ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.
Свернуть
Трудно сказать точно, когда впервые появилась в сознании народа Божия мысль о воскресении. Можно лишь констатировать тот факт, что уже в допленных псалмах мысль эта звучит порой совершенно ясно. При этом обычно шанс преодоления смерти, выхода из шеола связывается с тем, что в библейских книгах называется «святостью». Речь идёт не о праведниках, которых в христианском мире в Средние века начали называть «святыми», а о святости в собственно библейском смысле, об освящённости, которая уже в допленный период начинает мыслится, как нечто неотделимое от праведности. Традиционно, к примеру, в Книге Левита главной задачей человека считается сохранение ритуальной чистоты: ведь именно чистота позволяет ему подойти к алтарю и освятиться. Но уже во второй части этой книги зазвучал призыв «будьте святы, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Почему же святость связывается с преодолением смерти, с воскресением? Очевидно, потому, что в изначальном смысле слова святость означала принадлежность непосредственно Богу, подобно тому, как принадлежат нам предметы нашего повседневного использования. А такая принадлежность, конечно, предполагает и особые, тесные отношения с Богом, которые меняют саму природу человека. Главное же, как видно, заключается в том, что речь в данном случае нужно вести уже о царстве Божием: ведь непосредственные отношения человека с Богом и составляют основу этого Царства. А в Царстве, конечно, уже не может быть места смерти. Так формировались представления народа Божия о воскресении. Те представления, без которых едва ли можно было бы вести речь о спасении и о новом Завете.
От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3
Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4
В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5
Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6
К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7
Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих (на Тебя) от противящихся деснице Твоей.
8
Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9
от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня.
10
Они заключились в туке своем; надменно говорят устами своими.
11
На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
Свернуть
Господу не нужны наши блага, ведь Он Сам их податель, мы ничего не сможем Ему предложить, что не было бы Его творением...
Читать далее
Господу не нужны наши блага, ведь Он Сам их податель, мы ничего не сможем Ему предложить, что не было бы Его творением. Но Ему нужна наша верность, расположение наших сердец. И потому бессмысленно обращение к чужим богам, бессмысленно даже повторение их имён. Господа же псалмопевец называет частью наследия и чаши его. Этот образ, отражающий древние понятия, необычно звучит для современного слуха, но позволяет вспомнить о той чаше, которая будет приниматься верными при воспоминании Тайной Вечери.
Понимая, что Господь — истинный податель земных благ, не только за них и за многократно проявленную заботу благодарит Его псалмопевец. Не меньше он благодарит Господа за вразумление, за неоднократно проявленное Им открытие верных путей. И, наконец, в псалме выражена надежда не только на жизнь в согласии с Ним на земле, но и на спасение от смерти и ада. Полнота жизни, полнота радости — всё это у Господа, и путь к ним Он не закрывает от людей.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).