1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, 2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
4 Ибо Газа будет покинута, и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. |
5 Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей. 6 И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. 7 И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. |
8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. 9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. 10 Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. 11 Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. |
12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. |
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. 14 И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. |
Национальная спесь появилась, наверное, сразу после того, как осталось незавершенным строительство Вавилонской башни, — да уже больше и не исчезала. Особенно этот вид гордыни и превозношения обостряется теперь во время чемпионатов мира по футболу. Но вот пророк Софония называет несколько народов, кичившихся своей силой в его времена, — и где же они сейчас? Их нет, нет уже много веков. Потому что спесь не спасает, она отгораживает от Бога и тогда приходит День Господень, день гнева. Но возможно и спасение в этот день, оно дается тем, кто смирен или по крайней мере ищет смирения. Только не надо путать смирение с унынием, с безрадостностью, с подавленностью. Смирение — это противоположность гордыне, это открытость к Богу и радостное принятие Его воли.
1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, 2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
4 Ибо Газа будет покинута, и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. |
5 Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей. 6 И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. 7 И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. |
8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. 9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. 10 Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. 11 Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. |
12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. |
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. 14 И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. |
До сих пор мы не раз слышали обращённые к грешникам призывы покаяться и изменить свои пути. Но вот раздаётся пророческий призыв: исследуйте себя, и над ним стоит задуматься.
Должно быть, тем, кто предпочитает действовать, а не рефлектировать, непривычно слышать такие слова. Но оказывается, что свои действия необходимо анализировать, делать из них выводы и подводить итоги. Значит, надо всматриваться в свой внутренний мир, лишь бы только погружение в себя стало не самоцелью, но путём к обретению открытости перед Господом. Ведь никто, кроме Него, не исцелит наш внутренний мир в его полноте.
Совершенно закономерно за призывом исследовать себя следует призыв «взыщите Господа». Два эти призыва взаимосвязаны, верное видение своих поступков должно показать, что нам необходимо в покаянии открыть перед Ботом. Но возникает вопрос: почему взыскать Господа здесь призваны не грешники, а смиренные? Для чего им Его искать, если они и так исполняют Его законы?
Должно быть, для того, что сделавшим шаг по направлению к Господу надо идти всё дальше, с каждым новым щагом глубже вникая в раскрываемую Им перед нами Истину.
Пройдут века, и будет сказано: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4:25). Не потому грозит истребление языческим соседям израильтян, что они принадлежат к другим народам. Но избрав язычество, они сами выбрали путь смерти. Для них покаяние и обращение также возможны, но пока что они идут по иному пути.
1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, 2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
4 Ибо Газа будет покинута, и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. |
5 Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей. 6 И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. 7 И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. |
8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. 9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. 10 Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. 11 Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. |
12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. |
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. 14 И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. |
Национальная спесь появилась, наверное, сразу после того, как осталось незавершенным строительство Вавилонской башни, — да уже больше и не исчезала. Особенно этот вид гордыни и превозношения обостряется теперь во время чемпионатов мира по футболу. Но вот пророк Софония называет несколько народов, кичившихся своей силой в его времена, — и где же они сейчас? Их нет, нет уже много веков. Потому что спесь не спасает, она отгораживает от Бога и тогда приходит День Господень, день гнева. Но возможно и спасение в этот день, оно дается тем, кто смирен или по крайней мере ищет смирения. Только не надо путать смирение с унынием, с безрадостностью, с подавленностью. Смирение — это противоположность гордыне, это открытость к Богу и радостное принятие Его воли.
3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
День Господень, день, когда Господь придет на Свою землю, к Своему народу, ожидался в Израиле как день торжества над язычниками, день воцарения Израиля над всеми народами. Но пророки приносят совсем иное видение этого дня: народ Божий погряз в грехах, святость Божия и грех людской несовместимы, поэтому день Господень — это тьма, а не свет, это не торжество, а День гнева, Dies irae (вспомните знаменитые «Реквиемы» — Моцарта, Верди). И никакие человеческие попытки исполнить закон не спасут в этот день. А есть ли какая-то возможность спасения? Есть, отвечает пророк Софония. Взыщите Господа, не Его закон, а Его Самого. Взыщите правду — не правду дел человеческих, а праведность Божию, от Него Самого исходящую. Взыщите смиренномудрие — а это замечательное слово, парадоксально соединяющее в себе смирение и мудрость. Его можно понять как «смиренная мудрость» — то есть мудрость не гордынная, не надмевающая, а сознающая свои пределы и открытая к гласу Премудрости Божией. А можно понять как «мудрое смирение» — то есть не смирение любой ценой, не «уничижение паче гордости», а направляемая Богом открытость к Его миру, возрастание в отношениях любви к Богу и людям.
Где этот день, в прошлом или в будущем? Ни там, ни там, он — в настоящем. Потому что Господь пришел в этот мир и в нем остается до Своей окончательной победы — и мы живем в этом дне, и слова Софонии обращены прямо к нам.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||