1 Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле. 2 Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря. 3 На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. 4 Из него будет краеугольный камень, из него — гвоздь, из него — лук для брани, из него произойдут все народоправители. 5 И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. |
6 И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. 7 Как герой будет Ефрем; возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе. |
8 Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде. 9 И расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне, и будут жить с детьми своими, и возвратятся; 10 и возвращу их из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них. 11 И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта. 12 Укреплю их в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь. |
Гимн освобождению, который составляет 10-ю главу книги пророка Захарии, использует многие традиционные для пророков образы, и поэтому отчасти напоминает мессианские гимны и пророчества. Но суть того, о чем говорит пророк, иная. В конце предыдущей главы пророк говорил о восстановлении духовной красоты избранного народа: гимн 10-й главы, в сущности, распространяет и уточняет эту мысль. Слова Второзахарии о дожде, в котором низойдет на Святую землю благословение Божье, перекликаются с прозвучавшим почти одновременно с ними пророчеством Иоиля. Возможно, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. дождь стал характерным символом излияния Духа Божьего, которое очищает сердца людей. Второзахария видит такое действие Духа необходимым, потому что вновь распространяются в народе различные формы языческой магии: прорицания и сны, смущающие сердца людей. В значительной степени в эпоху Второзахарии и Иоиля это было связано с иноземным владычеством и культурной ассимиляцией Израиля в греко-персидском мире.
Трудно сказать, кого имеет в виду пророк под пастырями, на которых воспылал гнев Господень. Одно толкование предполагает, что речь идет о политических лидерах ближневосточного мира, насаждавших свою культуру и свои культы силой оружия. Но возможно также, что в соответствии с пророческой традицией, речь идет о духовных лидерах народа Божьего, которые в эту эпоху все больше увлекались новой для них культурой и изящным образом жизни, пренебрегая суровой и чистой верой отцов. Именно в это время рождается саддукейство — религиозно-политическое движение, которое будет первенствовать ко временим прихода Господа Иисуса Христа — быть может, под пастырями Второзахария подразумевает именно их. Оба эти толкования, впрочем, не исключают одно другое; очевидно, что пророк имеет в виду тех, кто определяет духовный путь народа. Именно поэтому они названы козлами: дело в том, что при пастьбе овец именно козлов часто используют в качестве вожаков отары.
Пророк видит этих людей как нечто глубоко чуждое избранному народу. Смысл избавления, о котором он говорит в 10-й главе, заключается в том, что из среды верных Израиля изберет Господь новых вождей. Они уже не будут склоняться к чужеземным Богам, и народ вновь обретет силу и радость в верности Единому Богу. Пророк изображает это посредством знакомых и близких его слушателям образов победы над врагами, собирания рассеянных чад Божьих и укрепления Израиля в вере.
Это пророчество очень важно в контексте второй половины книги Захарии. Говоря о приходе Мессии — кроткого Царя, пророк видит, как вновь расцветает красота Израиля — возлюбленного виноградника Божьего. Как плод, поднимаются навстречу Ему мужи веры, которые последуют за Мессией и поведут этим путем весь народ. События грядущего пророк видит как новый исход, на этот раз не из египетского рабства, но из мрака язычества и неверия. Поэтому и появляются в его речи прежние поработители — Египет и Ассирия, хотя язычество, от которого избавляет людей Мессия, преимущественно греко-персидского происхождения. Нельзя не вспомнить, что именно это избавление от тьмы заблуждений станет одним из главных аспектов спасительного действия Божьего для греческих богословов византийской эпохи.
1 Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле. 2 Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря. 3 На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. 4 Из него будет краеугольный камень, из него — гвоздь, из него — лук для брани, из него произойдут все народоправители. 5 И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. |
6 И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. 7 Как герой будет Ефрем; возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе. |
8 Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде. 9 И расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне, и будут жить с детьми своими, и возвратятся; 10 и возвращу их из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них. 11 И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта. 12 Укреплю их в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь. |
Гимн освобождению, который составляет 10-ю главу книги пророка Захарии, использует многие традиционные для пророков образы, и поэтому отчасти напоминает мессианские гимны и пророчества. Но суть того, о чем говорит пророк, иная. В конце предыдущей главы пророк говорил о восстановлении духовной красоты избранного народа: гимн 10-й главы, в сущности, распространяет и уточняет эту мысль. Слова Второзахарии о дожде, в котором низойдет на Святую землю благословение Божье, перекликаются с прозвучавшим почти одновременно с ними пророчеством Иоиля. Возможно, на рубеже 5-4 вв. до Р.Х. дождь стал характерным символом излияния Духа Божьего, которое очищает сердца людей. Второзахария видит такое действие Духа необходимым, потому что вновь распространяются в народе различные формы языческой магии: прорицания и сны, смущающие сердца людей. В значительной степени в эпоху Второзахарии и Иоиля это было связано с иноземным владычеством и культурной ассимиляцией Израиля в греко-персидском мире.
Трудно сказать, кого имеет в виду пророк под пастырями, на которых воспылал гнев Господень. Одно толкование предполагает, что речь идет о политических лидерах ближневосточного мира, насаждавших свою культуру и свои культы силой оружия. Но возможно также, что в соответствии с пророческой традицией, речь идет о духовных лидерах народа Божьего, которые в эту эпоху все больше увлекались новой для них культурой и изящным образом жизни, пренебрегая суровой и чистой верой отцов. Именно в это время рождается саддукейство — религиозно-политическое движение, которое будет первенствовать ко временим прихода Господа Иисуса Христа — быть может, под пастырями Второзахария подразумевает именно их. Оба эти толкования, впрочем, не исключают одно другое; очевидно, что пророк имеет в виду тех, кто определяет духовный путь народа. Именно поэтому они названы козлами: дело в том, что при пастьбе овец именно козлов часто используют в качестве вожаков отары.
Пророк видит этих людей как нечто глубоко чуждое избранному народу. Смысл избавления, о котором он говорит в 10-й главе, заключается в том, что из среды верных Израиля изберет Господь новых вождей. Они уже не будут склоняться к чужеземным Богам, и народ вновь обретет силу и радость в верности Единому Богу. Пророк изображает это посредством знакомых и близких его слушателям образов победы над врагами, собирания рассеянных чад Божьих и укрепления Израиля в вере.
Это пророчество очень важно в контексте второй половины книги Захарии. Говоря о приходе Мессии — кроткого Царя, пророк видит, как вновь расцветает красота Израиля — возлюбленного виноградника Божьего. Как плод, поднимаются навстречу Ему мужи веры, которые последуют за Мессией и поведут этим путем весь народ. События грядущего пророк видит как новый исход, на этот раз не из египетского рабства, но из мрака язычества и неверия. Поэтому и появляются в его речи прежние поработители — Египет и Ассирия, хотя язычество, от которого избавляет людей Мессия, преимущественно греко-персидского происхождения. Нельзя не вспомнить, что именно это избавление от тьмы заблуждений станет одним из главных аспектов спасительного действия Божьего для греческих богословов византийской эпохи.
1 Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле. 2 Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря. 3 На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. 4 Из него будет краеугольный камень, из него — гвоздь, из него — лук для брани, из него произойдут все народоправители. 5 И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях. |
6 И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. 7 Как герой будет Ефрем; возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе. |
8 Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде. 9 И расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне, и будут жить с детьми своими, и возвратятся; 10 и возвращу их из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них. 11 И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта. 12 Укреплю их в Господе, и они будут ходить во имя Его, говорит Господь. |
Пророческое обличение лжепророков и гадателей до сих пор остаётся актуальным, достаточно раскрыть рекламные газеты, переполненные объявлениями колдунов и лжецелителей, и пока что не похоже, чтобы на их деятельность не было спроса. О таких людях сказано, что они видят ложное, а это значит, что не все из гадателей являются сознательными шарлатанами, многие из них вполне искренни в своих заблуждениях. Но тем опаснее их блуждания во тьме, тем страшнее их погружённость в мир иллюзий. Туман, которому они служат, кажется застилающим землю, но он уже обречён и рассеется, как и все дела отца лжи, а все его служители, пока торжествующие, перед Господом уже посрамлены.
О Ефреме пророк говорит, что тот будет как герой. А ведь это тот самый Ефрем, который, погружаясь в язычество, сбивался с путей хождения пред Господом. Здесь говорится о чём-то большем, нежели только лишь о надежде для слабых, не устоявших и споткнувшихся, подобно тому, как через несколько веков споткнётся апостол Петр, пророчество раскрывает нам глубинную гуманность (не путать с "гуманизмом", снисходительным ко греху) библейского подхода к человеку, уже в суровые ветхозаветные времена несовместимого с ницшеанским призывом "падающего толкни". Среди наших современников нередко можно столкнуться со снисходительным отношением к нравственным принципам, содержащимся в Ветхом Завете. Но все ли знакомы с ними в полноте, и многие ли из нас и сегодня дотягивают до их уровня?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||