13 огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике
и
не угасает. |
Зачем огонь на жертвеннике должен гореть непрестанно? Это ведь так хлопотно: расходуются дрова, нужен сменный штат тех, кто поддерживает огонь, потом чистка от копоти и тому подобное. Гораздо экономнее было бы установить определенные «приемные часы», когда жертвенник доступен для жертвоприношений.
Возможно, похожие соображения приводят к тому, что мы так часто видим запертые двери церквей и прикрепленные на них таблички с часами богослужений. Я не осуждаю, я грущу.
Что же означало это постоянное горение огня на жертвеннике? Наверное, одну очень важную мысль: Бог всегда готов нас принять, Он открыт для общения с нами, поэтому служение Ему не может, не имеет права ограничиваться только какими-то специальными часами или днями. Продолжая эту мысль в новозаветные времена, апостол Павел скажет: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, 3 или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат — 4 то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; 5 или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; 6 и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей; 7 и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным. |
8 И сказал Господь Моисею, говоря: 9 заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем (и не угасает); 10 и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника; 11 и пусть снимет с себя одежды свои, и наденет другие одежды, и вынесет пепел вне стана на чистое место; 12 а огонь на жертвеннике пусть горит (и) не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы; 13 огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике
и
не угасает. |
14 Вот закон о приношении хлебном: (священники) сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику; 15 и пусть возьмет (священник) горстью своею из приношения хлебного и пшеничной муки и елея и весь ливан, который на жертве, и сожжет на жертвеннике:
это
приятное благоухание, в память пред Господом; 16 а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его; 17 не должно печь его квасным. Сие даю Я им в долю из жертв Моих. Это великая святыня, подобно как жертва за грех и жертва повинности. 18 Все потомки Аароновы мужеского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится. |
19 И сказал Господь Моисею, говоря: 20 вот приношение от Аарона и сынов его, которое принесут они Господу в день помазания его: десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную, половина сего для утра и половина для вечера; 21 на сковороде в елее она должна быть приготовлена; напитанную
елеем
приноси ее в кусках, как разламывается в куски приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Господу; 22 и священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие: это вечный устав Господа. Вся она должна быть сожжена; 23 и всякое хлебное приношение от священника все да будет сожигаемо, а не съедаемо. |
24 И сказал Господь Моисею, говоря: 25 скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; 26 священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; 27 все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; 28 глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; 29 весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня (у Господа); 30 а всякая жертва за грех, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения во святилище, не должна быть съедаема; ее должно сожигать на огне. |
В Моисеевом законодательстве мы видим не только устав о богослужении. Туда входят и уголовные законы, с которыми мы частично столкнулись в книге Исхода. В этом законодательстве поражают две вещи — принципиальное несогласие Бога на грех, на любое проявление нелюбви, и в то же время — относительно мягкие (по сравнению с окружающим древним миром) наказания и возможность получения прощения от Бога. Почему же жертва за грех названа «великой святыней»? Ведь, казалось бы, грех это не самая благовидная область отношений Бога с людьми... Видимо, Его прощение — действительно великая тайна, ведь Он Сам сказал, что грех, нарушение Его воли, несовместим с жизнью и — Сам же согласен вновь даровать преступнику жизнь, при условии, что кровь все же должна пролиться.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, 3 или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат — 4 то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; 5 или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; 6 и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей; 7 и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным. |
8 И сказал Господь Моисею, говоря: 9 заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем (и не угасает); 10 и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника; 11 и пусть снимет с себя одежды свои, и наденет другие одежды, и вынесет пепел вне стана на чистое место; 12 а огонь на жертвеннике пусть горит (и) не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы; 13 огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике
и
не угасает. |
14 Вот закон о приношении хлебном: (священники) сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику; 15 и пусть возьмет (священник) горстью своею из приношения хлебного и пшеничной муки и елея и весь ливан, который на жертве, и сожжет на жертвеннике:
это
приятное благоухание, в память пред Господом; 16 а остальное из него пусть едят Аарон и сыны его; пресным должно есть его на святом месте, на дворе скинии собрания пусть едят его; 17 не должно печь его квасным. Сие даю Я им в долю из жертв Моих. Это великая святыня, подобно как жертва за грех и жертва повинности. 18 Все потомки Аароновы мужеского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится. |
19 И сказал Господь Моисею, говоря: 20 вот приношение от Аарона и сынов его, которое принесут они Господу в день помазания его: десятая часть ефы пшеничной муки в жертву постоянную, половина сего для утра и половина для вечера; 21 на сковороде в елее она должна быть приготовлена; напитанную
елеем
приноси ее в кусках, как разламывается в куски приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Господу; 22 и священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие: это вечный устав Господа. Вся она должна быть сожжена; 23 и всякое хлебное приношение от священника все да будет сожигаемо, а не съедаемо. |
24 И сказал Господь Моисею, говоря: 25 скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; 26 священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания; 27 все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте; 28 глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить; если же она варилась в медном сосуде, то должно его вычистить и вымыть водою; 29 весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня (у Господа); 30 а всякая жертва за грех, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения во святилище, не должна быть съедаема; ее должно сожигать на огне. |
Очищение от последствий совершённого греха невозможно без Божьего участия — это было очевидно всякому яхвисту во все времена. Однако очищение человека — процесс богочеловеческий, и человек участвует в нём вместе с Богом. Речь идёт о раскаянии в грехе, без которого невозможно никакое очищение. Раскаяние же — штука практическая, тут мало одних сожалений и горьких слёз. Кающийся призван в первую очередь, насколько возможно, возместить нанесённый своим грехом ближнему ущерб.
Грех, конечно, страшен не только тем, что он затрагивает ближних, он страшен в первую очередь для самого грешника — ведь грех ставит стену между ним и Богом. Как раз именно эту стену и помогает сломать Божье воздействие на человека в процессе очистительного жертвоприношения. Человек же призван включиться в процесс собственного очищения и активно в нём участвовать. Очищение сводится прежде всего к устранению тех последствий, которые грех порождает в жизни человека. Вернуть украденное, найденное и спрятанное, взятое незаконно — один из элементов такого устранения последствий.
Дело тут не в том, чтобы только компенсировать пострадавшим ущерб, пусть и кратно. Дело в том, чтобы перестать быть вором — а это не то же самое, что просто воздерживаться от кражи. Надо стать иным человеком, таким, для которого кража невозможна потому, что несовместима с его внутренним состоянием. Бог может помочь человеку измениться таким образом — но лишь в том случае, если человек в свою очередь поможет Ему. Кратное возмещение ущерба в таком контексте — не просто плата за беспокойство, за ущерб моральный, нанесённый дополнительно к ущербу материальному.
Тут важна сама готовность отдать больше, чем взял. Это не наказание, это воспитание, воспитание привычки отдавать, не считая, сколько взял сам. Взял меньше — отдай больше, и тогда, если такая практика войдёт в обычай, в известный момент мысль о краже просто исчезнет из сознания раз и навсегда. Она начнёт казаться абсурдной и совершенно неприемлемой. Конечно, никаких гарантий тут нет, всё зависит от конкретного человека. Однако возможность с Божьей помощью стать другим человеком есть, а уж кто и как ею воспользуется, вопрос другой.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||