8 Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. |
Прекрасно получить такое обетование и ободрение от Бога. Народ Божий, как ветхозаветный, так и новозаветный, может радоваться. В самом деле, как прекрасно жить: Бог рядом, Он не отступит и не оставит. Так что, кто куда, а я — в грех! Бог ведь всегда со мной, более того, Он идет предо мною! Вы скажете, я кощунствую? Нет, я просто довожу до абсурда то, что все мы с вами делаем каждый день, когда говорим Богу в молитве: «Я хочу того и этого, я собираюсь сделать то и это, а Ты меня не оставь!» Конечно, так нельзя. Бог со мною, когда я боюсь его оставить, Бог идет предо мною, когда я сначала позаботился узнать, куда Он идет, и постарался идти за Ним. Господи, научи нас слышать и видеть волю Твою!
1 И пошел Моисей, и говорил слова сии всем (сынам) Израиля, 2 и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: "ты не перейдешь Иордан сей"; 3 Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь; 4 и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, (которые были по эту сторону Иордана,) и с землею их, которых он истребил; 5 и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам; 6 будьте тверды и мужественны, не бойтесь, (не ужасайтесь) и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою (и) не отступит от тебя и не оставит тебя. |
7 И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; 8 Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. |
9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых. 10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, 11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его; 12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; 13 и сыны их, которые не знают
сего,
услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею. |
14 И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у (входа) скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у (входа) скинии собрания. 15 И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии (собрания). |
16 И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; 17 и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет (Господа) Бога моего среди меня?" 18 и Я сокрою лице Мое (от него) в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам. 19 Итак напишите себе (слова) песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых; 20 ибо Я введу их в землю (добрую), как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой, (который Я завещал им); 21 и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет (из уст их и) из уст потомства их. Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в (добрую) землю, о которой Я клялся (отцам их). 22 И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых. |
23 И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал (ему): будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою. |
24 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, 25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: 26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; 27 ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? 28 соберите ко мне всех старейшин колен ваших (и судей ваших) и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; 29 ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа (Бога), раздражая Его делами рук своих. |
30 И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: |
Последние наставления Моисея Иисусу Навину и израильтянам заканчивают целую эпоху с истории ветхозаветной Церкви. Для Израиля начинается «взрослая жизнь». Бог не оставит Свой народ, но сам народ теперь может беспрепятственно отпадать от Бога. Рано или поздно такой период наступает в жизни каждого человека — время самому принимать решения, делать выбор между верой и неверием. Это время личных ответственных отношений с Богом. Господь предупреждает израильтян, что впереди тяжелые времена борьбы за свою веру, борьбы с внешним язычеством и с собственной неверностью. И на пороге этого времени очень важно не испугаться грядущих трудностей, не испугаться собственной слабости, нестойкости в вере. Этот страх преодолевается только полным доверием Богу, верой в то, что Он рядом, что Он никогда не оставит и всегда поддержит нас.
1 И пошел Моисей, и говорил слова сии всем (сынам) Израиля, 2 и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: "ты не перейдешь Иордан сей"; 3 Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими; Иисус пойдет пред тобою, как говорил Господь; 4 и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, (которые были по эту сторону Иордана,) и с землею их, которых он истребил; 5 и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам; 6 будьте тверды и мужественны, не бойтесь, (не ужасайтесь) и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою (и) не отступит от тебя и не оставит тебя. |
7 И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; 8 Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. |
9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых. 10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, 11 когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его; 12 собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; 13 и сыны их, которые не знают
сего,
услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею. |
14 И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у (входа) скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у (входа) скинии собрания. 15 И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии (собрания). |
16 И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; 17 и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет (Господа) Бога моего среди меня?" 18 и Я сокрою лице Мое (от него) в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам. 19 Итак напишите себе (слова) песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых; 20 ибо Я введу их в землю (добрую), как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой, (который Я завещал им); 21 и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет (из уст их и) из уст потомства их. Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в (добрую) землю, о которой Я клялся (отцам их). 22 И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых. |
23 И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал (ему): будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою. |
24 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, 25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: 26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; 27 ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? 28 соберите ко мне всех старейшин колен ваших (и судей ваших) и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; 29 ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа (Бога), раздражая Его делами рук своих. |
30 И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: |
Взгляд Моисея на свой народ, судя по словам Книги Второзакония, довольно пессимистичен. Он не сомневается, что раньше или позже отступничество станет фактом народной жизни, прямо говорит об этом своему преемнику Иисусу Навину и сочиняет специальную песню-напоминание для будущих поколений.
Можно, конечно, думать, что вся эта впечатляющая сцена представляет собой лишь литературную переработку древнего предания, но даже если и так, то смысл его заставляет задуматься — красочность описания ведь ничего не меняет по существу. Самое же печальное заключается в том, что Моисей оказался прав. Кажущийся пессимизм на деле оказался реализмом — а реальность оказалась печальной. Почему же так? Ведь народом был пройден путь, который, казалось бы, должен был его чему-то научить.Самым простым объяснением могло бы быть известное изречение об истории, которая учит только тому, что она никого ничему не учит, но такое объяснение было бы лишь констатацией факта, а не объяснением. Тем более важным оказывается заданный вопрос, учитывая, что речь идёт не просто о народе, каких на земле много, а о народе Божьем. О народе, с которым Бог работает особо, уделяя ему внимания больше, чем любому другому народу. Почему же уроки не усваиваются? Главная проблема тут заключается в том, что падший человек — отдельно или в составе народа — скользит в своей жизни по поверхности событий, обычно не осознавая той духовной глубины, которая стоит за ними.
Причина любого события всегда лежит в духовной сфере, там, где действуют и взаимодействуют между собой воли разных людей, а иногда и воля Бога, если Бог считает нужным активно включиться в происходящее, а не просто наблюдать со стороны. Между тем падший человек видит, как правило, лишь цепочку событий, включая собственные (коллективные или индивидуальные) духовные срывы, которые он связывает с чем угодно, но только не со своим собственным состоянием. Когда в нашей жизни что-то происходит, нам всегда кажется, что событие само по себе уже делает нас другими, тогда, как на самом деле мы остаёмся прежними до тех пор, пока не осознаем то, что с нами произошло, включая его духовные причины.
Это верно и для отдельного человека, и для целого народа. Между тем с осознанием у падшего человека проблемы были всегда, и народ Божий — не исключение. Оттого-то и сбываются самые пессимистические прогнозы: они в падшем мире наиболее вероятны. Для их осуществления ведь не надо делать ничего, достаточно просто ничего не делать. Прекрасно это понимая, Моисей и говорит Иисусу Навину, что его служение простым не будет, хотя обещанную Богом землю народ получит.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||