1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" |
4 И было ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? 6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? 7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? |
8 И было слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. 11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. 12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. 13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. 14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею. |
Не только отдельные лица, но и вся эпоха восстановления Храма в известном смысле становится прообразом времени прихода Мессии. Многое меняется с наступлением новой эпохи, как в том, так и в другом случае. Но многое и остается неизменным, как вечное установление Вседержителя. То, что пророк Захария сообщает читателю в седьмой главе, обозначает различие между тем, что изменчиво, и тем, что постоянно, и это различие радикальным образом протворечит расхожим представлениям древности и нашего времени.
Иудеи, оставшиеся в Вавилоне, управляемом благоволившим к ним персидским царем Дарием, отправляют в Иерусалим послов с вопросом, следует ли им соблюдать ставшие традиционными посты пятого и седьмого месяцев. Первый из них был установлен после 587 г. до Р.Х. в знак скорби о разрушении Иерусалима, а второй появился около того же времени в память о последнем восстании иудеев и убийстве Годолии, которого Навуходоносор оставил управлять покоренной Иудеей. Теперь Храм в Иерусалиме восстанавливается — нужно ли продолжать скорбеть о разрушении прежнего? Посланцы вавилонских иудеев ожидают, насколько можно судить, один из двух ответов. Возможно, священники и пророки постановят, что пост следует отменить, коль скоро перестала существовать причина скорби. Но, может быть, они решат, что пост следует сохранить как традиционное установление, знаменующее важный поворот в истории народа...
Но ответ, который Господь дает через Захарию, лежит в совершенно ином измерении и поражает своей горечью. Почти в это же время о том же самом говорит Господь через Второисайю; не исключено даже, что оба пророка (Второисайя и Захария) отвечают на один и тот же вопрос. И в том, и в другом случае Господь отвергает традиционные посты как нечто, совершаемое людьми не ради Него, но ради самих себя. «Для Меня ли вы постились?» — восклицает от лица Господня Захария. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» — говорит Он через Второисайю (Ис 58:3). Традиционное обрядовое установление оказывается пустым и бессмысленным, потому что не Господь является его целью. Казалось бы, что еще может быть целью такого религиозного феномена, как пост? Нет, говорит Господь, не для Него, а для себя постились иудеи, чтобы утешить свое горе, чтобы выразить свою скорбь, «чтобы показаться постящимися пред людьми», как сформулирует эту мысль Господь Иисус Христос. Глубоко личное переживание скорби и покаяния приняло в среде вавилонских иудеев общественный характер и стало показным и неискренним.
И Господь говорит через Захарию и Второисайю, что на самом деле было нужно иудеям, что должно было выражать их покаяние и скорбь. «Так говорил тогда [в преддверии плена] Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему» — напоминает Захария. Второисайя же говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом...» (Ис 59:6). Для Бога важно не внешнее выражение раскаяния, но, говоря словами Иоанна Крестителя, «достойный плод покаяния». Пророк Захария с горечью восклицает, что именно к милосердию, к состраданию, к деятельной любви к ближнему призывает Господь людей, и именно это могло защитить Иерусалим от разрушения, потому что именно в этом заключается правда Божья. Но иудеи «не хотели внимать... за то и постиг их великий гнев Господа», напоминает пророк то, что давно возвестили его предшественники.
Очевидно, что с изменением исторических условий именно требование милосердия и сострадания остается неизменным, именно милость является плодом покаяния и очищения, которых ждет Господь. А традиционные установления, напротив, не удостаиваются даже обсуждения, настолько тесно связаны они с конкретными историческими обстоятельствами и духовными задачами времени. Нельзя не заметить, что совершенно то же самое будет говорить иудеям и Христос, когда напомнит им слова пророка Осии: «милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений (Ос 6:6, Мф 9:13). Но и тогда, как во времена Второисайи и Захарии, иудеи не захотят внимать Ему. Слишком удобно для людей заменять плод покаяния его внешним выражением, и эта проблема характерна не только для иудеев.
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" |
4 И было ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? 6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? 7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? |
8 И было слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. 11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. 12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. 13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. 14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею. |
Не только отдельные лица, но и вся эпоха восстановления Храма в известном смысле становится прообразом времени прихода Мессии. Многое меняется с наступлением новой эпохи, как в том, так и в другом случае. Но многое и остается неизменным, как вечное установление Вседержителя. То, что пророк Захария сообщает читателю в седьмой главе, обозначает различие между тем, что изменчиво, и тем, что постоянно, и это различие радикальным образом протворечит расхожим представлениям древности и нашего времени.
Иудеи, оставшиеся в Вавилоне, управляемом благоволившим к ним персидским царем Дарием, отправляют в Иерусалим послов с вопросом, следует ли им соблюдать ставшие традиционными посты пятого и седьмого месяцев. Первый из них был установлен после 587 г. до Р.Х. в знак скорби о разрушении Иерусалима, а второй появился около того же времени в память о последнем восстании иудеев и убийстве Годолии, которого Навуходоносор оставил управлять покоренной Иудеей. Теперь Храм в Иерусалиме восстанавливается — нужно ли продолжать скорбеть о разрушении прежнего? Посланцы вавилонских иудеев ожидают, насколько можно судить, один из двух ответов. Возможно, священники и пророки постановят, что пост следует отменить, коль скоро перестала существовать причина скорби. Но, может быть, они решат, что пост следует сохранить как традиционное установление, знаменующее важный поворот в истории народа...
Но ответ, который Господь дает через Захарию, лежит в совершенно ином измерении и поражает своей горечью. Почти в это же время о том же самом говорит Господь через Второисайю; не исключено даже, что оба пророка (Второисайя и Захария) отвечают на один и тот же вопрос. И в том, и в другом случае Господь отвергает традиционные посты как нечто, совершаемое людьми не ради Него, но ради самих себя. «Для Меня ли вы постились?» — восклицает от лица Господня Захария. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» — говорит Он через Второисайю (Ис 58:3). Традиционное обрядовое установление оказывается пустым и бессмысленным, потому что не Господь является его целью. Казалось бы, что еще может быть целью такого религиозного феномена, как пост? Нет, говорит Господь, не для Него, а для себя постились иудеи, чтобы утешить свое горе, чтобы выразить свою скорбь, «чтобы показаться постящимися пред людьми», как сформулирует эту мысль Господь Иисус Христос. Глубоко личное переживание скорби и покаяния приняло в среде вавилонских иудеев общественный характер и стало показным и неискренним.
И Господь говорит через Захарию и Второисайю, что на самом деле было нужно иудеям, что должно было выражать их покаяние и скорбь. «Так говорил тогда [в преддверии плена] Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему» — напоминает Захария. Второисайя же говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом...» (Ис 59:6). Для Бога важно не внешнее выражение раскаяния, но, говоря словами Иоанна Крестителя, «достойный плод покаяния». Пророк Захария с горечью восклицает, что именно к милосердию, к состраданию, к деятельной любви к ближнему призывает Господь людей, и именно это могло защитить Иерусалим от разрушения, потому что именно в этом заключается правда Божья. Но иудеи «не хотели внимать... за то и постиг их великий гнев Господа», напоминает пророк то, что давно возвестили его предшественники.
Очевидно, что с изменением исторических условий именно требование милосердия и сострадания остается неизменным, именно милость является плодом покаяния и очищения, которых ждет Господь. А традиционные установления, напротив, не удостаиваются даже обсуждения, настолько тесно связаны они с конкретными историческими обстоятельствами и духовными задачами времени. Нельзя не заметить, что совершенно то же самое будет говорить иудеям и Христос, когда напомнит им слова пророка Осии: «милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений (Ос 6:6, Мф 9:13). Но и тогда, как во времена Второисайи и Захарии, иудеи не захотят внимать Ему. Слишком удобно для людей заменять плод покаяния его внешним выражением, и эта проблема характерна не только для иудеев.
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" |
4 И было ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? 6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? 7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? |
8 И было слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. 11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. 12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. 13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. 14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустынею. |
Людей интересует пост с точки зрения правил поведения, но Господь напоминает о том, для чего установлен пост. Упрёк Господа, адресованный современникам Захарии, в том, что они постились или же не постились не для Него, а для себя, актуален и теперь, и не только потому, что в наше время часто можно услышать, например, рассуждения о пользе поста как средства достижения околомедицинских целей, наподобие разгрузки организма, когда пост отделяется от молитвы и веры. Здесь пост и отсутствие поста упомянуты рядом, если они не соотносятся с волей Бога. И пост, и трапеза могут совершаться пред Его взором, ведь не случайно при жертвоприношении часть жертвенного мяса поедалась пред Господом Его служителями. Через Захарию Господь ещё раз напоминает о том, что уже возвещалось Им через прежних пророков, например, через Исаию: пост немыслим без милости и сострадания.
Господь напоминает также, что Он не слушает тех, кто отказывается слышать Его. Можно слушать и не слышать, можно самоуверенно полагать, что всё у нас благополучно и не замечать собственных дел, привычных до автоматизма...
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||