1 Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия. 2 Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме. 3 Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. 4 Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. 5 Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. 6 И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы. |
7 Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. 8 Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты — как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? 9 Для чего Ты — как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас. 10 Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. |
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. |
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте". 14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. |
17 И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. 18 Выхожу я на поле — и вот, убитые мечом; вхожу в город — и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. |
19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. 20 Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. 21 Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. 22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это. |
Оказавшись на грани гибели, человек вынужден переосмыслить свои представления о Боге. Иеремия находится между двумя несовместимыми способами представить ситуацию. С одной стороны, происходящие бедствия исходят от Бога, это наказание на неверие, и поэтому Бог не поможет и даже не будет слушать мольбы о помощи. Но с другой — пророк не в силах отказаться от уверенности в том, что «Божье имя наречено над нами», что Бог, несмотря ни на что, остается единственной надеждой и спасением Израиля. В этом парадоксе сходится требовательный, справедливый и наказывающий Бог и — Бог прощающий и спасающий. И разрешить это противоречие можно только одним способом: сочетать эти два противоположных образа в одном слове «ТЫ». Это и есть молитва, это и есть покаяние, это прямое столкновение с той реальностью Бога, которая не укладывается в стройную схему каких-либо представлений.
1 Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия. 2 Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме. 3 Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. 4 Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. 5 Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. 6 И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы. |
7 Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. 8 Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты — как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? 9 Для чего Ты — как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас. 10 Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. |
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. |
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте". 14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. |
17 И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. 18 Выхожу я на поле — и вот, убитые мечом; вхожу в город — и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. |
19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. 20 Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. 21 Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. 22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это. |
Снова, как и во дни Илии, народ погряз в языческом нечестии, и снова на страну обрушилась засуха. Но теперь всё гораздо хуже. Если во времена Илии скрыто от посторонних глаз сохранялось немалое число верных, не склонившихся перед языческими божествами, то теперь верный остаток сильно поредел. И вот Господь до такой степени отворачивается от неверного народа, что даже просит Иеремию не молиться о нём. Заметим, однако, что запрет молиться за грешников не отрицает возможности покаянной молитвы самих грешников. Господь вовсе не собирался отказывать народу в Своей помощи. Но любое благо, поданное нераскаянному народу, не пойдёт ему на пользу.
Важный урок, преподанный здесь — необходимость осторожного отношения к словам, возвещаемым пророками. Увы, не все пророчества исходят от Бога, многие из них — мечты сердца своего, принимаемые за голос свыше. Но виртуальные построения лжепророков непременно рухнут. Подаваемые ими ложные надежды развеются.
Господь же сурово и нелицеприятно предупреждает народ о заслуженных им бедствиях. Но подлинный пророк, возвещающий Его волю, а не собственные пожелания, не утрачивает надежды на Его милость. Осознавая всю справедливость Божьего гнева, такой пророк всё равно не допускает разрушения завета между Господом и Его народом, как бы ни поредело число верных.
1 Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия. 2 Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме. 3 Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. 4 Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. 5 Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. 6 И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы. |
7 Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. 8 Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты — как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? 9 Для чего Ты — как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас. 10 Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. |
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. |
13 Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: "не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте". 14 И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. |
17 И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. 18 Выхожу я на поле — и вот, убитые мечом; вхожу в город — и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. |
19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. 20 Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. 21 Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами. 22 Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это. |
Оказавшись на грани гибели, человек вынужден переосмыслить свои представления о Боге. Иеремия находится между двумя несовместимыми способами представить ситуацию. С одной стороны, происходящие бедствия исходят от Бога, это наказание на неверие, и поэтому Бог не поможет и даже не будет слушать мольбы о помощи. Но с другой — пророк не в силах отказаться от уверенности в том, что «Божье имя наречено над нами», что Бог, несмотря ни на что, остается единственной надеждой и спасением Израиля. В этом парадоксе сходится требовательный, справедливый и наказывающий Бог и — Бог прощающий и спасающий. И разрешить это противоречие можно только одним способом: сочетать эти два противоположных образа в одном слове «ТЫ». Это и есть молитва, это и есть покаяние, это прямое столкновение с той реальностью Бога, которая не укладывается в стройную схему каких-либо представлений.
7 Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. |
Пророк Иеремия ведет диалог с Богом. Иногда он говорит от себя, иногда от имени народа Израильского. А Бог отвечает — и Иеремии, и народу. Нет, не так. Точнее: Бог призывает пророка и говорит ему, обращаясь то к нему лично, то через него к народу.
И вот мы читаем, что приносит Иеремия Богу от имени народа. Да, покаяние. Настоящее покаяние, в котором, кроме осознания своего греха, есть обращение к Богу как к Тому, Кто может что-то сделать, чтобы исправить положение. Заметим, что здесь нет ни малейшей попытки самооправдания или поиска причин для своего беззакония — только констатация. И упование на Бога: что Он сделает с нами что-нибудь «ради имени Своего» — не за наши прошлые заслуги и достоинства, а исключительно по Его внутренней сущности.
Что ж, все это — про покаяние — вполне годится и для нашего времени. Но вот есть парочка вопросов, над которыми, мне кажется, стоит поразмыслить: какое право имеет Иеремия приносить покаяние от лица целого народа? И еще: что делать, если видишь отступничество и беззакония народа, а народного покаяния нет?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||