1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Жизнь христиан и сейчас можно полностью описать этим кратким текстом. Да, были научены, услышали и пришли по зову Господа. Но где мы сейчас? Находясь внутри Церкви, так ли мы чисты перед Богом, как это может показаться в какой-то момент окружающим. Или так ли мы ужасны, как они говорят порой, считая, что христианин должен быть добреньким, но не добрым. Нас так же разрывают изнутри страсти и сомнения, как и членов Сардийской общины. Как им было не просто быть последовательными и верными на пути к святости, так же и нам это непросто, не приятно, не желанно. Господь не говорит нам, что все просто и легко, что Он хочет от нас очевидного и достижимого. Он призывает нас больными грехом и ждет от нас верности на тяжелом пути исцеления от рабства греху.
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
О ситуации в сардийской церкви Иисус не сообщает Своему апостолу никаких подробностей, возможно, потому, что ему они и без того были хорошо известны. Мы, разумеется, находимся сегодня в другом положении, и о подробностях проблем сардийской церкви нам остаётся лишь догадываться. Судя по словам Спасителя (ст. 3), можно предполагать, что церковь эта пребывала в состоянии духовной расслабленности, так, что Иисус оказался вынужден напомнить сардийским христианам о том, о чём Он не раз говорил Своим ученикам во время Своего земного служения: о духовной трезвости и о готовности встретить день Суда, который может наступить неожиданно. Конечно, это вовсе не означает, что о серьёзности положения знали все сардийские христиане. К сожалению, пока внешне всё в церкви идёт по-прежнему, а её члены сохраняют видимость обычной христианской жизни, догадаться о возникших в общине духовных проблемах может лишь тот, кто сам живёт нормальной духовной жизнью.
Между тем, при неблагоприятном развитии событий таких людей в ней остаётся всё меньше. Возникает замкнутый круг, единственным выходом из которого оказывается прямое вмешательство свыше, при котором Бог попускает произойти чему-то такому, что способно хотя бы нарушить внешнее благополучие общины, заставив её членов задуматься о том, что происходит. Конечно, сама по себе такая встряска ещё не гарантирует правильных выводов, но она всё же даёт церковной общине шанс переосмыслить собственную жизнь, раскаяться и обратиться к Тому, Кто, если Его попросить, поможет справиться с любой проблемой. Впрочем, в сардийской церкви, как видно, всё же осталось некоторое число тех, кто жил нормальной духовной жизнью и должен был понимать, что происходит в их общине (ст. 4). Как видно, они не могли ничего изменить, вероятно, потому, что, кроме них самих, в этом никто больше не был заинтересован: большинство членов церкви устраивало то положение дел, которое Иисус столь сурово осудил. Но, даже будучи не в состоянии сделать ничего для собственной церкви, эти люди сохранили главное: ту жизнь Царства, которую обрели, пойдя за Тем, Кто принёс Царство в мир (ст. 5 – 6).
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Ситуация в церкви города Сарды для нас остаётся непонятной потому, что в словах Спасителя применительно к ней конкретики практически нет. Ясно одно: духовная жизнь в церковной общине Сард шла явно не туда. Настолько не туда, что ситуация стала просто катастрофической. Впрочем, как нередко бывает в таких случаях, в Сардах всё же осталось несколько человек, сохранивших верность Христу. О чём идёт речь — о гонениях? Не исключено, конечно. Но вполне возможно и другое: увлечение чем-то, что отвлекает от подлинной христианской жизни, увлечение массовое, охватившее сразу всю церковь или значительную её часть, включая и духовных руководителей.
Подробностей в тексте нет, но не исключено, что Иоанну они могли быть известны: ведь то, что было ему сказано, говорилось в конкретной ситуации. Но если так, то, видимо, проблема была достаточно серьёзной, а ситуация общеизвестной и не нуждавшейся в объяснениях. Как бы то ни было, ясно одно: сохранить «белизну одежд», следуя духовным тенденциям, имевшим место в Сардах, было невозможно. А ведь упомянутые «белые одежды» — не просто чистота, духовная или нравственная, они — символ преображения, которое ожидает в конце пути каждого христианина.
И тогда оказывается, что невозможность сохранить белизну одежд означает не что иное, как фактическую невозможность христианского духовного пути и христианской жизни для тех, кто попал под духовное влияние тех разрушительных процессов — в чём бы они ни заключались, — которые имели место в церкви Сард. Об этом надо было предупредить — быть может, потому, что ситуация была не всем и не сразу очевидна. И Спаситель через Иоанна предупреждает сардийских христиан о грозящей им опасности и предупреждает о последствиях с тем, чтобы они, если те будут продолжать в прежнем духе, не стали для них неожиданностью.
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Жизнь христиан и сейчас можно полностью описать этим кратким текстом. Да, были научены, услышали и пришли по зову Господа. Но где мы сейчас? Находясь внутри Церкви, так ли мы чисты перед Богом, как это может показаться в какой-то момент окружающим. Или так ли мы ужасны, как они говорят порой, считая, что христианин должен быть добреньким, но не добрым. Нас так же разрывают изнутри страсти и сомнения, как и членов Сардийской общины. Как им было не просто быть последовательными и верными на пути к святости, так же и нам это непросто, не приятно, не желанно. Господь не говорит нам, что все просто и легко, что Он хочет от нас очевидного и достижимого. Он призывает нас больными грехом и ждет от нас верности на тяжелом пути исцеления от рабства греху.
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых
одеждах,
ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: |
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. 9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: |
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. |
Страшно... но как важно для нас. Господь смотрит в глаза и видит сердце. И говорит всё, что видит. Как хотелось бы услышать от Него что-нибудь жизнеутверждающее, ну вроде такого: «Молодец, всё делаешь правильно, так держать». А Он говорит правду. «Ты не холоден и не горяч». «Ты мёртв». Боже, неужели Ты не любишь меня? Но Он говорит, что всё совсем не так. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». И ведь это очевидно. Разве может любящий взор делать вид, что любимый человек в полном порядке, когда на самом деле он умирает... или уже умер? Бог открывает нам глаза. Да, то, что мы видим в зеркале Его глаз, страшно. Но только правда даёт нам шанс что-то изменить, ожить, идти дальше, быть живыми и горячими, а не полумёртвыми и теплохладными.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||