3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
День Господень, день, когда Господь придет на Свою землю, к Своему народу, ожидался в Израиле как день торжества над язычниками, день воцарения Израиля над всеми народами. Но пророки приносят совсем иное видение этого дня: народ Божий погряз в грехах, святость Божия и грех людской несовместимы, поэтому день Господень — это тьма, а не свет, это не торжество, а День гнева, Dies irae (вспомните знаменитые «Реквиемы» — Моцарта, Верди). И никакие человеческие попытки исполнить закон не спасут в этот день. А есть ли какая-то возможность спасения? Есть, отвечает пророк Софония. Взыщите Господа, не Его закон, а Его Самого. Взыщите правду — не правду дел человеческих, а праведность Божию, от Него Самого исходящую. Взыщите смиренномудрие — а это замечательное слово, парадоксально соединяющее в себе смирение и мудрость. Его можно понять как «смиренная мудрость» — то есть мудрость не гордынная, не надмевающая, а сознающая свои пределы и открытая к гласу Премудрости Божией. А можно понять как «мудрое смирение» — то есть не смирение любой ценой, не «уничижение паче гордости», а направляемая Богом открытость к Его миру, возрастание в отношениях любви к Богу и людям.
Где этот день, в прошлом или в будущем? Ни там, ни там, он — в настоящем. Потому что Господь пришел в этот мир и в нем остается до Своей окончательной победы — и мы живем в этом дне, и слова Софонии обращены прямо к нам.
3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
День Господень, день, когда Господь придет на Свою землю, к Своему народу, ожидался в Израиле как день торжества над язычниками, день воцарения Израиля над всеми народами. Но пророки приносят совсем иное видение этого дня: народ Божий погряз в грехах, святость Божия и грех людской несовместимы, поэтому день Господень — это тьма, а не свет, это не торжество, а День гнева, Dies irae (вспомните знаменитые «Реквиемы» — Моцарта, Верди). И никакие человеческие попытки исполнить закон не спасут в этот день. А есть ли какая-то возможность спасения? Есть, отвечает пророк Софония. Взыщите Господа, не Его закон, а Его Самого. Взыщите правду — не правду дел человеческих, а праведность Божию, от Него Самого исходящую. Взыщите смиренномудрие — а это замечательное слово, парадоксально соединяющее в себе смирение и мудрость. Его можно понять как «смиренная мудрость» — то есть мудрость не гордынная, не надмевающая, а сознающая свои пределы и открытая к гласу Премудрости Божией. А можно понять как «мудрое смирение» — то есть не смирение любой ценой, не «уничижение паче гордости», а направляемая Богом открытость к Его миру, возрастание в отношениях любви к Богу и людям.
Где этот день, в прошлом или в будущем? Ни там, ни там, он — в настоящем. Потому что Господь пришел в этот мир и в нем остается до Своей окончательной победы — и мы живем в этом дне, и слова Софонии обращены прямо к нам.
1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, 2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
4 Ибо Газа будет покинута, и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. |
5 Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей. 6 И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. 7 И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. |
8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. 9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. 10 Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. 11 Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. |
12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. |
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. 14 И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. |
Национальная спесь появилась, наверное, сразу после того, как осталось незавершенным строительство Вавилонской башни, — да уже больше и не исчезала. Особенно этот вид гордыни и превозношения обостряется теперь во время чемпионатов мира по футболу. Но вот пророк Софония называет несколько народов, кичившихся своей силой в его времена, — и где же они сейчас? Их нет, нет уже много веков. Потому что спесь не спасает, она отгораживает от Бога и тогда приходит День Господень, день гнева. Но возможно и спасение в этот день, оно дается тем, кто смирен или по крайней мере ищет смирения. Только не надо путать смирение с унынием, с безрадостностью, с подавленностью. Смирение — это противоположность гордыне, это открытость к Богу и радостное принятие Его воли.
1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, 2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. |
4 Ибо Газа будет покинута, и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. |
5 Горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей. 6 И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. 7 И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. |
8 Слышал Я поношение Моава и ругательства сынов Аммоновых, как они издевались над Моим народом и величались на пределах его. 9 Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. 10 Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа. 11 Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. |
12 И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим. |
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. 14 И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. 15 Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. |
До сих пор мы не раз слышали обращённые к грешникам призывы покаяться и изменить свои пути. Но вот раздаётся пророческий призыв: исследуйте себя, и над ним стоит задуматься.
Должно быть, тем, кто предпочитает действовать, а не рефлектировать, непривычно слышать такие слова. Но оказывается, что свои действия необходимо анализировать, делать из них выводы и подводить итоги. Значит, надо всматриваться в свой внутренний мир, лишь бы только погружение в себя стало не самоцелью, но путём к обретению открытости перед Господом. Ведь никто, кроме Него, не исцелит наш внутренний мир в его полноте.
Совершенно закономерно за призывом исследовать себя следует призыв «взыщите Господа». Два эти призыва взаимосвязаны, верное видение своих поступков должно показать, что нам необходимо в покаянии открыть перед Ботом. Но возникает вопрос: почему взыскать Господа здесь призваны не грешники, а смиренные? Для чего им Его искать, если они и так исполняют Его законы?
Должно быть, для того, что сделавшим шаг по направлению к Господу надо идти всё дальше, с каждым новым щагом глубже вникая в раскрываемую Им перед нами Истину.
Пройдут века, и будет сказано: «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4:25). Не потому грозит истребление языческим соседям израильтян, что они принадлежат к другим народам. Но избрав язычество, они сами выбрали путь смерти. Для них покаяние и обращение также возможны, но пока что они идут по иному пути.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||