1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
При чтении притчи о сеятеле возникает закономерный вопрос: что означает этот, несколько странный, посев, при котором семена падают не только туда, где им и надлежит быть, а именно на хорошую, подготовленную для посева почву, но и на обочину дороги, и на камни, и в сорняки, — словом, туда, где сеять заведомо бессмысленно?
Такой неэкономный посев может показаться самым настоящим расточительством. Конечно, речь идёт о притче, и под семенами здесь подразумевается слово Божие, свидетельство и откровение. Но и в этом случае подобного рода посев всё же может показаться бессмысленной тратой сил.
Наверное, так бы оно и было, если бы речь шла о семенах: ведь тут действительно нетрудно определить, куда именно упадёт брошенное зерно. Иное дело свидетельство: свидетелю всегда приходится иметь дело с разными людьми, которых он обычно не выбирает: ведь настоящий свидетель всегда свидетельствует там и тем, где и кого посылает ему Бог.
И тут никогда нельзя быть уверенным в том, что слово попадёт на хорошую почву. Но тогда встаёт другой вопрос: а разве Бог Сам не знает, с кем имеет смысл говорить и кому имеет смысл свидетельствовать, а с кем вести разговоры на духовные темы бесполезно? И тут-то оказывается, что и Бог действует не слишком экономно, когда дело касается откровения.
Если бы Он работал только с теми, кто достоин Его внимания, на какие-то перспективы, связанные с Царством, могли бы рассчитывать, в лучшем случае, лишь редчайшие единицы. Да и такой вариант был бы возможен, если бы Бог принимал во внимание усилия человека на пути праведности. А если бы Он оценивал праведность человека, как говорят спортсмены, по гамбургскому счёту, шансов не было бы вообще ни у кого, кроме одного только Иисуса.
Но ведь Бог хочет спасти каждого, кого можно спасти, каждого, кто не говорит Ему однозначное и окончательное «нет». А в таком случае шанс должен быть дан каждому, и не один, ведь падший человек, увы, нередко предоставленными ему Богом шансами пренебрегает. Потому и летят семена откровения туда, куда, казалось бы, бросать их совсем не стоит. Но Бог любит каждого из нас, несмотря на все наши проблемы и грехи. А любовь неэкономна.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
Атеисты в своей полемике против верующих часто используют в качестве аргумента различные статистические данные. Например, сравнивают число верующих согласно статистическим опросам в академиях и университетах с процентом верующих в среднем по стране и показывают, что первый коэффициент намного меньше второго, что, де мол, свидетельствует о том, что вера удел необразованных людей. Притча, которую рассказывает нам Господь в сегодняшнем Евангельском чтении, показывает всю абсурдность подобного рода подсчетов. Малое семя, ничтожное, незаметное… многие подобные ему погибают, но будучи положено на благодатную почву дает плод во многие, многие разы превышающий самого себя.
В древности очень большим считался урожай в семь раз, Христос же говорит тридцатикратной, шестидесятикратном и стократном урожае. Многие думают, что это гипербола, свойственная языку притч. Может быть, и так. А может быть, это свидетельствует о том, насколько законы духа отличаются от законов материальной природы, насколько они их благодатнее, благословеннее. Ведь подумайте, у наших истоков стоит Один Христос и двенадцать человек. А сколько нас сейчас! Тогда тридцать и шестьдесят и сто покажутся вам не преувеличением, а скромным преуменьшением.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
Причта о сеятеле — одна из самых знаменитых среди Христовых притч. Она приведена всеми тремя авторами синоптических Евангелий и поэтому повторяется в круге литургических чтений. Как в каждой Своей притче, Господь и здесь в образах открывает Своим учениками нечто существенное о Боге и человеке. Совершенно очевидно, что образом Бога в этой притче является сам сеятель, и семя есть слово Божие, как поясняет ученикам Сам Христос. Он не останавливается на этом подробно, но нам важно вникнуть во все аспекты приведенного Христом сравнения Себя с сеятелем, сеющим слово. Потому что сеятель не получает гарантий того, что труд его принесет желанный плод. Он как бы отдает семя во власть земле, чтобы у нее была возможность принести плод. И в Евангелии от Иоанна Господь говорит об этом: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Это смиренный и трагический образ, своеобразная словесная икона Распятого Агнца Божия.
Объясняя ученикам эту притчу, Господь говорит о том, что приносимый нами плод в конечном итоге определяется свойствами нас самих как той бедной или плодородной почвы, в которую попадает слово Божие. Не Бог, а мы сами отвечаем за то, чтобы сердце не было камнем, чтобы не разрасталось терние... С точки зрения Сеятеля результат Его Крестного труда зависит от нас. Это высочайшая мера ответственности, одновременно непосильная и невероятно возвышающая человека. От нас зависит плод, который получит Всемогущий, Творец неба и земли! Веками люди пугались и пугаются этой ответственности. Одной из самых распространенных идей в религиозных системах, от древности до наших дней, является идея предопределения. Люди пытаются переложить ответственность за приносимый плод на Самого Сеющего, думая, что кому-то дано быть доброй почвой, а кому-то не дано. И только Бог говорит правду, определяющую меру ответственности и одновременно меру достоинства человека в мире.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
Одна из особенностей синодального перевода Библии состоит в том, что выражение, которое употреблено в сегодняшнем евангельском фрагменте, «добрая земля», употребляется и в Ветхом Завете. Например, несколько раз (не менее 9) в книге Второзаконие, в смысле той земли, которая обещана богоизбранному народу: и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим (Втор 6:18). Пусть это всего лишь особенность синодального перевода, отсутствующая в оригинале и иных языках, но все-таки нам хочется обратить сейчас на нее внимание, конечно, нисколько не абсолютизируя свои размышления. В сегодняшнем чтении земля предстает скорее как почва (soil – в английском варианте), как земля рождающая, а земля обетованная это, казалось бы, более общее понятие, включающее аспект плодоносный лишь как часть себя (land – в английском варианте). Но нам и хотелось бы вписать сегодняшнее несколько узкое по смыслу понятие в более широкий контекст через обращение к книге Второзакония. Нам это важно по той причине, что главный вопрос, который встает, когда думаешь о сегодняшних словах Господа: где же взять эту добрую землю, если «душа моя яко земля безводная Тебе» (Пс 142:6)? И вот ответ: добрая земля – это земля обетования. При этом мы должны понимать, что теперь земля обетования значит для нас нечто большее, чем для иудеев времен Исхода. Напомним слова из Акафиста Божией матери: Радуйся, пище, манны приемнице, радуйся, сладости святыя служительнице, радуйся, земле обетования, радуйся из Неяже течет мед и млеко (Икос 6). И ведь действительно, если мы прибегаем к Богородице и Её Божественному Сыну, мы и обретаем ту добрую землю в себе, которую чтобы найти, надо много лет блуждать по пустыне.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
При чтении притчи о сеятеле возникает закономерный вопрос: что означает этот, несколько странный, посев, при котором семена падают не только туда, где им и надлежит быть, а именно на хорошую, подготовленную для посева почву, но и на обочину дороги, и на камни, и в сорняки, — словом, туда, где сеять заведомо бессмысленно?
Такой неэкономный посев может показаться самым настоящим расточительством. Конечно, речь идёт о притче, и под семенами здесь подразумевается слово Божие, свидетельство и откровение. Но и в этом случае подобного рода посев всё же может показаться бессмысленной тратой сил.
Наверное, так бы оно и было, если бы речь шла о семенах: ведь тут действительно нетрудно определить, куда именно упадёт брошенное зерно. Иное дело свидетельство: свидетелю всегда приходится иметь дело с разными людьми, которых он обычно не выбирает: ведь настоящий свидетель всегда свидетельствует там и тем, где и кого посылает ему Бог.
И тут никогда нельзя быть уверенным в том, что слово попадёт на хорошую почву. Но тогда встаёт другой вопрос: а разве Бог Сам не знает, с кем имеет смысл говорить и кому имеет смысл свидетельствовать, а с кем вести разговоры на духовные темы бесполезно? И тут-то оказывается, что и Бог действует не слишком экономно, когда дело касается откровения.
Если бы Он работал только с теми, кто достоин Его внимания, на какие-то перспективы, связанные с Царством, могли бы рассчитывать, в лучшем случае, лишь редчайшие единицы. Да и такой вариант был бы возможен, если бы Бог принимал во внимание усилия человека на пути праведности. А если бы Он оценивал праведность человека, как говорят спортсмены, по гамбургскому счёту, шансов не было бы вообще ни у кого, кроме одного только Иисуса.
Но ведь Бог хочет спасти каждого, кого можно спасти, каждого, кто не говорит Ему однозначное и окончательное «нет». А в таком случае шанс должен быть дан каждому, и не один, ведь падший человек, увы, нередко предоставленными ему Богом шансами пренебрегает. Потому и летят семена откровения туда, куда, казалось бы, бросать их совсем не стоит. Но Бог любит каждого из нас, несмотря на все наши проблемы и грехи. А любовь неэкономна.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. |
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? 14 Сеятель слово сеет. 15
Посеянное
при дороге означает тех, в которых сеется слово, но
к которым,
когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом
месте
означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. |
Сегодняшнее чтение рассказывает о проповеди Иисуса на берегу Генисаретского озера. Это место было, судя по евангельским рассказам, излюбленным местом проповеди Христа в Галилее. На берегу озера могло собраться народу больше, чем в любой, даже самой большой, синагоге, и здесь вероятность конфликта с противниками была несколько меньше, так что проповеди, скорее всего, никто бы не стал мешать.
Как правило, Своим слушателям Иисус проповедует, говоря притчами, а затем истолковывает смысл этих притч ближайшим ученикам-апостолам. Такой приём был вообще широко распространён в древности на Востоке, а в некоторых странах он так же широко используется и сегодня. Таким образом говорящий достигал двух важных целей: он расширял смысл сказанного и заставлял своих слушателей задуматься. Язык притчи всегда символичен, а символ всегда многозначен. Сказанное в форме притчи всегда допускает неоднозначное истолкование, и в притче поэтому оказывается возможным донести до слушателя такие истины, которые невозможно было бы адекватно передать, например, на строгом научном языке. Кроме того, притча никогда не даёт готовых ответов, и слушатель или читатель поэтому всегда должен сам искать такие ответы, вдумываясь в то многообразие смыслов, которое предлагает ему притча. Такой ответ, найденный самостоятельно, конечно, лучше запоминался и усваивался, чем полученный в готовом виде, который оставалось только выслушать и запомнить. Благодаря притчам проповедь Иисуса становилась формой живого общения Его со слушающими, а без них она превратилась бы в нечто напоминающее учёную лекцию, и Евангелие стало бы похоже на учебник, чтение которого, быть может, и было бы полезно, но, скорее всего, не доставляло бы той радости, которое оно доставляет нам сегодня. И всё же, когда притча оказывалась для ближайших учеников Иисуса не совсем понятной, Он Сам объяснял её им, как это описано в сегодняшнем отрывке, ведь адекватное понимание слов Иисуса для апостолов было совершенно необходимо: им предстояла проповедь, которая без такого понимания была бы невозможна.1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. |
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? 14 Сеятель слово сеет. 15
Посеянное
при дороге означает тех, в которых сеется слово, но
к которым,
когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом
месте
означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. |
Притча о сеятеле по смыслу достаточно прозрачна, тем более, что её объясняет и Сам Спаситель. Интересна тут прежде всего последовательность перечисления помех, встающих перед человеком на пути в Царство. Начинается всё с того, что слово о Царстве надо услышать. Речь идёт, разумеется, не просто о том, чтобы до слуха человека долетели какие-то слова о Царстве — нужно именно услышать, обратить внимание, а затем и сердце к тому, о чём говорит свидетель.
Фактически это обращение, без которого путь в Царство не начнётся. Обращение, однако, бывает разным — ведь в разных случаях оно затрагивает разные пласты человеческой личности, его души и сердца. Бывает обращение поверхностное, на уровне праздного интереса — и тогда человек остаётся приверженцем Христа и Царства до первых проблем, трудностей, гонений. Речь не обязательно должна идти о каких-то организованных властями преследованиях — достаточно просто тех проблем и трудностей, которые неизбежно возникнут перед человеком, желающим перестроить свою жизнь сообразно новому идеалу.
Если идеал воспринят достаточно поверхностно, человек просто не захочет связанных с ним проблем — и отойдёт в сторону. Бывает, однако, что обращение оказывается достаточно глубоким для того, чтобы новообращённый мог выдержать даже и настоящие гонения. Решимости ему хватает, он готов идти за Христом в Царство, но опыта духовного пути у него ещё нет. Между тем одной решимости мало, нужен ещё навык пути, опыт, связанный с процессом духовного становления.
Он приобретается не так быстро, тут требуется последовательность и настойчивость. Сама же духовная работа, связанная с христианским путём, нередко оказывается довольно скучной, неброской, внешне незаметной — яркие духовные переживания, конечно, она тоже включает, но они составляют, условно говоря, процентов десять этой работы, а остальное — кропотливые усилия по выстраиванию собственной жизни, внутренней и внешней. Тут как у артистов и спортсменов: один или несколько ярких дней славы предполагают несколько лет напряжённого и незаметного для окружающих труда.
Если человек не готов к такой работе, если его постоянно отвлекает что-то другое, что ему важнее, он, может быть, и встанет на духовный путь, но довольно скоро неизбежно с него свернёт, оставшись в лучшем случае лишь любителем ярких духовных переживаний. Если же человек готов к соответствующим усилиям, то, проявив решимость и последовательность, он непременно принесёт свой плод — ведь Бог не оставляет без помощи тех, кто относится к духовной жизни всерьёз. Тут всё зависит от самого человека.
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое
место,
где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило
семя,
и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! |
10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. |
13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? 14 Сеятель слово сеет. 15
Посеянное
при дороге означает тех, в которых сеется слово, но
к которым,
когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом
месте
означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. |
Слово сеется без слов. Вместо наставлений Иисуса Христа о Божьем Царстве на Землю (теперь уже с большой буквы) сеется само Слово, чтобы принести стократный плод — совершить миссию, данную Ему Отцом. Ведь остальные слова, как бы они ни трогали нас, как бы ни зажигали — остаются только словами. С ними невозможна встреча — их можно полюбить только как идею. В рождественскую ночь рождается Тот, Кто еще не умеет говорить, но в Ком с миром уже говорит Творец, обращаясь ко всем, кто может услышать. Как далеко зайдет этот разговор, не засохнет, не погибнет ли Слово, посеянное тогда, — зависит от нескольких людей, любящих своего Сына, и от каждого, кто был вместе с ними в вифлеемской пещере.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||