Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 35:1-16

Поделиться
1 И продолжал Елиуй и сказал:
 
2 Считаешь ли ты справедливым,
  что сказал: "я правее Бога"?
 
3 Ты сказал: "что пользы мне?
  И какую прибыль я имел бы пред тем,
  как если бы я и грешил?"
 
4 Я отвечу тебе
  и твоим друзьям с тобою.
 
5 Взгляни на небо и смотри;
  воззри на облака, они выше тебя.
 
6 Если ты грешишь, что делаешь ты Ему?
  и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
 
7 Если ты праведен, что даешь Ему?
  или что получает Он от руки твоей?
 
8 Нечестие твое относится к человеку, как ты,
  и праведность твоя к сыну человеческому.
 
9 От множества притеснителей стонут притесняемые,
  и от руки сильных вопиют.
 
10 Но никто не говорит: "где Бог, Творец мой,
  Который дает песни в ночи,
 
11 Который научает нас более, нежели скотов земных,
  и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?"
 
12 Там они вопиют, и Он не отвечает им,
  по причине гордости злых людей.
 
13 Но неправда, что Бог не слышит
  и Вседержитель не взирает на это.
 
14 Хотя ты сказал, что ты не видишь Его,
  но суд пред Ним, и — жди его.
 
15 Но ныне, потому что гнев Его не посетил его
  и он не познал его во всей строгости,
 
16 Иов и открыл легкомысленно уста свои
  и безрассудно расточает слова.
Свернуть

Елиуй приписывает Иову слова «я правее Бога», которых он не произносил. На самом деле Иов говорил о своей правоте, но можно ли на этом основании приписывать ему отрицание правоты Творца? Елиуй передёргивает, и это не случайно. И в наши дни многие люди принимают утверждение кем-либо собственного достоинства как покушение на чужое, чаще всего их собственное достоинство. Елиуй же, как мы помним, пытается встать на место Бога, но если так, то за Бога ли он заступается? Что, если на самом деле Елиуй воспринимает речи Иова как покушение на себя, на свою собственную комфортно-привычную картину мира?..

Но невозможно возражать Елиую, когда он отстаивает величие Творца, которому никто из противящихся Ему людей деже неспособен нанести реальный ущерб. Но мы могли бы дополнить слова Елиуя тем замечанием, что человек — вершина творения, и потому покушение на любого из людей равносильно покушению на замысел Создателя.

Увы, Елиую мало бед, свалившихся на Иова, он полагает, что слова Иова вызваны лёгкостью наказания, а вовсе не невыносимыми страданиями. К сожалению, в сознании Елиуя, как и у других обличителей Иова, правда и справедливость отделены от милосердия.

Другие мысли вслух

 
На Иов 35:1-16
1 И продолжал Елиуй и сказал:
 
2 Считаешь ли ты справедливым,
  что сказал: "я правее Бога"?
 
3 Ты сказал: "что пользы мне?
  И какую прибыль я имел бы пред тем,
  как если бы я и грешил?"
 
4 Я отвечу тебе
  и твоим друзьям с тобою.
 
5 Взгляни на небо и смотри;
  воззри на облака, они выше тебя.
 
6 Если ты грешишь, что делаешь ты Ему?
  и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
 
7 Если ты праведен, что даешь Ему?
  или что получает Он от руки твоей?
 
8 Нечестие твое относится к человеку, как ты,
  и праведность твоя к сыну человеческому.
 
9 От множества притеснителей стонут притесняемые,
  и от руки сильных вопиют.
 
10 Но никто не говорит: "где Бог, Творец мой,
  Который дает песни в ночи,
 
11 Который научает нас более, нежели скотов земных,
  и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?"
 
12 Там они вопиют, и Он не отвечает им,
  по причине гордости злых людей.
 
13 Но неправда, что Бог не слышит
  и Вседержитель не взирает на это.
 
14 Хотя ты сказал, что ты не видишь Его,
  но суд пред Ним, и — жди его.
 
15 Но ныне, потому что гнев Его не посетил его
  и он не познал его во всей строгости,
 
16 Иов и открыл легкомысленно уста свои
  и безрассудно расточает слова.
Свернуть
В своей речи Элиу снова и снова (быть может, сам того не замечая) повторяет...  Читать далее

В своей речи Элиу снова и снова (быть может, сам того не замечая) повторяет аргументы, уже приводившиеся Иову его друзьями. Он говорит Иову: какое дело Богу до твоей праведности? И праведность, и греховность — дело человеческое, оно касается лишь самих людей, но никак не Бога (ст. 2 – 8). Впрочем, Элиу в данном случае оказывается последовательнее друзей Иова, ведь он с самого начала свидетельствует Иову о Боге, Которому нет дела до такой мелочи, как отдельный человек и его жизнь. Но по-своему Элиу всё же допускает промысел Божий в делах человеческих, хотя конкретному человеку с его проблемами от этого не легче. Элиу говорит Иову: посмотри, сколько людей в мире страдает от несправедливости, но ведь никто из них не обвиняет Бога в своих несчастьях (ст. 9 – 11). Они терпеливо ждут суда, потерпи и ты, говорит Иову Элиу (ст. 13 – 14).

И здесь Элиу остаётся вполне последователен: его Бог — Творец и Владыка вселенной, а не Бог отдельного, конкретного человека, и действует Он тоже в масштабах вселенной. Когда-нибудь, возможно, у Него дойдут руки и до отдельного человека, включая Иова, но произойдёт это, так сказать, в плановом порядке, а менять Свои планы ради отдельного человека Бог Элиу, конечно, не станет, у Него есть иные, куда более масштабные задачи. Пока же Иову лучше молчать и не раздражать Бога дерзкими речами, чтобы не заслужить от Него ещё более сурового наказания (ст. 15 – 16). Конечно, Элиу не отрицает того факта, что жизнь людей на земле могла бы быть другой, если бы не «нечестие злых людей», из-за которого Бог не отвечает тем, кто жалуется на притеснителей (ст. 12). Более того, Элиу уверен, что в конечном итоге всё будет хорошо, что день суда настанет (ст. 13). Просто на всё нужно время, а Богу пока не до таких мелочей.

Продолжая своё свидетельство, Элиу остаётся верен себе. Его Бог — не только Владыка вселенной, Он и владыка всех людей, но именно всех, а не каждого в отдельности. Власть Бога проявит себя в отношении к каждому, но в своё время, которого нужно дождаться. Бог Элиу напоминает земного царя, до которого не просто добраться: есть государственная машина, есть установленный порядок разрешения дел, и добиться чего-нибудь помимо этого установленного порядка от царя невозможно, попытка обратиться к царю напрямую не вызовет у него ничего, кроме гнева. Такой образ Бога лишний раз подтверждал, что до отдельного человека с его проблемами и несчастьями, праведностью и греховностью Богу Элиу нет никакого дела.

Свернуть
 
На Иов 35:1-16
1 И продолжал Елиуй и сказал:
 
2 Считаешь ли ты справедливым,
  что сказал: "я правее Бога"?
 
3 Ты сказал: "что пользы мне?
  И какую прибыль я имел бы пред тем,
  как если бы я и грешил?"
 
4 Я отвечу тебе
  и твоим друзьям с тобою.
 
5 Взгляни на небо и смотри;
  воззри на облака, они выше тебя.
 
6 Если ты грешишь, что делаешь ты Ему?
  и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
 
7 Если ты праведен, что даешь Ему?
  или что получает Он от руки твоей?
 
8 Нечестие твое относится к человеку, как ты,
  и праведность твоя к сыну человеческому.
 
9 От множества притеснителей стонут притесняемые,
  и от руки сильных вопиют.
 
10 Но никто не говорит: "где Бог, Творец мой,
  Который дает песни в ночи,
 
11 Который научает нас более, нежели скотов земных,
  и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?"
 
12 Там они вопиют, и Он не отвечает им,
  по причине гордости злых людей.
 
13 Но неправда, что Бог не слышит
  и Вседержитель не взирает на это.
 
14 Хотя ты сказал, что ты не видишь Его,
  но суд пред Ним, и — жди его.
 
15 Но ныне, потому что гнев Его не посетил его
  и он не познал его во всей строгости,
 
16 Иов и открыл легкомысленно уста свои
  и безрассудно расточает слова.
Свернуть
Продолжая свою речь, Элиу утверждает абсолютный и несомненный суверенитет Бога во всём, что касается Его творения, включая человека. Но человек в речи Элиу немногим...  Читать далее

Продолжая свою речь, Элиу утверждает абсолютный и несомненный суверенитет Бога во всём, что касается Его творения, включая человека. Но человек в речи Элиу немногим отличается от всякого другого творения. Как и Элифаз немного раньше, Элиу утверждает, что Богу нет дела до человеческой праведности. Он и не глядя на поступки человека знает, чего стоит каждый.

Элиу как бы не замечает, что тем самым он совершенно обесценивает не только всякий путь праведности, но даже религиозность как таковую: ведь и она в конечном счёте основана на представлении о нормативном поведении, за следование которому, равно как и за отступление от которого, следует воздаяние. Но тут как раз с Элиу, по-видимому, играет дурную шутку его собственный опыт харизмата. В самом деле: такой опыт ведь далеко не всегда оказывается опытом прямого личного богообщения. Не случайно все харизматы всех времён и народов нередко описывают свои переживания в терминах если не прямо пантеистических, то близких к пантеизму, предпочитая говорить не о Боге собственно, а о Его силе и о Его дыхании.

И зачастую на поверку эти сила и дыхание оказываются чем-то таким, что охватывает человека, вовлекая его в экстаз, порой достаточно бурный, за которым довольно сложно бывает почувствовать какую бы то ни было волю. Такой харизмат не столько встречается или общается с Богом, сколько отдаётся во власть стихии, пусть и не физической. Неудивительно, что в этом случае он ощущает свою полную зависимость от той силы, во власть которой себя отдаёт. И тут уже от человека действительно ничего не зависит. Можно быть кем угодно и каким угодно — во время экстаза это совершенно неважно.

С человеком происходит нечто такое, над чем он не властен и чем он не может управлять, он и помыслить не может, чтобы чего-нибудь потребовать от того потока, в котором оказался. А если добавить к этому, что и сам экстаз начинается порой достаточно неожиданно, то получается, что человек действительно не может ни требовать какого бы то ни было суда, ни ожидать встречи лицом к лицу. Бог — сила, Он — охватывающее человека дыхание, а человек — лишь объект Его воздействия, но никак не субъект каких-то с Ним отношений, тем более равноправных. Если опыт человека таков, он действительно едва ли сможет понять Иова, желающего поговорить с Богом, как человек с человеком.

Свернуть
 
На Иов 35:1-16
1 И продолжал Елиуй и сказал:
 
2 Считаешь ли ты справедливым,
  что сказал: "я правее Бога"?
 
3 Ты сказал: "что пользы мне?
  И какую прибыль я имел бы пред тем,
  как если бы я и грешил?"
 
4 Я отвечу тебе
  и твоим друзьям с тобою.
 
5 Взгляни на небо и смотри;
  воззри на облака, они выше тебя.
 
6 Если ты грешишь, что делаешь ты Ему?
  и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
 
7 Если ты праведен, что даешь Ему?
  или что получает Он от руки твоей?
 
8 Нечестие твое относится к человеку, как ты,
  и праведность твоя к сыну человеческому.
 
9 От множества притеснителей стонут притесняемые,
  и от руки сильных вопиют.
 
10 Но никто не говорит: "где Бог, Творец мой,
  Который дает песни в ночи,
 
11 Который научает нас более, нежели скотов земных,
  и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?"
 
12 Там они вопиют, и Он не отвечает им,
  по причине гордости злых людей.
 
13 Но неправда, что Бог не слышит
  и Вседержитель не взирает на это.
 
14 Хотя ты сказал, что ты не видишь Его,
  но суд пред Ним, и — жди его.
 
15 Но ныне, потому что гнев Его не посетил его
  и он не познал его во всей строгости,
 
16 Иов и открыл легкомысленно уста свои
  и безрассудно расточает слова.
Свернуть
Плача о своей участи, Иов говорил, что на его долю выпало то, что суждено нечестивым и беззаконным, хотя Иов ходил...  Читать далее

Плача о своей участи, Иов говорил, что на его долю выпало то, что суждено нечестивым и беззаконным, хотя Иов ходил по путям правды Божьей. В чем же разница, что дало Иову его воздержание от греха? В устах Иова этот вопрос был обоснованным, он был оправдан самим сюжетом книги. Но Елиуя постановка такого вопроса возмущает. Так нельзя, говорит он, потому, что так нельзя.

Елиуй утверждает, что праведность человека ничего не приносит Богу, и нечестие человека не причиняет Ему ущерба. Однако дерзкие слова Бог слышит и суд Его неотвратим. По мнению Елиуя, Иов безнаказанно говорил все это лишь потому, что гнев Божий еще не достиг его. Спрашивается, что же тогда страшное, нечеловеческое страдание Иова, если «гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости»? Такое впечатление, что слова Иова Елиуй слушал только для того, чтобы найти причину осудить Иова. Реального же страдания Иова Елиуй просто не замечает.

Мнение Елиуя можно было бы признать справедливым, если бы не Крест Господень. Крест, на котором Сын Божий разделяет подлинное страдание каждого человека. Крест, на котором Сын Божий страдает от того, что люди отвергают Бога. Крест, на котором Бог являет людям, что наш разрыв с Ним и наша смерть Ему не безразличны. Крест, на котором Бог открывает путь жизни для Иова.

Богословие Елиуя уводит в сторону от Нового завета; быть может, автор книги Иова столь подробно излагает его речи именно для того, чтобы читателю, знакомому с пророческой традицией, это было вполне очевидно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).