14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: "Господи! кто поверил слышанному от нас?" 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. |
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, "по всей земле прошел голос их, 19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: и до пределов вселенной словá их". "Я возбужу в вас ревность не народом, 20 А Исаия смело говорит: раздражу вас народом несмысленным". "Меня нашли не искавшие Меня; 21 Об Израиле же говорит: "целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному".Я открылся не вопрошавшим о Мне". |
Продолжая разговор о праведности, Павел вновь возвращается к теме выбора. Для него очевидно, что вопрос принадлежности или непринадлежности к народу Божию определяется готовностью принять свидетельство о том Царстве, которое принёс в мир Спаситель. Конечно, нельзя говорить ни о какой вере, если нет свидетельства, свидетельство остаётся той основой, без которой о распространении Царства в нашем ещё не до конца преображённом мире говорить не приходится (ст. 14 – 15). Но, с другой стороны, принятие Царства может быть исключительно добровольным, и потому каждый решает для себя сам, прислушается ли он к свидетельству или нет. Конечно, многое зависит здесь от самого свидетельства. Не случайно апостол говорит о верности, которая связана со «слышанием», т.е. с умением услышать, а слышание связывает со словом Божиим, с тем откровением, без которого невозможно не только войти в Царство, но и просто понять, о чём идёт речь и куда зовёт слушающего свидетель (ст. 16 – 17). Свидетельство о Царстве по определению не бывает делом чисто человеческим, это касается как того, кто свидетельствует, так и того, кто слышит свидетельство и принимает его.
Но откровение даётся лишь тому, кто ищет встречи с Богом и готов принять то, что Бог ему откроет. Не случайно апостол говорит об упорстве как о главной преграде на пути принятия свидетельства, имея в виду не только свидетельство апостолов о Царстве, но и свидетельства пророков древности о том, чего Бог ожидал в те времена от Своего народа (ст. 18 – 21). Как видно, причина неприятия свидетельства во все времена была одной и той же, и сводилась она в конечном счёте к тому, что выбирал слушающий: свои или общепринятые представления о Боге и о том, чего Он ждёт от человека, или свидетельство тех, кому воля Божия была открыта непосредственно. Прежде речь шла о выборе пути, теперь речь шла о Царстве. Но и тогда, и теперь этот выбор определял судьбу человека перед лицом Божиим, а значит, и его судьбу в вечности.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: "Господи! кто поверил слышанному от нас?" 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. |
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, "по всей земле прошел голос их, 19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: и до пределов вселенной словá их". "Я возбужу в вас ревность не народом, 20 А Исаия смело говорит: раздражу вас народом несмысленным". "Меня нашли не искавшие Меня; 21 Об Израиле же говорит: "целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному".Я открылся не вопрошавшим о Мне". |
Часто можно слышать такую точку зрения — «Я не хочу, чтобы между мной и Богом были посредники. Мне никто не нужен». И в этом есть зерно истины, ведь мы все призваны к личным взаимоотношениям с Богом, Он через Сына своего выходит к нам навстречу, простирает к нам руки и зовет. Но есть в этом и большая опасность, которая состоит в том, что мы подменяем волю Божью своими эмоциями и интуитивными предчувствиями. Нам кажется, что мы слышим что-то в своем сердце и принимаем эти ощущения за веление Бога. Иногда и через это с нами говорит Бог. Но это полный опасностей и очень кружной путь. Апостол же предлагает нам единственный путь познавать замысел Господень о нас — Слово Божие. Потому что именно оно и есть тот главный фундамент, на котором должна строиться наша жизнь, потому что именно там содержаться ответы на все вопросы. Образно выражаясь, это наша главная пища, то, без чего очень и очень трудно жить христианину.
И здесь становится очень важными слова Павла о слышании Слова Божия — не слушании, а слышании. Мы можем заглатывать огромными кусками текст Священного Писания, не размышляя, и не получить ни одного ответа на те вопросы, которые волнуют нас ежедневно. А можем читать понемногу, размышляя над каждым словом, над тем, что сегодня хочет сказать нам Господь о нашей жизни. И тогда каждый стих может превзойти все наши ожидания, перевернуть все наши представления и открыть нам путь к Тому, кто является источником Вечной Жизни.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" |
Невозможно поверить кому бы то ни было, если тебе не расскажут об этом человеке. Так и со Христом: Ему не поверишь и не доверишься, пока с Ним не познакомишься. И главный смысл христианского свидетельства в том и заключается, чтобы дать возможность каждому познакомиться с Ним.
Конечно, знакомство само по себе ещё не означает, что отношения доверия возникнут. Собственно, знакомство само по себе вообще не обязывает ещё ни к каким отношениям: мало ли с кем нам приходится знакомиться? Не все же потом становятся нам друзьями. Но многое зависит от того, каким было знакомство. И каким было общение. Общаться ведь можно по-разному. Можно всерьёз, а можно поверхностно. И если человек не хочет настоящих, глубоких отношений, их и не будет даже при весьма продолжительном знакомстве.
Можно знать человека годами — и совершенно при этом его не знать. И с Богом так же: можно знать Его — и не знать. Доверие — от того, что услышал, а слышание — от слова Христова. Или от слова о Христе — употреблённое апостолом выражение можно понять и так. Впрочем, одно не так уж далеко от другого. Ведь за словом о Христе, если его услышать и довериться тому, кто его говорит, затем непременно зазвучит и слово самого Христа. Если только, конечно, услышать. А вот с этим бывают проблемы.
Бывает, что человек не хочет слышать. Потому, что иногда вообще проще сделать вид, что не услышал. Такая своеобразная избирательная глухота — порой весьма полезная лукавым людям. Но тут не всегда сознательное лукавство. Иногда человек включает механизм этой своего рода психической фильтрации неосознанно. Когда, к примеру, он чувствует, что, если принять услышанное всерьёз, жизнь придётся менять, и менять кардинально. А менять не хочется, да и страшно.
Вот тогда-то и включаются защитные механизмы, те самые фильтры, о которых человек не думает и даже, может быть, не знает как раз потому, что они работают автоматически. Но автоматику эту включает всё же изначально сам человек — своим страхом или своей ленью. И потому Павел говорит в данном случае об ответственности человека: ведь в конечном счёте именно позиция человека определяет, заработают ли в его душе механизмы, надёжно отделяющие их обладателя от Бога, от Христа и от Царства, или нет.
то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: "всякий, верующий в Него, не постыдится". 12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо "всякий, кто призовет имя Господне, спасется". |
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!" 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: "Господи! кто поверил слышанному от нас?" 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. |
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, "по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной словá их". |
Вся жизнь святого Андрея Первозванного описана в этом отрывке из послания к Римлянам. Он на себе испытал принцип действия закона: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?». Он поверил и пошел за Иисусом невероятно быстро. Евангелие не дает нам ничего кроме одной фразы Спасителя, после которой, немедленно бросив лодку, сеть, рыбу, Андрей и Петр пошли ловить человеков. И потом всю жизнь, не часто встречаясь нам на страницах Писания, Андрей шел и проповедовал, чтоб поверили, а, поверив, призвали Имя Иисуса и спаслись. Жизнь и смерть апостола дают нам основные правила поведения для благовестника: 1. Донести Благую Весть до каждого; 2. Помнить, что человек свободен не принять благовестие; 3. Не ждать видимых и быстрых плодов своего труда.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||