9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. |
Пророческий опыт — опыт прямого откровения. Когда Бог говорит пророку, что Он вложил Свои слова в его уста, слова Божьи надо понимать буквально. Уникальность пророческого опыта в том и заключается, что пророк совершенно буквально слышит голос Божий и свидетельствует о том, что услышал.
Но это не значит, что Бог использует Своих пророков исключительно в качестве рупора. Опыт пророка далёк от того медиумизма, который был столь популярен в образованных кругах начала XIX в. Медиум действительно оказывается для тех сил, которые его используют, всего лишь рупором: не случайно медиум во время сеанса всегда пребывает в трансе, а впоследствии не помнит того, что говорил.
С пророками такого не бывало никогда. Даже в тех случаях, когда их экстазы бывали бурными и даже буйными, даже тогда, когда казалось, что в своих экстазах они пребывают где-то в ином измерении, так, что реальность нашего мира переставала для них существовать, — даже тогда пророки, в отличие от медиумов, сохраняли всю полноту сознания. Доказательством этому был тот факт, что, каким бы бурным ни был экстаз, по его окончании пророки всегда помнили, что они пережили во время экстаза, и могли рассказать другим об увиденном и услышанном.
Такое различие между медиумом и пророком не случайно: ведь Богу человек нужен не как инструмент, не как орудие осуществления Своих планов, а сам по себе, как уникальная и неповторимая личность, потому-то Бог и не лишает никогда Своих служителей личности, сохраняя им и память, и полноту сознания. Более того: Бог делает Своих служителей самыми настоящими Своими сотрудниками.
Когда мы говорим о пророческом слове, как о слове Божьем, нам всё-таки надо помнить, что слово это — богочеловеческое, богочеловеческое во всей полноте. Пророк для Бога — не только не говорящий автомат, он для Него даже и не секретарь. Пророк для Бога — полноценный участник Его планов. Бог не диктует пророку готовый текст, Он открывает ему смысл того, что хочет открыть, а выразить открытые Богом смыслы, воплотить их в слово — задача пророка.
Потому-то каждая пророческая книга имеет своё неповторимое лицо, и лицо это человеческое. Ничего удивительного тут нет: ведь Бог хочет не просто использовать людей, Он хочет спасти их, приобщить к жизни Своего Царства. А для того, чтобы это стало возможным, он вовлекает каждого из них в творчество, в котором главным Творцом является Он Сам.
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. |
Пророческий опыт — опыт прямого откровения. Когда Бог говорит пророку, что Он вложил Свои слова в его уста, слова Божьи надо понимать буквально. Уникальность пророческого опыта в том и заключается, что пророк совершенно буквально слышит голос Божий и свидетельствует о том, что услышал.
Но это не значит, что Бог использует Своих пророков исключительно в качестве рупора. Опыт пророка далёк от того медиумизма, который был столь популярен в образованных кругах начала XIX в. Медиум действительно оказывается для тех сил, которые его используют, всего лишь рупором: не случайно медиум во время сеанса всегда пребывает в трансе, а впоследствии не помнит того, что говорил.
С пророками такого не бывало никогда. Даже в тех случаях, когда их экстазы бывали бурными и даже буйными, даже тогда, когда казалось, что в своих экстазах они пребывают где-то в ином измерении, так, что реальность нашего мира переставала для них существовать, — даже тогда пророки, в отличие от медиумов, сохраняли всю полноту сознания. Доказательством этому был тот факт, что, каким бы бурным ни был экстаз, по его окончании пророки всегда помнили, что они пережили во время экстаза, и могли рассказать другим об увиденном и услышанном.
Такое различие между медиумом и пророком не случайно: ведь Богу человек нужен не как инструмент, не как орудие осуществления Своих планов, а сам по себе, как уникальная и неповторимая личность, потому-то Бог и не лишает никогда Своих служителей личности, сохраняя им и память, и полноту сознания. Более того: Бог делает Своих служителей самыми настоящими Своими сотрудниками.
Когда мы говорим о пророческом слове, как о слове Божьем, нам всё-таки надо помнить, что слово это — богочеловеческое, богочеловеческое во всей полноте. Пророк для Бога — не только не говорящий автомат, он для Него даже и не секретарь. Пророк для Бога — полноценный участник Его планов. Бог не диктует пророку готовый текст, Он открывает ему смысл того, что хочет открыть, а выразить открытые Богом смыслы, воплотить их в слово — задача пророка.
Потому-то каждая пророческая книга имеет своё неповторимое лицо, и лицо это человеческое. Ничего удивительного тут нет: ведь Бог хочет не просто использовать людей, Он хочет спасти их, приобщить к жизни Своего Царства. А для того, чтобы это стало возможным, он вовлекает каждого из них в творчество, в котором главным Творцом является Он Сам.
1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, 2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, 3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. |
4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. |
6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. 7 Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. |
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. 10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. |
11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. 12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. |
13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. 14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. 15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. 16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. 17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. 18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. 19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. |
Перед нами новая пророческая книга, «Книга Иеремии». С одной стороны, она рассказывает о «делах давно минувших дней», когда произносил свои харизматические проповеди человек по имени Иеремия, когда жили другие, непохожие на нас люди с другой культурой, другой верой, другими представлениями о мире. Но с другой стороны, это книга о вечном — о том, как Бог действует в мире через человека. Человек призван именно к этой цели — чтобы осуществлять Божье присутствие к этом мире, и Иеремия узнает, что предназначен для этого служения «от утробы матери». В его уста влагается божественное Слово, чтобы совершать то, чего желает Бог: «искоренять и разорять, созидать и насаждать», то есть — изменять мир, человеческое общество, жизнь отдельных людей. В этом смысле феномен пророчества выходит за рамки библейской истории и превращается в грандиозную задачу для каждого человека: служить Божьему замыслу словом, делом и всей жизнью.
1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, 2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, 3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. |
4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. |
6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. 7 Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. |
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. 10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. |
11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. 12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. |
13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. 14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. 15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. 16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. 17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. 18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. 19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. |
Иеремия был призван на пророческое служение от чрева матери. Значит ли это, что пророку заранее было предопределено быть неуязвимым для греха, что он был свободен от соблазнов, искушавших и искушающих других людей? Нет, конечно, он такой же человек, как и все остальные, он так же слаб и способен спотыкаться. Так-то оно так, да не совсем так. Иеремия согласился опереться на силу, даруемую Господом, и при этом оказался способен принять её.
Господь, призывая пророка на служение, уподобляет его укреплённому городу. Нам немного странно видеть такое сравнение, ведь мы помним такие поговорки и крылатые фразы, как «один в поле не воин» или же «голос единицы тоньше писка». Но тот, кого призвал Господь, даже в одиночестве становится воином. И очень часто, будучи вынужден противостоять враждебным или попросту обманутым толпам, такой человек оказывается сильнее целых полчищ. И даже будучи повержен, по видимости потерпев поражение, он остаётся победителем. Ведь победа всё равно принадлежит Тому, Кто поставил пророка на служение.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||