7 Но не у всех
такое
знание: некоторые и доныне с совестью,
признающею
идолов, едят
идоложертвенное
как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. |
Продолжая разговор о любви и о свободе, Павел указывает на тот факт, что в Царстве одно неотделимо от другого. В таком единстве для него, как видно, и заключено подлинное знание. Для жителя Царства знание — не просто информация о том, как обстоит дело, но и понимание того, как этой информацией воспользоваться с тем, чтобы не принести духовного вреда ближнему. Церковь — не научная организация, ставящая своей целью познать и описать как можно более полно законы духовной жизни, а община жителей Царства, главной задачей которой является спасение каждого, кто хочет спастись. Для решения же этой задачи, особенно учитывая испорченность падшей человеческой природы, лечение порой оказывается важнее обучения. А в таком случае на всякое знание приходится смотреть именно с терапевтической точки зрения: поможет ли оно духовно не окрепшему брату стать сильнее и укорениться в жизни Царства или, наоборот, лишь нанесёт ему душевную травму, от которой тому, возможно, придётся оправляться не один день. Пища для духовной жизни, безусловно, не является решающим фактором, но что если вопрос о пище станет камнем преткновения для тех, кто ещё не готов к полноте свободы Царства (ст. 8 – 9)? Их тела, конечно, не осквернятся пищей, но муки совести о совершённом грехе (пускай и мнимом) вполне могут осквернить их душу и помешать им на духовном пути (ст. 7).
Принцип «естественной Торы» работает и здесь: как язычников Бог судит в соответствии с уровнем их нравственного развития, так и людей религиозных Он судит по мере их религиозности. И если религиозный человек, внешне подражая той духовной свободе, которой на самом деле не имеет, станет нарушать нормы и правила, которые он в душе считает для себя обязательными, такое нарушение станет для него вполне реальным грехом. Так демонстрация духовной свободы тем, кто к ней не готов, может оказаться для них духовно губительной (ст. 9 – 11). Это и неудивительно, ведь духовная свобода — не совсем то, что свобода выбора в нашем, ещё не преображённом мире. Здесь она лишь возможность, там — уже реализация, и если человек ещё не умеет использовать те возможности, которые предоставляет ему жизнь Царства, ему лучше пользоваться той мерой свободы, которую он может выдержать, не ломаясь духовно. А всем остальным нужно эту меру учитывать, если они не хотят повредить своему ближнему и разрушить дело, начатое Спасителем (ст. 12 – 13).
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. |
Так называемая идоложертвенная пища была достаточно серьёзной проблемой для первых христиан. Проблема заключалась в том, что в одной церковной общине вполне могли оказаться как евреи, так и недавние язычники. При этом важно помнить, что массовое язычество в евангельские времена уже не было явлением религиозным, что тех, кого мы привычно называем язычниками, было бы вернее называть просто светскими людьми, большинство из которых о религии до обращения ко Христу думало, скорее всего, совсем немного, если думало вообще. Такие люди привычно ели привычную им пищу, вовсе не думая, а может быть, и совсем забывая, что формально купленное, к примеру, на городском рынке мясо было посвящено богам, покровительствовавшим этому самому рынку.
Получалось так, что формально вся пища, продаваемая на рынках, была посвящена языческим богам, она вся была идоложертвенной, но обращённые ко Христу недавние язычники беспокоились на сей счёт не больше, чем до обращения. Они просто не думали ни о каких богах и ни о какой религии, когда закупались на городском рынке — ни до обращения, ни после. А вот христиане-евреи воспринимали всё гораздо серьёзнее, они никогда не покупали мясо и другие продукты на городском рынке, у них были свои лавки, где все продукты были гарантированно кошерными.
Разумеется, после прихода Христа всё описанное уже не имело принципиального значения, тем более для язычников, от которых никто никогда и не требовал соблюдения кашрута. Тем не менее, когда евреи и недавние язычники оказывались за одним столом, получалось так, что на этом столе вполне могла появиться пища, формально посвящённая языческим богам, и если для бывших язычников такое посвящение ровно ничего не значило и не меняло, то для евреев ситуация оказывалась явно соблазнительной.
Они никак не могли отделаться от мысли, что грешат против Бога, питаясь пищей, посвящённой языческим богам, и их совесть их осуждала, хотя объективных причин для беспокойства у них и не было. И вот в такой ситуации Павел советует не игнорировать такого рода беспокойство. Не стоит ставить брата в ситуацию, для него затруднительную и соблазнительную, если можно этого избежать. Конечно, может встать вопрос: насколько далеко могут зайти требования тех, кто соблазняется то одним, то другим, и от чего действительно стоит отказаться, идя навстречу чужой религиозной щепетильности?
Ответ нетрудно найти в послании апостола: там речь идёт о вещах, духовно безразличных тому, кто готов пойти навстречу. О том, что не затрагивает суть его духовной жизни. Недавнему язычнику, к примеру, было совершенно безразлично, является ли мясо, которое стоит на столе, кошерным, или оно куплено на городском рынке. В таком случае лучше пойти навстречу тому, кому это небезразлично: ведь духовная жизнь недавнего язычника от такого шага ничуть не страдает.
А вот духовная жизнь его брата-еврея пострадать может: постоянный внутренний разлад нормальной духовной жизни отнюдь не способствует. Таково общее правило, которому советует следовать Павел: человек религиозно менее щепетильный должен уступать человеку религиозно более щепетильному постольку, поскольку такие уступки не разрушают его собственной духовной жизни. Тогда многие проблемы церковной жизни решатся сами собой и мира в церковных собраниях станет больше.
1 О идоложертвенных
яствах
мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. 3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. |
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — 6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. |
7 Но не у всех
такое
знание: некоторые и доныне с совестью,
признающею
идолов, едят
идоложертвенное
как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. |
Удивительно слова апостола Павла читаем мы сегодня: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Павел лучше кого бы то ни было понимает, что вопросы внешние, такие, как пища, обычаи, традиции, не имеют первостепенной важности. И как приятно сказать: «Я-то знаю, что всё это ерунда, могу делать что захочу, ну а эти пусть смотрят на меня и завидуют»… Для апостола Павла, конечно, пища – не главное. Главное для него – люди, братья. И ради того, чтобы не смущать, не вводить во осуждение брата, Павел готов соблюдать любые, осмысленные и бессмысленные, обряды и традиции.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||