Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иез 28:1-26

Поделиться
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть

Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству вообще и языческому государству в частности. Дело в том, что в язычестве не было ясного различения между божеством и людьми. Только Откровение, данное Моисею, говорит о том, что природа Бога непостижима для людей и бесконечно превосходит все, что доступно нашему познанию. Язычники, напротив, любили возводить генеалогию выдающихся деятелей к тем или иным богам: мы видим это и в титуловании египетских фараонов, и в античном культе героев, и в мифологиях множества древних и современных языческих народов. Быть может, герои, происходящие от браков божества и человека, единственный для язычника способ помыслить о той близости к Богу, которую открывает только Новый завет... Так или иначе, жители Тира не составляли здесь исключения.

Еще один важный аспект этого языческого человекобожия и культа героев — то, что он очень часто использовался для обоснования феномена государственной власти. В нашем современном круге понятий мы говорим о легитимности власти и стараемся пропагандировать эту легитимность для того, чтобы объяснить, почему эту власть надо слушаться. Для нас, как и в древности, очень труден оказывается тот сугубо функциональный подход к земной власти, который свойственен Новому завету, в частности — посланиям ап. Павла. Именно поэтому мы порождаем разнообразные мифы о народности и величии государств. Обожествление царей или их предков в древности было своеобразной пиаровской акцией, тоже призванной объяснить подданным, почему этого царя надо слушаться. Нельзя же, в самом деле, сказать про тирского царя, кесаря Нерона или наших чиновников, что они приносят пользу нам больше, чем себе — вот поэтому и возникает потребность в мифе.

Но радикальное отличие мифа от Божьего Откровения заключается в том, что при соприкосновении с реальностью миф рушится, а Откровение утверждается и становится внятным. Когда смотришь на реальную политику Нерона — становится ясно, что они никакой не гений и не земной бог, а просто мелкий и злобный тиран. Когда смотришь на поведение наших чиновников, становится ясно, что они (не все, но весьма многие) озабочены не благом страны, а собственным карманом. Когда тирский царь, как говорит пророк Иезекииль, оказывается перед лицом чужеземных войск — становится ясно, что никакой он не бог, а просто человек, который слишком много о себе возомнил.

Так вскользь, в контексте разговора о судьбах народов, пророк касается темы обожествления государственной власти и ее носителей — и не оставляет от этой идеи камня на камне. И выявленная им смехотворность претензий тирских царей на божественный авторитет становится фоном для пророчества о том, что Истинный Бог соберет Свой народ и восстановит его. В отличие от амбиций самообожествляющих государей, это пророчество исполнилось в точности, чему свидетель — история.

Другие мысли вслух

 
На Иез 28:1-26
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть
Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству...  Читать далее

Плачевное слово пророка Иезекииля о судьбе тирского царя исполнено неприкрытого сарказма по отношению к язычеству вообще и языческому государству в частности. Дело в том, что в язычестве не было ясного различения между божеством и людьми. Только Откровение, данное Моисею, говорит о том, что природа Бога непостижима для людей и бесконечно превосходит все, что доступно нашему познанию. Язычники, напротив, любили возводить генеалогию выдающихся деятелей к тем или иным богам: мы видим это и в титуловании египетских фараонов, и в античном культе героев, и в мифологиях множества древних и современных языческих народов. Быть может, герои, происходящие от браков божества и человека, единственный для язычника способ помыслить о той близости к Богу, которую открывает только Новый завет... Так или иначе, жители Тира не составляли здесь исключения.

Еще один важный аспект этого языческого человекобожия и культа героев — то, что он очень часто использовался для обоснования феномена государственной власти. В нашем современном круге понятий мы говорим о легитимности власти и стараемся пропагандировать эту легитимность для того, чтобы объяснить, почему эту власть надо слушаться. Для нас, как и в древности, очень труден оказывается тот сугубо функциональный подход к земной власти, который свойственен Новому завету, в частности — посланиям ап. Павла. Именно поэтому мы порождаем разнообразные мифы о народности и величии государств. Обожествление царей или их предков в древности было своеобразной пиаровской акцией, тоже призванной объяснить подданным, почему этого царя надо слушаться. Нельзя же, в самом деле, сказать про тирского царя, кесаря Нерона или наших чиновников, что они приносят пользу нам больше, чем себе — вот поэтому и возникает потребность в мифе.

Но радикальное отличие мифа от Божьего Откровения заключается в том, что при соприкосновении с реальностью миф рушится, а Откровение утверждается и становится внятным. Когда смотришь на реальную политику Нерона — становится ясно, что они никакой не гений и не земной бог, а просто мелкий и злобный тиран. Когда смотришь на поведение наших чиновников, становится ясно, что они (не все, но весьма многие) озабочены не благом страны, а собственным карманом. Когда тирский царь, как говорит пророк Иезекииль, оказывается перед лицом чужеземных войск — становится ясно, что никакой он не бог, а просто человек, который слишком много о себе возомнил.

Так вскользь, в контексте разговора о судьбах народов, пророк касается темы обожествления государственной власти и ее носителей — и не оставляет от этой идеи камня на камне. И выявленная им смехотворность претензий тирских царей на божественный авторитет становится фоном для пророчества о том, что Истинный Бог соберет Свой народ и восстановит его. В отличие от амбиций самообожествляющих государей, это пророчество исполнилось в точности, чему свидетель — история.

Свернуть
 
На Иез 28:1-26
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог:
за то, что вознеслось сердце твое
  и ты говоришь: "я бог,
восседаю на седалище божием,
  в сердце морей",
и будучи человеком, а не Богом,
  ставишь ум твой наравне с умом Божиим —
 
3 вот, ты премудрее Даниила,
  нет тайны, сокрытой от тебя;
 
4 твоею мудростью и твоим разумом
  ты приобрел себе богатство
и в сокровищницы твои
  собрал золота и серебра;
 
5 большою мудростью твоею, посредством торговли твоей,
  ты умножил богатство твое,
  и ум твой возгордился богатством твоим —
 
6 за то так говорит Господь Бог:
так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим,
 
7 вот, Я приведу на тебя иноземцев,
  лютейших из народов,
и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости
  и помрачат блеск твой;
 
8 низведут тебя в могилу,
  и умрешь в сердце морей
  смертью убитых.
 
9 Скажешь ли тогда
  перед твоим убийцею: "я бог",
тогда как в руке поражающего тебя
  ты будешь человек, а не бог?
 
10 Ты умрешь от руки иноземцев
  смертью необрезанных;
  ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
11 И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог:
ты печать совершенства,
  полнота мудрости
  и венец красоты.
 
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием;
  твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз,
  хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд
  и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках
  и нанизанное на тебе,
приготовлено было
  в день сотворения твоего.
 
14 Ты был помазанным херувимом,
  чтобы осенять,
  и Я поставил тебя на то;
ты был на святой горе Божией,
  ходил среди огнистых камней.
 
15 Ты совершен был в путях твоих
  со дня сотворения твоего,
  доколе не нашлось в тебе беззакония.
 
16 От обширности торговли
  твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
  изгнал тебя, херувим осеняющий,
  из среды огнистых камней.
 
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое,
  от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю,
  перед царями отдам тебя на позор.
 
18 Множеством беззаконий твоих
  в неправедной торговле твоей
  ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь,
  который и пожрет тебя:
и Я превращу тебя в пепел на земле
  перед глазами всех, видящих тебя.
 
19 Все, знавшие тебя среди народов,
  изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом,
  и не будет тебя во веки.
20 И было ко мне слово Господне: 21 сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него пророчество, 22 и скажи:
вот, Я — на тебя, Сидон,
  и прославлюсь среди тебя,
и узнают, что Я Господь,
  когда произведу суд над ним
  и явлю в нем святость Мою.
 
23 и пошлю на него моровую язву
  и кровопролитие на улицы его,
и падут среди него убитые мечом,
  пожирающим его отовсюду;
и узнают, что Я Господь.
24 И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом, более всех соседей зложелательствующим ему, и узнают, что Я Господь Бог.
25 Так говорит Господь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: 26 тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Господь Бог их.
Свернуть
Пророк продолжает говорить о том, что происходит в Тире, и мы ещё раз можем убедиться, что его слова - не только...  Читать далее

Пророк продолжает говорить о том, что происходит в Тире, и мы ещё раз можем убедиться, что его слова - не только об этом городе. Нет, дела, творящиеся в Тире, из века в век повторяются среди многих народов. Вот мы видим превозношение царя Тира, возомнившего себя богом, и, глядя на него, вспоминаем многочисленных правителей, на протяжении веков окружавших и ныне окружающих себя неимоверными почестями. Любовь к почестям - вроде бы понятная и распространённая человеческая слабость, но дальше мы замечаем, что описание такого правителя становится неотличимым от описания падшего ангела. Теперь мы начинаем понимать, что перед нами нечто большее, нежели человеческое тщеславие, а именно проявление сатанинского богопротивления.

Но разве только правители подвержены этой "слабости"? Сатана знает, что делает, когда поощряет в нас горделивый эгоцентризм. Всякое сотворение кумира, в том числе из себя, любимого, начинаясь "безобидно", ведёт к тому, что кумир становится в центре внимания и сознательно или бессознательно стремится вытеснить Бога. А затем кумир требует жертв. Не обязательно кровавых, но претендовать на душевные силы порабощаемого поклонника кумир станет непременно.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).