1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, |
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. |
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. |
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. |
Начиная своё послание Тимофею, Павел упоминает неких людей, которые, судя по его словам, пытались в эфесской церкви выступать в роли учителей Торы, в сущности не понимая, что такое Тора и зачем она была дана Богом Своему народу (ст. 3 – 7). Трудно сказать точно, о каких именно «родословиях» упоминает апостол, но, судя по контексту, можно предположить, что речь идёт о генеалогиях Пятикнижия, которые встречаются там во множестве. Учитывая, что одни из них являются легендарными, а история других теряется в глубине веков, не приходится удивляться тем бесконечным спорам, которые, судя по словам Павла, вызывало обсуждение этой темы. Между тем, Тора, по свидетельству апостола, нужна вовсе не для упражнений в богословии и не для дискуссий, которые в конечном счёте ничего никому в духовном плане не дают, лишь возбуждая страсти, а быть может, и ссоры. Павел вновь напоминает о том, что Тора — инструмент практика, а не теоретика, практика, которому нужен духовный компас по дороге в Царство. Он не случайно говорит о том, что Тора нужна не праведнику, а грешнику (ст. 8 – 11).
Конечно, в данном случае речь идёт лишь об одной стороне Торы, связанной с познанием собственной греховности; другие её стороны апостол не рассматривает. Но, как видно, не осознав и не осмыслив до конца этой её функции, нельзя было двигаться дальше; нельзя было говорить о внутренней Торе с теми, кому важность соблюдения заповедей не была очевидна. Между тем, в эфесской церкви, вероятно, были некие «теоретики» Торы, которые, быть может, прослышав нечто о внутренней Торе и о высоких богословских материях, решили, что достичь совершенства в духовной жизни можно, изучив теоретически то, что без практики не усваивается и не приносит никакой пользы. И Павел, как видно, призывает увлекающихся такого рода «духовным» теоретизированием оставить свои теории и научиться, наконец, соблюдать заповеди, без которых в Царство не войти. Да и сама жизнь в Царстве — не теория, а практика. Практика, которая, как и всякая реальная жизнь, не сводима ни к каким, даже самым хитроумным, теоретическим концепциям.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, |
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. |
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. |
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. |
Послание к Тимофею – это письмо, написанное ученику и другу ожидающем смерти учителем. Павел наставляет Тимофея, пытается уберечь его и вверенные ему общины от искушений и бед. И первая часть послания сразу вводит нас в круг забот апостола. Он пытается словами передать самое простое и самое сложное в Христианстве. Главное - это живая вера, как доверие Богу, постоянное общение с Христом. Живая вера, а не кодекс закона, жизнь, а не свод правил, Иисус, а не выяснения, кто кому кем приходится, кто старше и кто грешник, а кто праведник. Прежде чем говорить о практической жизни, о том, как могут и должны быть устроены христианские общины, Павел сразу напоминает о том, что главным и самым важным является любовь от чистого сердца и нелицемерная вера.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, |
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. |
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. |
В своём послании Тимофею Павел напоминает ему о ситуации, сложившейся в Эфесской церкви. Там, как видно, явно просматривалась и даже нарастала тенденция к превращению христианства в род новой религии, основанной на внешне понятой Торе и потому явно тяготевшей к законничеству.
Всё перечисленное апостолом, что тогда интересовало новоявленных эфесских «учителей» и их учеников, совершенно очевидным образом относилось или к тонкостям текста священных книг, или к деталям религиозного законодательства, которыми в Синагоге занимались лишь ревнители самой изощрённой казуистики. Возможно, так проявилась в жизни Эфесской церкви свобода, которую получили в ней те, кто раньше вынужден был довольствоваться вторыми и третьими ролями. В самом деле: церковная община Эфеса, как и многих других городов, состояла главным образом или из евреев, или из тех язычников, которые уже имели опыт синагогальной жизни потому, что прежде интересовались иудаизмом (в Синагоге таких верующих в Бога Израиля «язычников» называли «боящимися Бога»).
Возможно, некоторые из этих людей совсем неплохо знали иудейскую традицию и даже сами объясняли Тору своим собратьям, но в Синагоге их не считали ни раввинами, ни учителями: они ведь для евреев всё равно оставались «язычниками». А теперь, в новой, церковной общине, где у евреев уже не было прежнего исключительного права на учительство, эти люди нашли себя именно как учителя.
Проблема, однако, заключалась в том, что они продолжали учить теперь уже новообращённых христиан тому же, чему прежде учили своих собратьев-«язычников» по Синагоге: иудейской религии так, как сами её понимали. Церкви собственно это было не нужно: христианство ведь — не религия, и обучать христиан какой бы то ни было религиозной традиции особой нужды нет. Между тем, эфесские «учителя» не просто занимались таким обучением, но, по-видимому, считали его принципиально важным и абсолютно необходимым для всякого христианина. Вот на это недоразумение и просит Павел обратить внимание своего ученика.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. |
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что
так
поступал по неведению, в неверии; 14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась
во мне
обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. |
Основа сегодняшнего чтения – это определения верности и веры. Апостол рассказывает нам о двух событиях своей жизни - обращении и призвании. Первое произошло потому, что Бог милостив и простил Павлу то, что он совершал в неведении. Дарование служения стало возможным благодаря тому, что, обратившись, апостол был верен Призвавшему его. Таким образом, дарование служения является видимым знаком того, что Бог в нас уверен. Легче поверить в собственную никчемность, чем осознать, что даже скудных запасов нашей верности бывает достаточно, чтобы доверить нам что-то очень важное и хрупкое. Или, с другой стороны, видя человека, с нашей точки зрения недостойного, но, тем не менее, получившего такой подарок, будем помнить, что именно верность - и ничто другое - стала причиной доверия. Бог доверяет нам Свои дела. И это становится возможным только при условии, что мы остаемся верными Ему.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||