1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. 2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. 3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. 4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. 5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. (Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.) 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. 7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. 8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. 9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. 10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. 11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме. |
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. 13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. 14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем. 16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. 17 Путь праведных — уклонение от зла; тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. 18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. 19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. 21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. 23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. 24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. |
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. 26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; (он — печь злобы). 31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды. 32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа. |
От Господа ответ языка, хотя мыслим мы самостоятельно и прежде ответа сами рассматриваем варианты того, что надо сказать. Здесь можно вспомнить также совет, данный Христом ученикам: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф. 10:19). Правда, на это можно возразить, что не всегда произносимое нами вдохновлено Богом, но если предстоять перед Ним и надеяться на Него, то Он даст нужное решение, хотя бы нам, перебирающим варианты, было трудно остановиться на выборе удачного варианта. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Гордость гибельна, Писание неоднократно говорит об этом, и это напоминание, видимо, останется актуальным, пока мир стоит непреображенным. Но слова о том, что со вставшим на путь праведности Господь и врагов его примиряет, звучат неожиданно. Для миллионов людей, да и не только давних времён, когда записывались притчи, вражда — понятие постоянное и неизбежное, им невозможно представить, чтобы с врагом, которого по определению надо ненавидеть, возможно примирение. Не сразу приходит понимание того, что вражда — следствие нашей греховности и одно из её проявлений. Поэтому Тот, Кто ненавидит грех, намерен искоренить и вражду.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. 2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. 3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. 4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. 5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. (Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.) 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. 7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. 8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. 9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. 10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. 11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме. |
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. 13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. 14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем. 16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. 17 Путь праведных — уклонение от зла; тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. 18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. 19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. 21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. 23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. 24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. |
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. 26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; (он — печь злобы). 31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды. 32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа. |
От Господа ответ языка, хотя мыслим мы самостоятельно и прежде ответа сами рассматриваем варианты того, что надо сказать. Здесь можно вспомнить также совет, данный Христом ученикам: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф. 10:19). Правда, на это можно возразить, что не всегда произносимое нами вдохновлено Богом, но если предстоять перед Ним и надеяться на Него, то Он даст нужное решение, хотя бы нам, перебирающим варианты, было трудно остановиться на выборе удачного варианта. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Гордость гибельна, Писание неоднократно говорит об этом, и это напоминание, видимо, останется актуальным, пока мир стоит непреображенным. Но слова о том, что со вставшим на путь праведности Господь и врагов его примиряет, звучат неожиданно. Для миллионов людей, да и не только давних времён, когда записывались притчи, вражда — понятие постоянное и неизбежное, им невозможно представить, чтобы с врагом, которого по определению надо ненавидеть, возможно примирение. Не сразу приходит понимание того, что вражда — следствие нашей греховности и одно из её проявлений. Поэтому Тот, Кто ненавидит грех, намерен искоренить и вражду.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. |
Образ Бога, взвешивающего жизнь («душу») человека, как бы на весах, корнями уходит в глубокую, добиблейскую древность. Этот образ стал ключевым для описания того, что называлось в языческом мире судом богов, а в некоторых библейских книгах он встречается, как элемент описания последнего Суда. Вполне естественно, что такое взвешивание становится для человека моментом истины. Любой из нас склонен так или иначе оправдывать себя и свои поступки, для действительно трезвого духовного анализа собственной жизни нужно особое откровение, которое получает не каждый. А вот для Бога прозрачны все движения нашего сердца, все наши мотивы и интенции. Ему с первого взгляда понятно, «сколько мы весим», или, прибегая к более привычным для нас образам, чего мы стоим. Казалось бы, достаточно богатый жизненный опыт и элементарная честность перед самим собой должны были бы любого избавить от иллюзий на собственный счёт. Но дело обстоит не так просто: ведь подлинные причины собственных поступков, те самые мотивы и интенции, которые их определяют, обычно действительно оказываются скрыты от внутреннего взора падшего человека. И одного жизненного опыта тут мало, так же, как мало и той обычной честности, которая доступна человеку, не желающему обманывать себя. Не случайно и в иудейской, и в христианской молитвенной практике известны особого рода обращения к Богу с просьбой показать обращающемуся подлинное состояние своей души, дать понять истинные причины совершённых поступков и увидеть грехи, мешающие нормальным отношениям с Богом. Ведь лучше всё же избавиться от всего, что мешает жить полноценной духовной жизнью, сейчас, чем узнать об этом на страшном Суде.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||