1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. 3 Начну мои рассуждения издалека, и воздам Создателю моему справедливость, 4 потому что слова мои точно не ложь; пред тобою — совершенный в познаниях. |
5 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца. 6 Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным; 7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. 8 Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, 9 то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились. 10 И открывает их ухо для вразумления, и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. 11 Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. 12 Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. |
13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы. 14 Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. 15 Он спасает бедного от беды его, и в угнетении открывает ухо его. 16 И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. |
17 Но ты преисполнен суждениями нечестивых; суждение и осуждение — близки. 18 Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. 19 Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. 20 Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. 21 Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. 22 Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? 23 Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо"? 24 Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. 25 Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. 26 Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. 27 Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем; 28 из облаков каплют и изливаются обильно на людей. 29 Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? 30 Вот, Он распространяет над ним свет Свой, и покрывает дно моря. 31 Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. 32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. 33 Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее. |
У Елиуя высокая самооценка, он даже называет себя человеком, совершенным в познаниях. Впрочем, то, что он говорит, мы уже слышали от других, включая его предшественников по обличению Иову. Нельзя же, в самом деле, утверждать, что праведники обязательно возвышаются и всегда вместе с царями находятся на престоле, а если же они окованы цепями, то сами виноваты, им это поделом... Ни из Библии, ни из окружающей нас на протяжении веков действительности подобный однозначный вывод не вытекает.
Верно, однако, то, что суждение и осуждение – близки, здесь мимоходом Елиуй высказывает важную и глубокую мысль. Действительно, обсуждая — человека ли, или проблему — нередко очень легко и незаметно происходит переход от анализа и спокойной оценки к скороспелому суду, а затем и к обвиняющим выводам, весьма часто необоснованным. Впрочем, это же демонстрирует и сам Елиуй.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. 3 Начну мои рассуждения издалека, и воздам Создателю моему справедливость, 4 потому что слова мои точно не ложь; пред тобою — совершенный в познаниях. |
5 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца. 6 Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным; 7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. 8 Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, 9 то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились. 10 И открывает их ухо для вразумления, и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. 11 Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. 12 Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. |
13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы. 14 Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. 15 Он спасает бедного от беды его, и в угнетении открывает ухо его. 16 И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. |
17 Но ты преисполнен суждениями нечестивых; суждение и осуждение — близки. 18 Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. 19 Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. 20 Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. 21 Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. 22 Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? 23 Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо"? 24 Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. 25 Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. 26 Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. 27 Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем; 28 из облаков каплют и изливаются обильно на людей. 29 Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? 30 Вот, Он распространяет над ним свет Свой, и покрывает дно моря. 31 Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. 32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. 33 Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее. |
Обращаясь к Иову, Элиу слагает гимн величию и мудрости Бога (ст. 22 – 33). С такими словами, без сомнения, согласился бы и сам Иов, и его друзья. Но Элиу не ограничивается лишь прославлением премудрости Творца, проявляющейся в творении. Он прямо говорит о том, что целью его речи является то, что современные богословы называют теодицеей, оправданием Бога (ст. 2 – 4). Главной задачей такого оправдания было объяснить, откуда в мире берётся зло и почему нередко оказывается так, что тем, кто готов следовать воле Божией, в этом мире живётся хуже тех, кто с Богом не считается вообще. Теория Элиу проста: Бог всегда поддерживает праведника, а если всё же с праведником случается беда, то это не что иное, как попытка Бога вразумить его тогда, когда по каким-то причинам праведник вдруг впадает в грех (ст. 5 – 12).
Для Элиу такое объяснение, как видно, оказывается единственно возможным, что и не удивительно: ведь только такая позиция заведомо исключает всякий протест, не требуя при этом от человека лишь формального повиновения или принятия над собой власти тупой, безразличной к человеку силы. Если же человек отвергает вразумление Божие, то он в глазах Элиу становится лицемером, который едва ли не хуже откровенного нечестивца (ст. 13 – 15). И потому Элиу призывает Иова не вставать на позицию лицемера, не предпочитать нечестие страданию (ст. 16 – 21). Выдвигая такие аргументы, Элиу оказывается, в известном смысле, непоследователен: ведь если Богу нет дела до праведности или греховности человека, как утверждал недавно сам Элиу, зачем бы стал Он кого-то наставлять или вразумлять? Но, как видно, сердце Элиу было мудрее его разума. Он понимал, что Бог, творящий нечто бессмысленное и бесчеловечное, — не Бог, а чудовище, и сердце его, как видно, восставало против такого Бога не меньше, чем сердце Иова, которого Элиу хотел убедить в правоте Божией. И потому Элиу пытается найти смысл в действиях Бога, хотя всё, сказанное им о Боге прежде, не давало на это никакой надежды.
Ключом в поисках смысла оказывалось для Элиу смирение, как он его понимал. Не случайно в своей речи Элиу называет праведника «бедняком» (ст. 15): уже в допленной гимнографии, отражённой в Книге Псалмов, бедняки Господни стали живым примером смирения. Но это было подлинное смирение, полное предание себя в волю Божию, без которого не может быть нормальной, полноценной духовной жизни. Элиу же, сам того не замечая, подменял истинное смирение ложным. Ведь он говорит не о смирении перед Богом, Который ведёт человека за Собой, открывая ему путь праведности, а о Боге, Которому до отдельного человека вообще нет дела, для Которого все люди на одно лицо, так, что и их праведность, и их грехи Ему безразличны. В таком случае смириться означало уже не предать себя в волю Божию, а склониться перед лицом грубой и совершенно равнодушной к человеку силы, за которой Бог скрывается, как за завесой. От подлинного смирения такая позиция, конечно, очень далека. Но она позволяла хоть как-то осмыслить то, что казалось Элиу промыслом Божиим. И это своё осмысление он, как видно, предлагает Иову от лица Божия в ответ на задаваемые Иовом Богу вопросы.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. 3 Начну мои рассуждения издалека, и воздам Создателю моему справедливость, 4 потому что слова мои точно не ложь; пред тобою — совершенный в познаниях. |
5 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца. 6 Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным; 7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. 8 Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, 9 то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились. 10 И открывает их ухо для вразумления, и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. 11 Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. 12 Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. |
13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы. 14 Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. 15 Он спасает бедного от беды его, и в угнетении открывает ухо его. 16 И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. |
17 Но ты преисполнен суждениями нечестивых; суждение и осуждение — близки. 18 Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. 19 Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. 20 Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. 21 Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. 22 Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? 23 Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо"? 24 Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. 25 Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. 26 Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. 27 Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем; 28 из облаков каплют и изливаются обильно на людей. 29 Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? 30 Вот, Он распространяет над ним свет Свой, и покрывает дно моря. 31 Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. 32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. 33 Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее. |
Продолжая свою речь, обращённую к Иову, Элиу прибегает к аргументу, который уже звучал из уст друзей Иова. Хотя, возможно, не так явно, как он прозвучал в устах Элиу. Смысл аргумента в том, что всякое страдание — непременно наказание за какой-нибудь грех. По-другому у Бога не бывает, и, если человек страдает от чего-нибудь, будь то болезнь, несчастье или стихийное бедствие, значит, он согрешил и должен раскаяться. Жаловаться на своё страдание как на нечто несправедливое и незаслуженное означает отвергать Бога и Его суд. В таком суждении Элиу нет ничего странного. Он ведь и раньше говорил Иову, что требовать какой-то личной встречи с Богом, настаивать на суде и оправдывать себя — признак нечестия.
Элиу уверен: Богу не надо встречаться с человеком лицом к лицу, чтобы узнать его, и Свой суд Бог может вынести без такой встречи, заочно. И если человек страдает, значит, суд уже состоялся, приговор вынесен; требовать у Бога ещё чего-то означает лишь демонстрировать собственное нечестие. Элиу произносит яркую речь, смысл которой сводится к тому, что Бог всё знает лучше и человеку остаётся лишь принять Его определения, в том числе и относительно самого себя.
Тогда всё у человека будет хорошо, и его страдания после раскаяния уйдут в прошлое. А иначе будет лишь хуже. Такой взгляд Элиу на Бога и на человека во многом объясняется тем, что он харизмат. Харизматический опыт не всегда открывает человеку полноту личного богообщения. Зачастую случается так, что лицом к лицу такой харизмат с Богом не встречается. Бог нередко открывается такому человеку как безличная сила, как Божье дыхание, за которым не каждый различит присутствие Божьей воли. А без осознания Божьей воли как реальности собственной жизни ни о каком полноценном богообщении говорить не приходится.
В этом случае человек вполне может почувствовать себя всего лишь игрушкой в руках силы, намного его превосходящей, с которой не может быть речи ни о какой встрече и ни о каком личном общении. Если человек воспринимает Бога таким, то он, естественно, будет видеть Его руку в каждой конкретной ситуации и Его определение в каждом случающемся с человеком несчастье. Совершенно реальной разницы между волей Бога и Его попущением такой человек не сможет увидеть в принципе, пока не встретит Самого Бога не как силу или дыхание, а как Личность с собственной волей. Но Элиу, по-видимому, такой опыт неизвестен, и поэтому он не может понять Иова.
1 И продолжал Елиуй и сказал: 2 Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. 3 Начну мои рассуждения издалека, и воздам Создателю моему справедливость, 4 потому что слова мои точно не ложь; пред тобою — совершенный в познаниях. |
5 Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца. 6 Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным; 7 Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. 8 Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, 9 то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились. 10 И открывает их ухо для вразумления, и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. 11 Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости. 12 Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. |
13 Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы. 14 Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. 15 Он спасает бедного от беды его, и в угнетении открывает ухо его. 16 И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком. |
17 Но ты преисполнен суждениями нечестивых; суждение и осуждение — близки. 18 Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. 19 Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, — ни золоту и никакому сокровищу. 20 Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте. 21 Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию. 22 Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? 23 Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо"? 24 Помни о том, чтобы превозносить дела его, которые люди видят. 25 Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. 26 Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. 27 Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем; 28 из облаков каплют и изливаются обильно на людей. 29 Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? 30 Вот, Он распространяет над ним свет Свой, и покрывает дно моря. 31 Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. 32 Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. 33 Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее. |
Последнюю часть своей речи Елиуй предваряет увещанием Иову, призывая его внимать тому, что будет сказано. «Слова мои точно не ложь, перед тобой совершенный в познании», - говорит Елиуй. Мало кто из людей дерзнул бы сказать такое: можно ли быть уверенным в точности своего знания, особенно когда речь идет о Непостижимом? С точки зрения здравого смысла такое вступление обесценивает всю дальнейшую речь Елиуя. Возможно, автор вкладывает в уста Елиуя такие слова потому, что в нем он выводит представителя одной из религиозных группировок своего времени, и хочет сделать его узнаваемым.
Характерная черта рассуждений Елиуя – представление о завершенности мира. Ничего нового не будет появляться на земле, и Бог восседает над ней как грозный, но справедливый Судия. Бог поддерживает праведников и карает беззаконных, вразумляет заблуждающихся, чтобы они не погибли в неразумии. Если бы Иов прислушался к вразумлению, Бог и его избавил бы от несчастий. Эта картина стабильного мира, пусть несовершенного, но завершенного.
Бог, открывшийся в истории людей, вмешивающийся в ход истории и ведущий мир к спасению, Бог Библии – не таков. Библия говорит о Боге, Который действует, чтобы вернуть человечество в Эдемский сад, «возвести на небо», как выражается свт. Иоанн Златоуст. Для Елиуя никакой такой сад не нужен, достаточно того мира, в котором пребывает человечество сейчас.
Во второй части главы Елиуй воспевает величие Бога, царствующего над природой и над миром людей. И снова главное в воспеваемом им Боге – то, что Он за облаками. Как посторонний, поливает он мир дождями и скрывает молнии в Своей деснице – но вопль страдающего не доходит за облака. Автор книги Иова в речах Елиуя доводит до логического завершения позицию друзей Иова, и эта завершенная позиция ужасает своей безжизненностью.
Страдающего Иова Елиуй наставляет превозносить Бога и грозит ему карой за дерзость. И в запальчивости проговаривается: «Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте» (современный перевод Десницкого предлагает вариант: «Зря ты мечтаешь о той ночи…»; Септуагинта и славянский текст звучат еще определеннее: «Не привлецы нощи, еже взыти людем вместо их», - «не зови эту ночь»). О чем говорит Елиуй? Что это за ночь суда, когда целые народы сметаются с лица земли? Елиуй, собственно, имеет в виду слова Иова, когда тот требует открытого суда над собой. В ночь суда погибнут целые народы, и как устоять тогда одинокому Иову? Для Елиуя личность человека не много значит, вот он и предупреждает Иова об опасности суда. Но если в ночь суда Бог уничтожает народы, на замечая отдельных людей, то чего стоят все заклинания Елиуя о Его справедливости?
Может быть, здесь мы становимся свидетелями переломного момента в развитии библейского персонализма, когда в результате проповеди пророков представление о Боге – Владыке народов сменяются вестью о Боге – Избавителе каждого человека. Но самое главное: «ночь, когда сметаются народы», звать которую Елиуй не рекомендует Иову, в пророческих книгах называется Днем Господним, который «мрак, а не свет» – Днем прихода Христа Спасителя. Суть всей речи Елиуя в этом: «не зови Христа». И цена его словам соответствующая.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||