10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. 12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. 13 И было у него семь сыновей и три дочери. 14 И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. 15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. 16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями. |
Эпилог Книги Иова (ст. 10 – 17) напоминает традиционный счастливый конец восточной сказки. На первый взгляд может показаться, что в жизни Иова, по существу, ничего не изменилось: ведь он всего лишь получил назад то, что потерял, когда на него обрушились те беды и несчастья, о которых говорится в начале Книги. Но дело всё же обстоит не так просто. С одной стороны, в прологе Книги речь шла именно об испытании, о проверке праведности Иова. И Иов выдержал эту проверку. Такое утверждение может показаться странным: ведь Иов, как видно, сам раскаялся во всём, что говорил Богу, и отказался от всех требований к Нему, включая и требование признать себя праведником. Но ведь и испытание праведности Иова не было лишь формальным экзаменом на соответствие неким критериям праведности. Бог, как видно, хотел показать Иову, что такое настоящая праведность, не та религиозность, которая, при всех своих возможностях, всё же остаётся делом рук человеческих, а праведность Божия. Но для этого Иов должен был дойти до той границы, до которой может дойти человек, ищущий праведности своими собственными, человеческими усилиями.
И Бог даёт Иову до неё дойти. Потому-то Он и не осуждает Иова даже тогда, когда тот бросает в лицо Богу достаточно серьёзные обвинения, которые в иной ситуации вполне можно было бы расценить как кощунство или богохульство. А когда встреча Иова с Богом, наконец, происходит, Иов оказывается готов увидеть и услышать то, что человек религиозный обычно вынести не в состоянии. Но Иову уже нечего терять, у него впереди только шеол, и он готов принять от Бога всё, лишь бы восстановить отношения с Ним и вновь обрести потерянный смысл жизни вообще и собственной жизни в частности. Неудивительно, что, когда отношения с Богом у Иова восстановились, он вновь обретает утраченное благополучие. Оно в данном случае важно не только само по себе, но, прежде всего, как символ этих утраченных и вновь обретенных отношений. Качество их, конечно, стало иным. Но ведь внешне в нашем, ещё не преображённом мире это новое качество заметить далеко не так просто, для окружающих Иов как был «идеальным праведником», так им и остался. А то, что стояло за привычной внешностью, вероятно, осталось скрытым от чужих глаз. Оно и было тайной духовной жизни Иова. Тайной, которую приоткрывает нам автор Книги.
10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. 12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. 13 И было у него семь сыновей и три дочери. 14 И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. 15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. 16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями. |
Завершение Книги Иова внешне напоминает счастливый конец страшной сказки. Но на самом деле это не так. Вернее, так в том смысле, что конец и в самом деле оказался для Иова счастливым. Но описанное автором книги возвращение прежних счастливых времён приходится считать скорее аллегорией. Она очень напоминает те обещания, которые давали Иову друзья, требуя от него покаяния и уверяя его, что, если он покается, Бог вернёт ему прежние счастливые дни.
Но описать иначе ту перемену, которая произошла с Иовом, было действительно сложно. Он ведь и в самом деле, как видно, стал счастливым человеком. Потому, что жизнь его обновилась. Вновь стала полной и полноценной. Вот об этом и говорит священнописатель. А форма описания новой жизни осталась прежней. И дело тут не только в том, что перемены, скорее всего, действительно затронули отнюдь не внешнюю жизнь Иова в первую очередь. Дело в том, что Иов по-новому осмысливает то, что и прежде уже знал: путь праведности.
Он ведь всегда хотел идти этим путём. Он потому и отстаивал свою праведность, что иначе вся его жизнь стала бы бессмысленной. И вот теперь Иову открывается подлинный путь праведности во всей его полноте — как путь в Божьем мире перед лицом Божьим. И дело тут не в том, что все проблемы Иова разом решились. Дело в том мире, который ему открылся, и который стал для него прообразом Царства. Впрочем, в момент встречи с Богом, в том экстазе, который при этом переживает человек, он действительно нередко забывает о своих проблемах.
Даже своё физическое состояние такой человек переживает иначе. Не исключено, что после встречи с Богом Иов исцелился от своих физических недугов. Но главное всё же было не в этом. Главное было в том, что Иов получил ответы на те вопросы, которые его волновали. И увидел, что жизнь имеет смысл. Что смысл этот привнесён в неё Богом. И что если даже человек порой его теряет, Бог может помочь ему вновь обрести потерянное. Если только просить Его об этом и не отступать, как бы окружающие ни отговаривали и ни призывали быть «скромнее» и «благочестивее». И тогда Бог ответит. И настанет новая жизнь. В большом Божьем мире. В преддверии Царства.
10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. 12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. 13 И было у него семь сыновей и три дочери. 14 И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. 15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. 16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями. |
В эпилоге автор книги еще раз подчеркивает, что доверие и открытость Иова несравненно угоднее Богу, чем немощные попытки его друзей оправдать Бога. Бог не нуждается в добровольцах, преграждающих другим доступ к Лицу Его. Поэтому в эпилоге говорится о том, что друзья говорили о Боге не так верно, как Иов. Обратим внимание на это, ведь суть речей друзей Иова заключалась в том, что Бог насылает страдания, чтобы наказать и воспитать человека. Именно эту точку зрения, оправдывающую сам факт существования страдания и смерти, находящую им некоторое место в мироздании, отвергает Господь. Смерти не должно быть места в мире, и именно она – «последний враг» (1 Кор. 15:26), против которого ополчается Бог.
Богословская позиция автора книги Иова была бы неполной, если бы он не включил в эпилог последний раздел, в котором Иов обретает вдвое против того, что он утратил. Конечно, это изображается весьма символически; нельзя обрести здоровья вдвое больше прежнего здоровья; тем более нельзя возместить утрату близких. Однако автор не предлагает решения проблем, о которых Сам Бог говорит пророкам вещи, которые они с трудом могут вместить. Автор лишь изображает возмещение того, что можно возместить. В первую очередь этим говорится о том, что земное и тварное благополучие – непостоянно и зыбко; в этом автор книги солидарен с Экклезиастом. Но, кроме того, дети и друзья, имущество и здоровье – все это символы жизни, которая основывается только на доверии к Богу и устремленности к Нему.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||