1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего |
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге". |
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. |
6 Ложусь я, сплю, и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. |
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. |
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. |
Молитва, которую царь Давид возносит к Богу в бедствии, во многих отношениях поучительна. В первую очередь обращает на себя внимание то, как видит Давид враждующих против него. Многие, сетует царь, говорят: «нет спасения ему в Боге». Тем-то и ужасна наша человеческая вражда, что мы обращаем свою злобу против самой жизни другого человека. Как Каин, мы убиваем, потому что не хотим встречи другого с Богом. И своей молитвой Давид защищает именно это, самое дорогое. Не царство, не богатство, не земное величие — спасение в Боге.
Как бы ни хотели враги царя, Господь слышит его. Бог, чей престол пребывает превыше небес, слышит вопль человека, как Он открыл Моисею на горе Синай. Слова третьего псалма, входящего в состав шестопсалмия, конечно, гораздо привычнее по-славянски. «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея» — констатирует Давид факт, который будет вызывать наше изумление и радость до тех пор, пока стоит этот мир. Бог слышит голос человека, обращающегося к Нему. Разве может сравниться с этим счастьем любая человеческая враждебность? И разве можно жить, не опираясь на это?
Говоря о том, что Бог слышит и защищает, Давид одновременно знает и верит. В силу исторических и культурных причин мы часто разделяем и даже противопоставляем опыт и веру. Для Давида, как и для всех библейских авторов, они, напротив, теснейшим образом связаны друг с другом. Выраженная в молитве вера в помощь Божью ведет Давида к знанию, что он доверяет не напрасно. Опыт упования дает ему возможность доверять и дальше. Так путь человека становится подобен хождению апостола Петра по водам, когда каждый следующий шаг возможен только на основании оправдавшейся веры. Отсюда берет начало слово апостола Павла о том, что вера есть осуществление ожидаемого. Как мало, однако, общего у этой библейской веры с гипотезой о существовании Бога, которую называем верой мы.
Давид заканчивает свою молитву просьбой о помощи, о поражении врагов. «Восстань, Господи!» — взывает он к Всемогущему. Это принципиально важный момент в молитве христиан: по слову Христа, Отец Небесный знает все наши нужды, и все же мы просим Его о них. Помимо нашей воли, выраженной в молитве, Бог не будет вмешиваться в нашу жизнь, не будет нарушать нашу свободу. Поэтому Давид просит о том, что Богу известно, просит о помощи. И в этой просьбе также важно, что Давид не приписывает свое спасение себе. «От Господа спасение» — и только от Него.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего |
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге". |
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. |
6 Ложусь я, сплю, и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. |
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. |
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. |
Молитва, которую царь Давид возносит к Богу в бедствии, во многих отношениях поучительна. В первую очередь обращает на себя внимание то, как видит Давид враждующих против него. Многие, сетует царь, говорят: «нет спасения ему в Боге». Тем-то и ужасна наша человеческая вражда, что мы обращаем свою злобу против самой жизни другого человека. Как Каин, мы убиваем, потому что не хотим встречи другого с Богом. И своей молитвой Давид защищает именно это, самое дорогое. Не царство, не богатство, не земное величие — спасение в Боге.
Как бы ни хотели враги царя, Господь слышит его. Бог, чей престол пребывает превыше небес, слышит вопль человека, как Он открыл Моисею на горе Синай. Слова третьего псалма, входящего в состав шестопсалмия, конечно, гораздо привычнее по-славянски. «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея» — констатирует Давид факт, который будет вызывать наше изумление и радость до тех пор, пока стоит этот мир. Бог слышит голос человека, обращающегося к Нему. Разве может сравниться с этим счастьем любая человеческая враждебность? И разве можно жить, не опираясь на это?
Говоря о том, что Бог слышит и защищает, Давид одновременно знает и верит. В силу исторических и культурных причин мы часто разделяем и даже противопоставляем опыт и веру. Для Давида, как и для всех библейских авторов, они, напротив, теснейшим образом связаны друг с другом. Выраженная в молитве вера в помощь Божью ведет Давида к знанию, что он доверяет не напрасно. Опыт упования дает ему возможность доверять и дальше. Так путь человека становится подобен хождению апостола Петра по водам, когда каждый следующий шаг возможен только на основании оправдавшейся веры. Отсюда берет начало слово апостола Павла о том, что вера есть осуществление ожидаемого. Как мало, однако, общего у этой библейской веры с гипотезой о существовании Бога, которую называем верой мы.
Давид заканчивает свою молитву просьбой о помощи, о поражении врагов. «Восстань, Господи!» — взывает он к Всемогущему. Это принципиально важный момент в молитве христиан: по слову Христа, Отец Небесный знает все наши нужды, и все же мы просим Его о них. Помимо нашей воли, выраженной в молитве, Бог не будет вмешиваться в нашу жизнь, не будет нарушать нашу свободу. Поэтому Давид просит о том, что Богу известно, просит о помощи. И в этой просьбе также важно, что Давид не приписывает свое спасение себе. «От Господа спасение» — и только от Него.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего |
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге". |
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. |
6 Ложусь я, сплю, и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. |
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. |
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. |
Мысли, пронизывающие этот псалом, могут показаться сходными с теми, что выражены в других псалмах, сложенных Давидом. Но этот псалом появился в трагические дни, когда Давиду был нанесён удар собственным сыном. Не прежние враги, знакомые по многочисленным сражениям, двинулись на противника, а Авессалом поднял руку на отца, и нам даже трудно представить, что творилось в душе Давида.
И даже теперь, когда всё происходящее выбивает из колеи, когда привычный мир рушится, Господь остаётся надёжным Защитником. Всё рушится, но Он стоит нерушимо. И потому нерушима надежда Давида.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||