13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Интересный исторический факт: по поводу Книги Даниила существуют расхождения между иудейским и христианским каноном. Церковь включила эту книгу в число пророческих, а Синагога её таковой не считает, относя к третьей части иудейского канона, который называется Писания. И в самом деле: Книга Даниила принадлежит к жанру не столько пророческих, сколько апокалиптических текстов. Написана она, по общепринятому сегодня среди библеистов мнению, около середины II в. до н.э., в эпоху гонений Антиоха Эпифана и последовавших в ответ на них Маккавейских войн. Практически все описанные в видениях Даниила события относятся, соответственно, не к будущему, а к прошлому, представляя собой не перспективу, а ретроспективу.
Исключение составляет лишь мессианское пророчество, в котором Мессия предстаёт в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Ветхому днями, сидящему на престоле (называя Себя Сыном Человеческим, Иисус имеет в виду именно этот образ Книги Даниила). В чём же смысл пророчества Книги Даниила? Образ восседающего на престоле Ветхого днями — вполне традиционный, корнями уходящий ещё в допленный период, к тем видениям Престола славы, замечательным примером которого было храмовое видение Исайи Иерусалимского.
Образ Восседающего на престоле уже тогда воспринимался визионерами в контексте того откровения о Царстве, которое было дано поздним пророкам допленной поры; оно открылось им, как реальность не религиозно-политическая (таким Царство видели ранние пророки), а духовная, нисходящая в мир от престола Божия. Мессия же должен был стать центром этого Царства, праведным Правителем и совершенным Служителем Божьим.
Нетрудно заметить, что мессианское видение Книги Даниила продолжает эту традицию: Мессия, принадлежащий, в отличие от окружающих Престол ангелов к человеческому роду (потому-то Он и назван Сыном Человеческим), подходит (точнее, Его подводят ангелы, духи, исполняющие у Престола роль служителей) к восседающему не престоле Богу и получает от Него власть над миром, привнося в него то Царство, о котором говорили уже допленные пророки. И тогда прежняя история, история земных царств, существующих по законам и опирающихся на силу непреображённого мира, заканчивается. И начинается история нового Царства, Царства, живущего дыханием и силой Бога и управляемого посланным Им в мир Мессией.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Бог развивает отношения с человеком как разворачивающийся во времени диалог. Он дает пророку Даниилу увидеть, как Сын Человеческий принимает власть и славу от Небесного Отца, затем пришедший во плоти Сын Божий называет Себя Сыном Человеческим, чтобы люди могли это сопоставить с известным им пророчеством Даниила. Когда человек откликается и исповедует Сына Человечекого Сыном Божиим, как это сделал Петр, тогда ему дается новое откровение — Преображения Господня, предвосхищающего грядущее Воскресение, — так чтобы ученики смогли затем встретить и узнать Воскресшего. И диалог на этом не заканчивается, он не заканчивается никогда. Вся полнота Откровения — во Христе Иисусе, но раскрытие этой полноты — динамический процесс, совершающийся в Церкви, сберегающей все воспринятое и направляющей все народы к углублению отношений с Богом.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Интересный исторический факт: по поводу Книги Даниила существуют расхождения между иудейским и христианским каноном. Церковь включила эту книгу в число пророческих, а Синагога её таковой не считает, относя к третьей части иудейского канона, который называется Писания. И в самом деле: Книга Даниила принадлежит к жанру не столько пророческих, сколько апокалиптических текстов. Написана она, по общепринятому сегодня среди библеистов мнению, около середины II в. до н.э., в эпоху гонений Антиоха Эпифана и последовавших в ответ на них Маккавейских войн. Практически все описанные в видениях Даниила события относятся, соответственно, не к будущему, а к прошлому, представляя собой не перспективу, а ретроспективу.
Исключение составляет лишь мессианское пророчество, в котором Мессия предстаёт в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Ветхому днями, сидящему на престоле (называя Себя Сыном Человеческим, Иисус имеет в виду именно этот образ Книги Даниила). В чём же смысл пророчества Книги Даниила? Образ восседающего на престоле Ветхого днями — вполне традиционный, корнями уходящий ещё в допленный период, к тем видениям Престола славы, замечательным примером которого было храмовое видение Исайи Иерусалимского.
Образ Восседающего на престоле уже тогда воспринимался визионерами в контексте того откровения о Царстве, которое было дано поздним пророкам допленной поры; оно открылось им, как реальность не религиозно-политическая (таким Царство видели ранние пророки), а духовная, нисходящая в мир от престола Божия. Мессия же должен был стать центром этого Царства, праведным Правителем и совершенным Служителем Божьим.
Нетрудно заметить, что мессианское видение Книги Даниила продолжает эту традицию: Мессия, принадлежащий, в отличие от окружающих Престол ангелов к человеческому роду (потому-то Он и назван Сыном Человеческим), подходит (точнее, Его подводят ангелы, духи, исполняющие у Престола роль служителей) к восседающему не престоле Богу и получает от Него власть над миром, привнося в него то Царство, о котором говорили уже допленные пророки. И тогда прежняя история, история земных царств, существующих по законам и опирающихся на силу непреображённого мира, заканчивается. И начинается история нового Царства, Царства, живущего дыханием и силой Бога и управляемого посланным Им в мир Мессией.
1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. 4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" 6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. 9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. 10 Огненная река выходила 11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. 12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. 13 Видел я в ночных видениях, и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
В седьмой главе Книги Даниила её автору открывается то самое видение, благодаря которому книга эта стала восприниматься христианами как пророческая в первую очередь. Речь идёт о появляющейся там фигуре Мессии, Мессии в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Тому, Кто назван в книге «Ветхим днями» (так в Синодальном переводе; точнее было бы перевести «Древний днями» — одна из принятых в те времена описательных характеристик Бога).
Речь, очевидно, идёт о видении Престола славы, примеры которого в ветхозаветных книгах встречаются достаточно часто (одним из наиболее ярких можно считать то, что описано в шестой главе Книги Исайи). В таких видениях Яхве предстаёт визионеру в образе фигуры, похожей на человеческую, облачённой в сияющие одежды и восседающей на сияющем Престоле.
Конечно, как всякое видение, видение Престола славы символично, но этот символизм вполне прозрачен: речь идёт о Яхве как о Царе мироздания и о мире как о Его Царстве, каким мир был задуман изначально и каким он был сотворён. У Престола славы человек вновь открывает для себя мир как Царство Божие, мир, о котором падший человек успел уже основательно забыть.
Не случайно видения Престола славы составляли существенную часть духовного опыта не только отдельных людей, но и яхвистской общины в целом, тем более, что опыт этот был непосредственно связан с храмовым богослужением. И вот теперь у Престола славы происходит нечто такое, что становится центром и главным смыслом мировой истории, полностью меняя течение событий. До сих пор на земле земные царства (то, что мы сегодня назвали бы цивилизациями — в том смысле, в каком говорят, к примеру, о великих цивилизациях древности) сменяли друг друга, следуя Божьему замыслу о мире и его развитии.
А теперь власть над миром будет исходить прямо и непосредственно от Престола, через Мессию, Сына Человеческого, Который получает Свою власть непосредственно от Бога прямо у этого Престола. Не случайно Иисус так часто во время Своего земного служения называл Себя Сыном Человеческим: видение, описанное в Книге Даниила, как никакое другое точно отражает смысл Его служения. И одного этого мессианского видения Книги Даниила действительно достаточно для того, чтобы считать её пророческой: ведь тут и в самом деле пророчество, пророчество о приходе Мессии, до которого остаётся совсем немного времени.
1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. 4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" 6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. 9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. 10 Огненная река выходила 11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. 12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. 13 Видел я в ночных видениях, и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Пророки всегда относились к сновидениям с известной долей недоверия. Ничего удивительного в этом нет: ведь во сне человек, как правило, не в состоянии отличить откровение от картин, порождаемых его собственным подсознанием. Но бывают и исключения, когда сновидение становится источником подлинного знания так же, как и любой другой способ богообщения. Вторая часть Книги Даниила включает в себя сновидения именно такого рода, сновидения, через которые Бог говорил с визионером-апокалиптиком (имени этого человека автор книги для нас не сохранил, скрыв его за образом своего главного героя). Как и всё, увиденное во сне, пророческое сновидение отличается обычно причудливыми, а иногда и гротескными формами, но, в отличие от обычного сна, здесь всегда присутствует известная логика и последовательность, быть может, и незаметная на первый взгляд. В случае Книги Даниила понимание смысла облегчается теми объяснениями, которые получает сновидец во время своего видения. Впрочем, суть увиденного становится понятной и без комментариев, она достаточно очевидна: на смену неким царствам, порождённым стихиями мира сего, приходит иное Царство, устанавливаемое не земными силами, а Богом и посланным Им Мессией.
В самом деле, при любой интерпретации становится достаточно очевидно, что те звери, которых герой книги видит выходящими из моря, олицетворяют силы нашего, ещё не преображённого мира, в своём нынешнем состоянии всегда так или иначе противостоящего Богу (ст. 2 – 8). Особенно ярким выражением этого противостояния становятся высокомерные слова, они оказываются своеобразным символом горделивого самоутверждения тех, кто в Боге не нуждается (ст. 8). А затем наступает день Суда, когда престол Божий явно для всех торжествует над теми, кто пытался поставить себя выше Бога (ст. 9 – 11). После Суда же миром начинает править Мессия, и на смену земным царствам приходит Царство мессианское, о наступлении которого говорили пророки (ст. 13 – 14).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||