5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? |
Осия, как и его предшественник и старший современник Амос, не раз обращался к теме празднования дня Яхве, или дня Господня. Ничего удивительного тут нет: ведь в их времена это был один из главных яхвистских праздников. Его праздновали и в Иудее, в Иерусалиме, и на Севере, в Самарийском царстве, в Вефиле, который был религиозной столицей Самарии. Но независимо от места праздник этот был связан с тем ожидаемым торжеством Яхве и яхвизма, которого ждали как на Юге, так и на Севере. Ничего удивительного тут нет: ведь все, кто приходил в день Яхве в Храм Иерусалима или Вефиля, были уверены, что день торжества Яхве станет и днём торжества яхвизма, а значит, и их собственного торжества: ведь никто из приходящих не сомневался в своей принадлежности к народу Божию.
Конечно, большинство приходящих о своей религии вспоминало лишь несколько раз в год, да и со следованием Торе, с соблюдением заповедей у многих были проблемы. Но, как видно, приходящие надеялись, что пышным праздником и многочисленными и обильными жертвоприношениями они компенсируют и повседневное безразличие к духовной жизни, и известное пренебрежение к нравственности. А пророк между тем напоминает им о том, что одними жертвоприношениями от Бога не откупиться. Да и не для того существуют жертвоприношения, чтобы откупаться от Него. Жертвоприношение — совместная трапеза Бога и людей, в этом её изначальный смысл.
Все попытки использовать жертвоприношение, как средство «задобрить» Бога — не что иное, как духовное вырождение соответствующей традиции, которое, конечно, имело место, но ни Богом, ни Его служителями никогда не одобрялось. Оно и понятно: ведь в таком случае вместо ожидаемого освящения народа Богом имела место самая настоящая профанация. Потому пророк и предупреждает своих слушателей, что день Яхве может оказаться для них не днём торжества, а днём Суда. Ведь, как скажет существенно позже апостол, Суд начинается с дома Божия.
5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? |
Вот главный вопрос, к которому ведет человека вера. Для верующего нет вопроса о том, будет ли день торжества и праздника Господня. Более того, он знает, что этот праздник уже начался («вот теперь день спасения», 2 Кор. 6:2). Но где мое место на этом празднике, в чем Божий замысел обо мне, какой конкретный призыв Он ко мне обращает? Как мне откликнуться на этот призыв, как войти в исполнение Его замысла? Что Он скажет мне, когда мы с Ним встретимся лицом к лицу на этом празднике: «Приидите, благословенные» (Мф. 25:34), — или: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7:23)?
Христианская жизнь — это не тихая ниша, а напряженный труд, но труд не изматывающий, а радостный, потому что он совершается не в однообразии будней, а внутри праздника — праздника победы Господа над грехом и смертью, и не под давлением обстоятельств, а добровольно — по любви ко Христу.
5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? |
Осия, как и его предшественник и старший современник Амос, не раз обращался к теме празднования дня Яхве, или дня Господня. В их времена это был один из главных яхвистских праздников. Его праздновали и в Иудее, в Иерусалиме, и на Севере, в Самарийском царстве, в Вефиле, который был религиозной столицей Самарии. Но независимо от места праздник этот был связан с тем ожидаемым торжеством Яхве и яхвизма, которого ждали как на Юге, так и на Севере. Ничего удивительного тут нет: ведь все, кто приходил в день Яхве в Храм Иерусалима или Вефиля, были уверены, что день торжества Яхве станет и днём торжества яхвизма, а значит, и их собственного торжества: ведь никто из приходящих не сомневался в своей принадлежности к народу Божию.
Конечно, большинство приходящих о своей религии вспоминало лишь несколько раз в год, да и со следованием Торе, с соблюдением заповедей у многих были проблемы. Но, как видно, приходящие надеялись, что пышным праздником и многочисленными и обильными жертвоприношениями они компенсируют и повседневное безразличие к духовной жизни, и известное пренебрежение к нравственности. А пророк между тем напоминает им о том, что одними жертвоприношениями от Бога не откупиться. Да и не для того существуют жертвоприношения, чтобы откупаться от Него. Жертвоприношение — совместная трапеза Бога и людей, в этом её изначальный смысл.
Все попытки использовать жертвоприношение, как средство «задобрить» Бога — не что иное, как духовное вырождение соответствующей традиции, которое, конечно, имело место, но ни Богом, ни Его служителями никогда не одобрялось. Оно и понятно: ведь в таком случае вместо ожидаемого освящения народа Богом имела место самая настоящая профанация. Потому пророк и предупреждает своих слушателей, что день Яхве может оказаться для них не днём торжества, а днём Суда. Ведь, как скажет существенно позже апостол, Суд начинается с дома Божия.
1 Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. 2 Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. 3 Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. 4 Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть его, осквернятся, ибо хлеб их — для души их, а в дом Господень он не войдет. |
5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? 6 Ибо вот, они уйдут по причине опустошения; Египет соберет их, Мемфис похоронит их; драгоценностями их из серебра завладеет крапива, колючий терн будет в шатрах их. |
7 Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. 8 Ефрем — страж подле Бога моего; пророк — сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его. 9 Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их. |
10 Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших — но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили. 11 У Ефремлян, как птица улетит слава (чадородия): ни рождения, ни беременности, ни зачатия (не будет). 12 А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! 13 Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. 14 Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. |
15 Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. |
16 Поражен Ефрем; иссох корень их; не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. 17 Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами. |
Продолжается пророческая речь, не прекращаются грозные слова, предрекающие людям самые жестокие последствия того, что они натворили. И среди множества предупреждений поразительно и даже поначалу странно звучит пророчество о возвращении Ефрема в Египет. Тот, Кто вывел народ из Египта, предупреждает о том, что спустя много веков неверный народ может вернуться в исходную точку. Представить такое — всё равно что предположить, что могут быть стёрты века и что всё, что было между Господом и Его народом, растаяло. И что же остаётся теперь? Начинать всё сначала или же даже и не начинать? Но что тогда останется отвернувшимся от единственной Надежды, кроме бессмысленных скитаний между более удачливыми народами?
Нет, Он хранит верность Своим детям даже тогда, когда они Ему неверны. Но иногда, когда нам уж очень хочется обойтись без Него, Он как бы (модное словечко-паразит «как бы», но здесь оно подходит) удаляется и даёт нам возможность увидеть, каково без Него. Или, как в этом случае, рисует последствия попыток обойтись без Него через одного из пророков. И теперь мы вправе поступать как нам угодно, вот только лишаемся одного: возможности утверждать, что «мы этого не хотели». Нас ведь предупреждали!
1 Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. 2 Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. 3 Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. 4 Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть его, осквернятся, ибо хлеб их — для души их, а в дом Господень он не войдет. |
5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? 6 Ибо вот, они уйдут по причине опустошения; Египет соберет их, Мемфис похоронит их; драгоценностями их из серебра завладеет крапива, колючий терн будет в шатрах их. |
7 Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. 8 Ефрем — страж подле Бога моего; пророк — сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его. 9 Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их. |
10 Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших — но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили. 11 У Ефремлян, как птица улетит слава (чадородия): ни рождения, ни беременности, ни зачатия (не будет). 12 А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! 13 Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. 14 Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. |
15 Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. |
16 Поражен Ефрем; иссох корень их; не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. 17 Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами. |
На первый взгляд, сегодняшнее чтение содержит упрёки народу в неблагодарности, в том, что он, получив от Бога всё, в конце концов от Бога отвернулся и забыл Его (ст. 10). Но при более внимательном прочтении становится понятно, что всё не так просто. Не случайно Израиль противопоставляется здесь другим народам (ст. 1). Казалось бы, эти другие так же не знают Бога и не поклоняются Ему, как не поклоняется Ему Израиль, о своём Боге забывший. Но ведь те, другие народы никогда Его и не знали.
С Израилем ситуация другая: само существование еврейского народа связано с прямым вмешательством Бога в историю. В самом деле, еврейская нация формировалась в процессе Исхода, которого не было бы, если бы Бог не организовал его. С другими народами всё было иначе, их существование обусловлено естественными причинами (в той мере, в какой социальные процессы можно считать естественными). Конечно, и их Бог не оставляет, но в целом история этих народов протекает естественно. История же народа Божия с самого начала была задумана Богом как история сверхъестественная, такая, которая будет обусловлена не социальными, а духовными причинами.
Конечно, такое было бы возможно лишь в том случае, если бы народ на это согласился и позволил бы Богу руководить своей жизнью. В отличие от естественных процессов, которые протекают, не спрашивая согласия человека, духовное действие всегда предполагает его участие, притом, если говорить о действии Божием, участие добровольное. И потому у народа Божия всегда есть возможность отказаться от пути, предложенного Богом. Но в таком случае у него исчезает и историческая перспектива. Ведь народ Божий не должен был существовать по естественным законам, его никогда не было в планах Божиих как одного из множества народов, по таким законам существующих. Он может существовать лишь таким образом, каким ему предлагает существовать Бог. К другому существованию народ Божий не приспособлен, он не может и не должен существовать иначе, в естественной истории для него нет места. Всякая попытка жить «как все» ведёт его лишь к духовному вырождению, нравственному разложению и национальной катастрофе.
Но, увы, во все времена в еврейском народе были люди, которые этого не понимали. Во времена Осии их было на Севере большинство. И Бог не просто упрекает Свой народ в неблагодарности: Он предупреждает его о том, что у него есть лишь одна возможность выжить духовно и физически: обратиться к своему Богу и хранить Ему верность. Как и у всякого, кто встал на путь Божий. На путь, с которого не свернёшь, не потеряв и Бога, и себя самого.
1 Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах. 2 Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. 3 Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. 4 Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб похоронный: все, которые будут есть его, осквернятся, ибо хлеб их — для души их, а в дом Господень он не войдет. |
5 Что будете делать в день торжества и в день праздника Господня? 6 Ибо вот, они уйдут по причине опустошения; Египет соберет их, Мемфис похоронит их; драгоценностями их из серебра завладеет крапива, колючий терн будет в шатрах их. |
7 Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности. 8 Ефрем — страж подле Бога моего; пророк — сеть птицелова на всех путях его; соблазн в доме Бога его. 9 Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их. |
10 Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших — но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили. 11 У Ефремлян, как птица улетит слава (чадородия): ни рождения, ни беременности, ни зачатия (не будет). 12 А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них! 13 Ефрем, как Я видел его до Тира, насажден на прекрасной местности; однако Ефрем выведет детей своих к убийце. 14 Дай им, Господи: что Ты дашь им? дай им утробу нерождающую и сухие сосцы. |
15 Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их — отступники. |
16 Поражен Ефрем; иссох корень их; не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделенный плод утробы их. 17 Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами. |
Израиль согрешил, и у него отнимается все самое дорогое — виноградники, «плод чрева», Земля Обетованная и Божья милость. Неужели Господь мстит Своему народу? Ведь Он Сам обещал помиловать «Непомилованную»? Но так ли важны дары, если люди забыли Того, Кто их дарит? Бог в первую очередь хочет от нас верности Ему, «боговедения» (Ос. 6:6), тогда день Господень может стать днем спасения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||