39 Видите ныне, (видите,) что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. |
Казалось бы, ну конечно! А как же иначе? Бог только один, и нет никого иного. И Он всемогущ, Он может делать все, что хочет: наказывать и прощать, возвышать и уничижать, поражать и исцелять. И никто не властен оградить нас от Его руки. Вроде бы мы все это понимаем. Но такое впечатление, что на практике мы руководствуемся чем-то другим. Как будто на этот совершенно свободный, совершенно суверенный выбор Бога можно как-то повлиять. Мы ищем какие-то «иные силы», оккультные или «научные», ищем какие-то неотменимые знамения, ищем защиты от Бога в «посредничестве» других людей, полагая, видимо, что они могут нас любить больше, чем Бог. Всем этим мы пытаемся как-то Бога «повязать», уменьшить Его свободу поступить с нами так, как Он хочет. Наверное, мы просто не доверяем Ему и хотим подстраховаться. Вот, кажется, и нащупалась главная причина: недоверие Богу, неверие в Его абсолютную благость. Ну, что еще нам нужно, чтобы Ему довериться? Тому, Кто Сына Своего отдал ради нашего спасения.
26 Я сказал бы: "рассею их и изглажу из среды людей память о них"; 27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: "наша рука высока, и не Господь сделал все сие". |
28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! 30 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! 31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том. 32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; 33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. |
34 Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих? 35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. 36 Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. 37 Тогда скажет (Господь): где боги их, твердыня, на которую они надеялись, 38 которые ели тук жертв их (и) пили вино возлияний их? Пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом! 39 Видите ныне, (видите,) что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. 40 Я подъемлю к небесам руку Мою и (клянусь десницею Моею и) говорю: живу Я вовек! 41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; 42 Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага. 43 (Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.) Веселитесь, язычники, с народом Его (и да укрепятся все сыны Божии)! Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, (и ненавидящим Его воздаст,) и очистит (Господь) землю Свою и народ Свой! |
44 (И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.) И пришел Моисей (к народу) и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. 45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, 46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; 47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. |
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: 49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; 50 и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, 51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; 52 пред
собою
ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым. |
В песни, слова которой даны Моисею и Иисусу Навину при скинии, им открывается печальная правда о будущем. Народ Божий неизбежно постигнет самообольщение и гордость своими успехами. Почти всякая удача будет обращаться для них соблазном присвоить себе лавры побед. Эта «психологическая» (на самом деле — греховная) черта свойственна практически всем людям — в минуту опасности Бог становится для нас единственным спасением, а получив это спасение, мы мгновенно забываем о Боге. Мало того, гордимся своими талантами и силой (культ собственной личности). А когда приписать успех себе явно невозможно — мы благодарим счастливую судьбу (это уже языческое божество, которое римляне звали Фортуной). Бороться с таким язычеством внутри себя можно только одним способом — признанием за Богом всех наших удач и побед, а следовательно — благодарностью.
26 Я сказал бы: "рассею их и изглажу из среды людей память о них"; 27 но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: "наша рука высока, и не Господь сделал все сие". |
28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! 30 Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! 31 Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том. 32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; 33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. |
34 Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих? 35 У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. 36 Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. 37 Тогда скажет (Господь): где боги их, твердыня, на которую они надеялись, 38 которые ели тук жертв их (и) пили вино возлияний их? Пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом! 39 Видите ныне, (видите,) что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. 40 Я подъемлю к небесам руку Мою и (клянусь десницею Моею и) говорю: живу Я вовек! 41 Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; 42 Упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага. 43 (Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.) Веселитесь, язычники, с народом Его (и да укрепятся все сыны Божии)! Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, (и ненавидящим Его воздаст,) и очистит (Господь) землю Свою и народ Свой! |
44 (И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.) И пришел Моисей (к народу) и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. 45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, 46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; 47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. |
48 И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: 49 взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; 50 и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, 51 за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; 52 пред
собою
ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым. |
Судьба народа на обещанной ему Богом земле зависит от его духовного состояния — таков главный посыл гимна, который мы находим в заключительной части Книги Второзакония. Если бы внешние события еврейской истории всегда отражали духовное состояние народа, он потерял бы свою землю очень скоро, о чём и говорится в гимне.
Здесь звучит истина, хорошо знакомая нам по новозаветным книгам, а евреям известная ещё до прихода Христа: падший человек по определению не заслуживает ничего хорошего — не потому, что его непременно надо наказать за грехи, а потому, что заслужить что бы то ни было он не в состоянии. Чтобы заслужить, надо служить, служить Богу, и служить так, как следует служить Ему. Иными словами, надо делать то, чего в падшем состоянии ни один человек делать не может и не умеет, а зачастую, в глубине души, не очень-то и хочет, хотя, конечно, мало кто из людей верующих готов себе в этом признаться.
Народ Божий не исключение: он ведь Божий не в силу каких-то национальных особенностей, не потому, что на него не распространяются законы падшего мира, а потому, что у Бога относительно него есть особый план, который Бог и осуществляет, несмотря на все препятствия. Если народ и может остаться сколько-нибудь долго на своей земле, то только потому, что Бог на этой земле с ним работает, пытаясь сделать из него тот народ-общину, который задумал. Если бы не эта работа, катастрофа, известная как Вавилонский плен, могла бы произойти гораздо раньше. Бог не наказывает народ за его грехи, народ сам наказывает себя, сталкиваясь лицом к лицу с последствиями своего выбора и своих поступков.
Бог же, наоборот, насколько возможно тормозит наступление последствий — однако лишь настолько, насколько такое торможение вписывается в Его собственные планы. В конце концов наступит момент, когда формирование народа-общины потребует встречи народа лицом к лицу с последствиями своего духовного выбора — и тогда катастрофа разразится. Пока же, во время написания упомянутого гимна, ещё возможны варианты, пока ещё можно было бы, быть может, даже и вовсе избежать катастрофы — но, разумеется, при условии сосредоточенной и последовательной духовной работы, о которой и говорит Книга Второзакония, как и вся Тора в целом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||