20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
На вопрос, когда же наконец наступит Царство, которое Он проповедует, Христос отвечает очень странным образом. С одной стороны, оно «не придет приметным образом», оно «посреди вас», оно уже растет в тех, кто к нему причастен. С другой стороны, Иисус рисует апокалиптические картины конца света, день, когда Сын Человеческий, как молния «сверкнет от края до края неба». Что же Он хочет сказать этим контрастом? Как можно совместить неприметное наступление Царства с громом, молниями и огненным дождем Второго пришествия? Видимо, перед нами не просто две различные картины проникновения вечности в наш мир, но и два образа жизни: можно жить вхолостую, «продавать, покупать, садить, строить», заглушая своей кипучей деятельностью признаки грядущего Царства, а можно — уже жить в нем, вернее, осуществлять его в жизни, в отношениях с людьми и Богом, взращивать Царство «посреди нас».
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Сегодняшнее чтение продолжает тему Царства в его эсхатологическом аспекте. Речь в данном случае идёт не об описании конца времён как завершения (вернее, разрыва) исторического процесса, а о самом моменте возвращения Спасителя и окончательного торжества Царства, безотносительно к срокам и вообще к конкретной истории. Но становление Царства происходит в два этапа: на первом этапе оно оказывается ещё незаметным, так, что о нём знают немногие (ст. 20–21), а видимым каждому оно становится лишь впоследствии, и это видимое всем явление Царства составляет суть второго этапа (ст. 22–37).
Надо отметить, что на первом этапе Царство пребывает не только в сердцах тех, кто хранит ему верность, но и в их собраниях (соответствующее греческое выражение можно перевести не только как «внутри вас», но и как «среди вас»). Собственно, этот первый этап разворачивается на наших глазах, мы живём в эпоху наступления Царства, которое, однако, ещё не раскрылось во всей своей полноте. И сегодняшнее чтение раскрывает перед нами смысл существования Церкви, которую апостол Павел называет «телом Христовым»: он сводится к тому, чтобы нести Царство в мир. Христианство не новая религия и не новая мораль, а Иисус не религиозный реформатор и не учитель нравственности. Он не создал ни новой богословской школы, ни новой религиозной организации. Он оставил в мире лишь сообщество людей, которые будут жить одной с Ним жизнью Царства. Церковь была основана Им, как такое сообщество. Потому-то нести в мир Царство и оказывается главной задачей Церкви, а вся её остальная деятельность — лишь формы и способы решения этой главной задачи.
В конце же времён, когда невидимое станет для всех очевидным, Церковь становится духовным ядром нового, преображённого мира. И конец этот наступает не естественным образом, не как логическое завершение исторического процесса, а как его разрыв, как событие сверхъестественное и потому для всех неожиданное. Царство не может восторжествовать естественным путём в мире, испорченном грехопадением и лежащем во зле, оно может включить его в себя, лишь кардинально изменив и обновив, а такой процесс не может пройти гладко, никого не затрагивая и никому не причиняя неприятностей. Подобное было бы возможно лишь в том случае, если бы в мире Царство принял каждый. Но человек свободен в выборе, и Бог не предопределяет ничьих судеб. Потому мир и разделяется на тех, кто «берётся», и тех, кто «оставляется». Торжество Царства предопределено, но свою судьбу каждый выбирает сам.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
На вопрос, когда же наконец наступит Царство, которое Он проповедует, Христос отвечает очень странным образом. С одной стороны, оно «не придет приметным образом», оно «посреди вас», оно уже растет в тех, кто к нему причастен. С другой стороны, Иисус рисует апокалиптические картины конца света, день, когда Сын Человеческий, как молния «сверкнет от края до края неба». Что же Он хочет сказать этим контрастом? Как можно совместить неприметное наступление Царства с громом, молниями и огненным дождем Второго пришествия? Видимо, перед нами не просто две различные картины проникновения вечности в наш мир, но и два образа жизни: можно жить вхолостую, «продавать, покупать, садить, строить», заглушая своей кипучей деятельностью признаки грядущего Царства, а можно — уже жить в нем, вернее, осуществлять его в жизни, в отношениях с людьми и Богом, взращивать Царство «посреди нас».
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Говоря о Царстве, Иисус снова и снова описывает его как реальность духовную, которая не подчиняется законам падшего мира, а, наоборот, подчиняет их себе. Он не устаёт повторять, что такого Царства, которого ожидало в те времена большинство верующих, — Царства земного, всем видимого, для всех очевидного и торжествующего в мире сем — не будет. Он, наоборот, вновь и вновь говорит о Царстве, которое «внутри нас» и «среди нас» (соответствующее греческое выражение можно понимать в обоих смыслах). А затем — совершенно, казалось бы, неожиданно — говорит о Своём возвращении во славе. Которого не заметить будет просто невозможно. Как и Царства, которое тогда станет очень даже заметным. Парадокс? На первый взгляд, да.
Но лишь на первый взгляд. При более внимательном рассмотрении всё оказывается как раз вполне понятным и логичным. А как, в самом деле, может войти в мир Царство, которое не от мира сего? Уж конечно не так, как входят в него земные царства, не триумфатором, не торжествующим победителем. Такое Царство сможет войти в мир только через людей. Через людей, которые согласятся жить по законам этого Царства, а не по законам падшего мира.
С тем, чтобы вместить в своё сердце новую жизнь, жизнь, которой в падшем мире не найти. Только так может неотмирное Царство войти в мир и воздействовать на него. Но чтобы жить этой новой жизнью, придётся отказаться от жизни мира сего. Не от физической жизни физического тела, а от того отделённого от большого Божьего мира существования, которое мы по недоразумению называем жизнью и которое медленно, но верно истощает и наши души, и наши тела.
Иначе нельзя: если не отказаться от этого существования, жить будет некогда и нечем. И только в случае отказа можно обрести именно жизнь, жизнь в настоящем смысле слова, в той её полноте, которая свойственна Царству. И тогда мы станем частью того процесса, который начался рождением Спасителя и завершится Его возвращением во славе. Процесса вхождения Царства в мир и его раскрытия в мире. Процесса преображения этого мира и нашей собственной, человеческой природы. Процесса, который, если быть последовательным, в конце пути откроет нам жизнь Царства во всей её полноте.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Царствие Божие названо находящимся внутри нас, а по другой версии перевода - среди нас. В любом случае необходимо признать, что оно начинается рядом с нами, в наших сердцах и проецируется на отношения с окружающими и наши дела. Люди привыкли ждать его прихода как какой-то внешней силы, которая изменит мир к лучшему и наведёт порядок, замечательно всем распорядится независимо от наших усилий, заведомо считающихся бессмысленными. Но Господь не случайно призывает нас идти за Собой и быть Своими соработниками. Нет, мы не призваны к пассивности.
Глядя на огромное количество лжемессий, выдающих себя за Христа, невольно задумаешься: не сбываются ли пророчества о близости конца света? Акцентируя внимание на одних признаках и не обращая внимания на другие, можно и впрямь попасться на удочку. Но вот перед нами одно из указанных обстоятельств: в момент второго пришествия будет продолжаться обычная повседневная жизнь. И это значит, что не следует прислушиваться к тем горе-проповедникам, которые призывают всё бросить и ждать конца света. Нет, нормальная жизнь должна продолжаться.
Трудно понять слова о том, что спасающие душу губят её, если руководствоваться человеческими соображениями. Но здесь идёт о спасении не от того, от чего мы её пытаемся спасти, а от того, от чего спасает Господь. Не понимая, где подлинное спасение, мы и губим себя.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. 26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Сегодня Господь говорит нам о готовности — готовности встретить Его лицом к Лицу. В день, когда Он явится, мир будет занят своими обычными делами. Но ведь и у нас есть обычные дела, которые мы должны делать каждый день — нам нужно и есть и пить, и покупать и строить. Как же нам быть готовыми к последней встрече? Здесь Господь вспоминает о спасении Лота из Содома (Быт. 19) — он ведь тоже жил в этом грешном городе, ел и пил, покупал и продавал. Но тем не менее, он отличался от остальных горожан. Лот, будучи пришельцем, жил по своим законам, а не по обычаям Содомитов. Об этом и говорит Спаситель: «Царство Божие внутрь вас есть» — то есть, мы, хотя и не видим Его лица, но живем по законам Его Царства уже сейчас, в этой жизни. Это законы верности Богу (чтобы не уподобиться жене Лота, превратившейся в соляной столп), служения и самоотдачи (чтобы отказаться от своей души и, тем самым, оживить ее) и любви к тем, кто нас окружает (ведь Лот спасся благодаря своему гостеприимству).
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. |
Вопрос, заданный фарисеями Иисусу о времени наступления Царства, вполне закономерен, по крайней мере, в контексте той логики и того понимания Царства, которыми они руководствовались. Они были уверены, что Царство должно явиться миру как сильное земное государство, существующее и утверждающееся по законам непреображённого мира.
Конечно, внутренние его законы, по которым будут жить его обитатели, будут отличаться от законов языческих государств: по мнению фарисеев, Царство должно было стать идеальным государством, основанным на Торе. Ничего удивительного в этом нет: религиозные люди (и фарисеи тут не исключение) во все времена были уверены в возможности построения идеального государства, основанного на данных Богом законах. Даже светские по характеру утопии имеют религиозные корни. И фарисеям, как всем религиозным людям, было невдомёк, что даже Тора не может сделать человека безгрешным, а значит, даже на её основе можно построить оптимальное, но отнюдь не идеальное общество и создать лучшее, но отнюдь не совершенное государство.
Иисус же, отвечая им, говорит о Царстве, которое, по собственным Его словам, «не от мира сего», которое может быть «внутри» или «среди» (соответствующее греческое слово предполагает оба значения) тех, кто откроет входящему в мир Царству своё сердце. А ещё Он говорит им о Себе как о Том, Кто принёс Царство в мир, так, что, когда Его земной путь завершится, каждый день Его пребывания в мире будет вспоминаться с радостью и с грустью о том, что всё кончилось. Но это Он говорит тем, кто видел принесённое Им в мир Царство лишь извне, внутренне его не приняв.
Своим ученикам Он говорит: не поддавайтесь ни на какие обманы и уловки, не верьте тем, кто скажет вам, что Царство может стать частью нынешнего, непреображённого порядка вещей, что оно может восторжествовать прежде Моего возвращения. А когда Я вернусь, говорит Спаситель, не заметить Моего возвращения будет невозможно. Тогда и настанет день торжества Царства. А до тех пор остаётся лишь верить, ждать и нести Царство в мир, внутри себя и в своей среде, решая ту главную задачу, которую поставил перед Своими верными Иисус.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 23 и скажут вам: "вот, здесь", или: "вот, там", — не ходите и не гоняйтесь, 24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. |
В кратких словах сегодняшнего евангельского чтения обозначен, быть может, один из наиболее глубоких конфликтов фарисеев со Христом. Воодушевляемые буквальным и поверхностным пониманием Писания, они ждут явления силы Божьей в их времени. «Когда придет Царство Божие?», — задавая этот вопрос Христу, они имеют в виду освобождение от политической власти Рима и создание сильного теократического государства. Они ожидают, что все страны и народы признают их «роль в современном мире» и прибегнут к их авторитету и руководству. Слово Божье говорит о временах, когда десять язычников ухватятся за полу иудея, потому что с ними Бог, и это пророчество Захарии исполнится на иудеях, ставших учениками Иисуса. Но фарисеи не представляют себе Небесного Царства иначе, как в политической сфере. В сущности, они воспроизводят распространенную античную модель общества, поделенного между наместниками царя, и видят себя такими наместниками. Еще бы, ведь они столько трудов понесли для подчинения людей этому теократическому государству. Фарисеи здесь вовсе не оригинальны: ученики Христа задают Ему весьма похожие вопросы. Смешение государственной власти и веры во все времена было мечтой маловерных и ленивых людей.
И потому так трудно воспринять ответ Христа: «...вот, Царство Божие внутри вас». Господь говорит, что Царство Божие, в отличие от земных государств, не имеет определенного места или признаков, и еще раз повторяет это Своим ученикам. В истории было множество попыток указать на ту или иную страну как на историческую победу теократии. Мессианское царство фарисеев и Византия, Священная Римская империя и Святая Русь претендовали и претендуют на этот статус. «Не ходите и не гоняйтесь», - говорит на это Господь в Синодальном переводе. Эти слова также можно перевести как «не уйдите и не погонитесь» за этим призраком. Но важнее всего в этих словах Христа то, что даруемое Богом Царство Его внутри нас не зависит ни от каких исторических обстоятельств. Для фарисеев Царство Божье — вопрос власти над людьми. Для христиан, по апостолу Павлу — вопрос гражданства самих людей, которые выбирают между царями земными и Царем небесным. И Его Царство имеет место здесь и сейчас, в любых обстоятельствах жизни, если только сам человек соглашается на это.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
Говоря о Царстве, Иисус не называет никаких дат и не указывает никаких мест. Он говорит: Царство внутри вас. Соответствующее греческое выражение допускает также перевод «среди вас», но это кардинально дела не меняет: всё равно такого Царства, какое надеялись увидеть задававшие Спасителю вопрос фарисеи, Он им не обещает.
Так что же: Царства не будет? Всё только внутри нас, в наших сердцах? Или среди нас, в наших собраниях? Нет, конечно. В новозаветных книгах сказано вполне достаточно такого, что заставляет посмотреть на Царство как на реальность вселенского масштаба. Но фарисеи-то спрашивали о другом. Они надеялись увидеть земное Царство. Ну, может быть, не совсем земное.
Может быть, такое, где к земному добавится немного небесного — ровно столько, сколько надо, чтобы Царство открылось всем и каждому как именно Божье, как такое, которому невозможно противостоять потому, что не только человеческие, но и сверхчеловеческие силы, верные Богу, на его стороне.
Но всё же Царство это явится миру как нечто совершенно объективное. Как нечто такое, очевидность чего не зависит от отдельного человека. А человеку останется лишь принять эту очевидность — или противостать Царству и погибнуть. Царства ожидали как явления Божьей силы в первую очередь. Так, что человеку остаётся лишь подчиниться этой силе: ведь противостоять ей невозможно.
Иисус говорит о другом Царстве. О том, которое может войти в мир только через человека. Сделать сильным того, через кого входит. И своим дыханием преобразить мир, действуя изнутри него, через живых носителей Царства. Вначале — сердца людей, затем — собрания верных, а в конце пути и в конце времён — Царство во всей своей вселенской полноте. Царство, не просто побеждающее людей своей силой, но и преображающее их своим дыханием. Дыханием Божьей любви.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
В течение всех трех лет Своего земного служения Господь Иисус Христос говорит о том, что в сжатом виде сконцентрировано в этих словах, но мало в ком находит понимание. Даже после Воскресения и Пятидесятницы это откровение остается одним из самых трудных для понимания во всем христианстве. То, что Царство Божие не придет приметным образом, почему-то очень часто разочаровывает нас, и мы стараемся не думать об этих словах. Вероятно, дело в том, что из этих слов Спасителя вытекает, что вне нас, в мире, в котором мы живем, мы будем видеть не волнующие и прекрасные проявления Царства Божьего, а скорбь и страдание. Лишь в собственном сердце дарует нам Святой Дух утешение и переживание присутствия Царства Божьего. А это очень трудно, и принять это — означает принять слово Христа о том, что желающий следовать за Ним должен взять крест.
Однако едва ли Господь хотел разочаровывать нас, когда говорил это. Напротив, в этих словах Он открывает нам удивительную надежду. Приход Царства Христа в силе и славе возможен только в конце времен, когда суд Божий подведет итог истории. Но, говорит Господь, то самое грядущее Царство, которое видится пророкам как завершение и цель истории, уже сегодня дано нам не как обещание, а как совершившийся факт. Это Царство внутри, глубоко в сердце людей, и часто оно незаметно не только для окружающих, но и для самого человека (и об этом тоже предупреждает Господь Своих учеников). Но оно уже есть, мы уже являемся его жителями, оно уже проявляется в нашем сердце и нашей жизни.
Царство Божье отличается от всех известных нам земных государств в первую очередь тем, что все подданные этого Царства повинуются непосредственно Царю. В Царстве Божьем нет места тому, что наш сегодняшний язык называет «вертикалью власти», потому что она потребна только в земном государстве. Эта непосредственность отношений каждого человека с Богом — великий дар Царства, разительно отличающий его и от Ветхого завета, и, тем более, от всего, что могли себе представить язычники. Именно потому, что Бог открывает Свое Царство внутри людей, в их сердцах, оно уже здесь и сейчас становится для нас источником жизни, тем, что Христос называет «источником воды, текущей в жизнь вечную».
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
И сейчас многие люди, даже христиане, представляют себе Царствие Божие таким же «внешним» образом, как его представляли себе фарисеи: вот, придет Мессия, Царь Иудейский, и установит Свое Царство в народе Божием вовеки, и все прочие народы преклонятся пред этим Царством. Остается только узнать, когда. Иисус же говорит, что и такое Его пришествие тоже будет (см. стихи 23-24), но это не будет установлением Царства: Царство устанавливается неприметным образом.
В истолковании Иисуса Царство Божие — это не устройство общества, а отношение между Богом и человеком, это не социальная реальность, а духовная (поэтому оно часто называется Царством Небесным, ведь небо — это символ духовного мира). Это такое положение вещей, когда человек признает Бога своим Царем, принимает свое внутреннее личное решение исполнять именно Его волю. Конечно, такое Царство невидимо, оно совершается в тайне внутренней духовной жизни человека, оно «внутри нас», но, с друой стороны, это Царство и явлено людям, потому что совершенное совпадение воли человеческой с волей Божией осуществлено во Христе, а Он, Царство Божие во плоти, — «посреди нас».
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. |
Рассказ о том, как выглядит и как действует Царство Божие, понятен любому человеку, если, как ни странно, о Царстве не говорить. Когда мы ищем для себя душевного комфорта, то чужие рецепты редко могут подействовать. Если нам очень плохо, мы, конечно, будем кидаться на слова «там тебе будет хорошо». Но ситуация не переменится к лучшему, пока мы не изменимся изнутри. Стоит нашему внутреннему состоянию улучшиться, как проблемы, вчера вызывавшие тоску и печаль, сегодня кажутся уже не столь безнадежными. Все нам становится легко. Правда, моменты просветления редко длятся долго и никогда — всю жизнь.
Воздействие Царства на нашу жизнь неизмеримо сильнее, потому что Царство вечно и присутствие Бога внутри нас постоянно. Этот же факт в другом месте Иисус описал словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Мы боимся Креста, боимся подчинить себя воле Божьей, боимся быть с Ним. Если впустить Царство внутрь себя, Крест, Воля, иго - все это останется. Только смотреть мы на все это будем без страха, а с радостью.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
В описании того, как наступает Царство Божие, непривычно выглядит слово «оставится». Понятно, что жизнь человечества мало похожа на то, что мы знаем по словам Иисуса о свойствах и проявлениях Царства. Но выясняется, что выбор для нас будет именно таким: или идти в неизвестное, или оставаться здесь, но теперь уже навсегда. Вражда, войны, горе, болезни, смерть будут вечными, что мало кому понравится. И выбирать приходится одно из двух. Кажется, только так можно понять сегодняшнее евангельское чтение. Но упоминание о жене Лота дает нам своего рода инструкцию и о том, как надо уходить. Почему она тогда оглянулась, несмотря на запрет? Возможно, это было простое любопытство: что же там происходит после того, как ты ушел, как они живут, как они умирают, что они кричат, когда на них обрушивается огненный дождь? Возможно, это был последний взгляд на город, где она прожила всю жизнь, с которым было так много связано: дом, семья, дети, - все было там, и всего, что там было хорошего, ей было жаль. Или это было обычное человеческое желание еще раз пережить прошлое, прокрутить в голове несколько раз все драки, после которых еще хочется махать кулаками и выйти победителем. Возможно, есть и другие причины, достаточные с нашей точки зрения для того, чтобы обернуться и посмотреть на то, что не увидишь больше никогда. Но идти, повернув голову назад, практически невозможно: если и не станешь соляным столбом, то сломаешь ноги, а то и шею свернешь.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Продолжая традицию пророков Израиля, Господь говорит о конце мира, о дне, когда явлен будет Сын Человеческий, как о конце истории, и приводит на память слушателям события, бывшие прообразами этого дня. Зная наш совершенно нездоровый интерес к концу мира, занимающему нас порой больше самого Евангелия, Господь обращает внимание учеников на то, что действительно важно для нас.
Оба приведенных Им прообраза говорят о катастрофе, настигающей людей по причине их собственных грехов. В обоих случаях Бог предлагает путь спасения, который заключается в абсолютном доверии Ему. И в том, и в другом случае лишь немногие оказываются способными воспользоваться этим шансом. Для остальных же катастрофа оказывается неожиданностью, потому что люди не думают и не беспокоятся о том, что они собой представляют.
Продолжая, Господь подтверждает ученикам, что Последний день в самом деле будет неожиданностью для мира, и единственной возможностью спастись будет доверие и преданность Богу. Он говорит о людях, находящихся в одинаковых ситуациях (двое на одной постели и две, мелющие вместе), внутреннее расположение которых одним дает возможность довериться Богу, а других лишает ее. Помимо прочего, эти слова Христа важны потому, что помогают нам в истолковании прообразов: Ной и Лот оказываются избранными и спасенными не по заслугам, а по их способности поверить Богу и выйти из окружающего их греховного мира.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. 28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. 31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. 34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. 37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. |
Судя по словам Спасителя, его возвращение будет для мира неожиданным. Впрочем, речь скорее приходится вести об ожидаемой неожиданности: не случайно Он Сам сравнивает ситуацию со всемирным потопом и с гибелью Содома. Почему же так получается? Ведь в новозаветных книгах достаточно говорится о дне возвращения Иисуса и торжества Царства. Как видно, дело тут не в недостатке информации. Дело, скорее, в том, насколько серьёзно мы к ней относимся. Сегодня уже ни для кого не секрет, что даже в христианской среде тему второго пришествия Христова многие воспринимают несколько неадекватно.
С одной стороны, современные христиане его боятся. Оно и неудивительно: ведь часто со вторым пришествием Спасителя ассоциируются ужасы и катастрофы. Конечно, Книга Откровения говорит и о катаклизмах, и о катастрофах, но заканчивается она всё же описанием нового неба и новой земли, а также нисходящего с небес Иерусалима — символа торжествующей Церкви. Однако завершение это многими игнорируется, и под апокалипсисом сегодня даже христиане чаще подразумевает не откровение (что и означает в переводе с греческого соответствующее слово), а последнюю и окончательную катастрофу, которая положит конец существованию человечества.
С другой стороны, не секрет также и то, что многих христиан сегодня устраивают те средневековые представления о посмертных наградах и наказаниях, о рае и об аде, корни которых надо искать не столько в Библии, сколько в традиционных египетских или греческих религиозных представлениях. Для многих христиан христианство стало связываться не столько с Мессией и грядущим торжеством Царства, сколько с достижением благого посмертия через исполнение тех или иных религиозных предписаний. При таком положении дел неудивительно, что возвращение Спасителя становится даже для «христианского» мира той самой ожидаемой неожиданностью. И, судя по словам Спасителя, ни о какой подготовке к встрече с Ним и с Царством речи быть не может: человек или живёт жизнью Царства, и тогда он «берётся», или не живёт, и тогда он «оставляется».
Оно и неудивительно: ведь жизнь христианина в Царстве — процесс длительный, это именно жизнь, меняющая человека порой небыстро, но неуклонно. И до возвращения Спасителя такие люди могут жить бок о бок с теми, кто к Царству отношения не имеет. А когда Он вернётся, начинать жить полноценной духовной жизнью будет уже поздно: ведь на то, чтобы укорениться в Царстве, тоже нужно время. Конечно, последний выбор можно сделать и в день Суда. Но тогда, вероятно, сделавшим его придётся спасаться, по образному выражению апостола Павла, как бы выпрыгивая из огня. Вариант не лучший, но лучше всё же так, чем никак.
32 Вспоминайте жену Лотову. |
Господь предлагает нам вспомнить нечто, как бы обернуться назад. Но ведь именно это было, мягко говоря, ошибкой жены Лота (Быт. 19:26): она оглянулась.
Есть очень грустное высказывание: «Единственное, чему учит история, — это то, что она ничему не учит!» Это очень нехристианские слова, они полны скепсиса. Вся Библия — это история, история взаимоотношений между Богом и человеком, и она учит, многие века продолжает учить человечество. Многие из ее уроков уже восприняты, уже стали чем-то, как бы само собой разумеющимся. Но нам нужно ее вновь и вновь перечитывать, чтобы научиться и тому, что еще не воспринято. И один из таких уроков — жена Лота.
Господь всегда впереди нас, Он ведет нас к спасению, проходя этот путь перед нами. И это значит, что нам нужно взирать на Него, смотреть вперед, а не назад. Нельзя жить со свернутой назад головой, нельзя искать идеала в прошлом, его там нет, потому что Господь — всегда впереди! Хорошо помнить об уроках, полученных нами раньше (все мы — ученики Христовы), но не стоит застревать в переживании своих прежних грехов и радостей: отдадим их Богу и устремимся вперед, как об этом пишет апостол Павел (Флп. 3:13-14).
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. |
Несколько раз в разных обстоятельствах Господь повторяет ученикам эту мысль, и все же она остается одной из самых трудных для восприятия в евангельском тексте. Усилия сохранить, сберечь душу свою Господь называет губительными. Между тем, мы привыкли думать, что в Евангелии речь идет о «спасении души». Все дело, вероятно, в том, что, когда ты пытаешься сохранить свою жизнь (а душа и жизнь в евангельском контексте — почти синонимы), это означает, что ты занят собой. А спасение, которое предлагает Своим ученикам Христос, в том и заключается, чтобы заниматься не собой. Путь учеников Христа не столько путь углубленного самоусовершенствования ради духовного совершенства, сколько путь отдания себя другим. Именно это делает Евангелие такой практической книгой, и именно поэтому в нем практически ничего не говорится о самоусовершенствовании. Вера, действующая любовью, как называет Писание практику христианской жизни, в падшем мире, конечно — путь потерь и поражений, путь креста. Жизнь, которую человек отдает другим, в самом деле теряется, губится, как говорит Христос. Но все же Он говорит, что только так можно оживить свою душу, обрести подлинную жизнь.
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. |
Ведя речь о наступлении Царства, Спаситель говорит о разделении между теми, кто входит в него, и теми, кто остаётся вовне. Причём оказывается, что никаких внешних признаков, отличающих тех, кто входит, от тех, кто остаётся, нет, по крайней мере, на первый взгляд.
Два, казалось бы, одинаковых человека, ведущих одинаковый образ жизни, живущих рядом, по соседству или даже в одном доме, занятых одним и тем же делом могут оказаться по разные стороны границы, отделяющей Царство от мира сего. Как видно, всё перечисленное не является определяющим, когда дело касается Царства. Важным оказывается нечто иное, такое, чего физическим зрением не увидишь.
Оно и неудивительно: ведь Иисус не раз говорил о том, что Царство начинается в сердце человека, и лишь потом становится реальностью внешней, в конце времён охватывая всё мироздание. Но вот вопрос: увидят ли его те, в чьём сердце Царства нет? А если увидят, то каким оно для них будет? Из приведённых слов Спасителя это не совсем понятно. Но не исключено, что Царство действительно может оказаться реальным до конца и в полноте лишь для тех, у кого оно уже пребывает в сердце. Конечно, это не значит, что все остальные не увидят ничего.
В тексте ничего не сказано о том, что увидят забираемые или остающиеся. Но вполне возможно, что они окажутся в разных мирах, в разных реальностях. Ведь и рядом с Иисусом во время Его земного служения одни переживали чудеса, исцелялись, ходили по воде — словом, достаточно явным и очевидным для них самих образом пребывали в Царстве, приобщаясь его жизни, в то время, как другие, не доверявшие Иисусу, не замечали ничего.
Конечно, нельзя быть полностью уверенным, что и при возвращении Спасителя во славе всё будет так же, но исключить чего-то подобного, быть может, в иных формах и масштабах, нельзя. В самом деле: нельзя оставаться в духовном пространстве Царства, не имея его внутри, не живя его жизнью. Для таких людей оно окажется недоступным, хоть и близким, они вполне смогут оказаться в физическом пространстве Царства, но его духовное измерение всё равно окажется для них закрытым. Что это будет означать для таких людей, как будет выглядеть? Вряд ли сегодня мы сможем себе представить. Ясно лишь одно: это будет не то, чего хочет для них Спаситель.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||