

Другие мысли вслух

 
На Откр 22:17
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
Свернуть
Этот призыв уже звучал в Евангелии: жаждущий пусть приходит и даром пьёт воду жизни. Теперь каждый может приобщиться к Царству — не по заслугам, не заработав...  Читать далее

Этот призыв уже звучал в Евангелии: жаждущий пусть приходит и даром пьёт воду жизни. Теперь каждый может приобщиться к Царству — не по заслугам, не заработав право на такое приобщение, а просто потому, что хочет такого приобщения и ищет его. Но дальше прозвучит и предупреждение о том, что «время близко». Это может показаться странным, если вспомнить, что книга была написана почти две тысячи лет назад, а конец истории всё ещё не наступил. Однако близость тут означает, скорее всего, не хронологию, а внутреннюю логику процесса. Срок действительно близок в том смысле, что история как таковая, история, определяемая собственными, чисто историческими, закономерностями действительно закончилась.

То, что нам кажется продолжением прежнего исторического процесса, на самом деле является уже метаисторией, которая определяется динамикой вхождения Царства в мир. Конечно, проекция этой динамики на наше время непредсказуема по срокам, которые могут сдвигаться в любую сторону — потому и говорит Спаситель, что о дне и часе Его возвращения во славе и конца времён знает один лишь Отец.

Дело тут не в том, что Отец что-то специально скрывает, тем более от Сына, а в том, что по нашему времени, по времени падшего мира, определённости со сроками действительно нет, они могут меняться. Но ничего такого, что ещё должно произойти для того, чтобы возвращение Спасителя стало возможным, больше нет. Собственно, вся нынешняя история — финишная прямая и непосредственная подготовка к Его возвращению, поэтому и можно говорить о близости сроков.

Что, однако, не отменяет протекающих в падшем мире процессов духовного самоопределения конкретных людей, а иногда и целых сообществ. В этом именно смысле и говорится о праведных, которые освящаются ещё, и о неправедных, которые продолжают творить свои неправедные дела. Эпоха наступающего Царства — эпоха непосредственного духовного выбора, который уже сейчас можно сделать на всю вечность.

Но можно, конечно, и откладывать его до самого конца, до последнего дня, до момента, когда деваться будет уже некуда и выбирать всё-таки придётся — ведь тогда уже отказ от выбора сам по себе станет выбором, и выбором отнюдь не Царства. Потому и велит ангел Иоанну не скрывать содержания книги, не запечатывать её: о нынешней духовной ситуации, о духовном смысле нашей эпохи и о её завершении должен знать каждый. Не ради любопытства, а потому, что тут вопрос спасения, Царства и «озера огненного», жизни и смерти.

Свернуть
 
На Откр 22:6-21
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Свернуть
Иоанн поклоняется ангелу, но тот останавливает его. Да, апостол и мы вместе с ним были свидетелями великой силы...  Читать далее

Иоанн поклоняется ангелу, но тот останавливает его. Да, апостол и мы вместе с ним были свидетелями великой силы ангелов. Но они как и мы лишь слуги Того, кто посылает нам предупреждение о том, как нам держать себя в грядущих испытаниях, к чему надо быть готовым. Альфа и Омега, начало и конец, Он  — всё. Каждый человек в состоянии осознать, что он слаб, немощен, что он довольно неприятное существо, если посмотреть на все то, что наполняет его внутри. Однако, во все времена и сейчас и тогда, когда апостол Иоанн записывал увиденное, ничего не скрывая, люди были также слабы и греховны. Но каждый день может начаться с того, чем заканчивается Священное Писание: « Ей, гряди, Господи Иисусе».

Свернуть
 
На Откр 22:6-21
6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Свернуть
Видение Иоанна оканчивается словами вестника Божия, который сообщает апостолу, что всё, им увиденное, должно произойти...  Читать далее

Видение Иоанна оканчивается словами вестника Божия, который сообщает апостолу, что всё, им увиденное, должно произойти «вскоре» (ст. 6 – 7). Он настаивает на том, чтобы Иоанн не скрывал того, что ему было открыто, именно потому, что «время близко» (ст. 10). Конечно, речь идёт не о каких-то конкретных сроках, о которых отказывался говорить даже Сам Иисус, ссылаясь на то, что они известны лишь Его небесному Отцу (Мф. 24 : 36). Речь о другом: наступили времена, когда ничто не отделяет нас от Царства. Мы живём в эпоху наступающего Царства, в мире уже идут те духовные процессы, смысл которых открылся Иоанну, видевшему их завершение. После разгрома в 70 г. н.э. Второго Храма начался исторический этап, который можно считать финишной прямой на пути в Царство. Однако сколько времени продлится эта финишная прямая, известно одному Богу, быть может, ещё и потому, что её продолжительность определяется не только Им, но, не в меньшей, если не в большей, степени самими людьми. От выбора каждого зависит, сколько времени понадобится для того, чтобы настал день, когда можно будет подвести итог. Не случайно Иисус снова напоминает Своему апостолу о выборе между путём праведности и путём греха, выборе, который предстоит каждому и который теперь, в эпоху наступающего Царства, важен не меньше, чем прежде (ст. 11 – 17). Не случайно говорится в книге и о том, что к ней не следует ничего прибавлять, равно, как не следует ничего и убавлять от неё (ст. 18 – 19).

В самом деле, каждому известны те многочисленные интерпретации Книги откровения, которые нередко лишь искажают её духовный смысл, сводя всё к «страшилкам» в духе и стиле столь распространённого сегодня в литературе и в кино катастрофизма. Такого рода литература, впрочем, появилась не сегодня и даже не вчера, пугать читателя устрашающими «апокалиптическими» картинами любили и авторы прежних времён. Немало подобного рода литературы существовало и во времена, когда получил своё откровение Иоанн (а произошло это в 80-е или в 90-е гг. I в. н.э.). Между тем, такие книги нисколько не помогают читающим их духовно подготовиться к тем событиям, о которых говорится в Книге откровения, они лишь будоражат и пугают читателя. Главной же задачей Иоанна, записавшего то, что он увидел, было духовно сориентировать и подготовить верных к тем новым вызовам, с которыми им предстояло столкнуться во времена, в которые им предстояло жить, во времена борьбы и противостояния Царства с силами тьмы, которое далеко не всегда выглядит так эффектно, как показано в мистических триллерах, но которое не перестаёт от этого быть менее серьёзным или страшным. Книга откровения — не «страшилка», она была написана для того, чтобы стать картой и компасом для тех, кому важно не сбиться с дороги, ведущей в Царство, и не обманываться на счёт тех, кто пытается помешать верным двигаться к цели.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).