Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 38:1-30

Поделиться
1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира. 2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. 3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир. 4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. 5 И еще родила сына (третьего) и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его. 6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему. 10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его. 11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей (по смерти двух сыновей своих): живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал (в уме своем): не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин. 13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. 14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. 15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. (И не узнал ее.) 16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? 17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада (моего). Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? 18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. 19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее. 21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы. 22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: "здесь не было блудницы". 23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. 25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. 26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. 28 И во время родов ее показалась рука (одного); и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. 29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. 30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.
Свернуть

История Иуды и Фамари прерывает тот рассказ, который библеисты называют обычно новеллой об Иосифе, историю Иосифа, которая только начинает неспешно разворачиваться у нас на глазах. Прерывает — для чего? Чтобы рассказать о том, что всё в народе Божьем было не так просто? Чтобы показать, как неразрешённые вовремя проблемы приводят к греху? Для этого, наверное, тоже.

Однако есть и нечто особенное в авторском замысле — разорвать повествование о жизни Иосифа ради одного небольшого эпизода, притом нелицеприятного. Можно было бы много рассуждать, как грех или небрежность одних порождают грехи других. Можно было бы сочинить поучительную историю о том, как не надо пытаться решать свои проблемы любой ценой — даже ценой нарушения Божьих заповедей. Заодно можно было бы вспомнить о том, что Тора-то ещё не была открыта и заповеди не были известны — если, конечно, не предполагать, что некоторые из них появились задолго до Синайского откровения, во время которого Бог лишь подтвердил их истинность.

Можно было бы порассуждать и поговорить о многом — но есть в рассказе нечто такое, что обессмысливает всё перечисленное. Есть в нём та данность, та фактографическая лапидарность, которая не требует комментариев. Просто — так есть. Вот такая жизнь. Жизнь, из которой Иосифа выгнали братья — или Бог вывел? Пока непонятно. Непонятно ни братьям Иосифа, ни ему самому. Ясно одно: Иосифу — в Египет, а его братьям жить здесь. Вот и рассказ — чтобы не очень скучал Иосиф по оставленной родине. Он её не забудет, конечно, всё равно не забудет — есть вещи, которые не забываются, но важно всё же видеть то, что оставлено, во всей полноте и во всём многообразии.

Уже потом, в Египте, потомки Иакова будут часто вспоминать прежние времена, они будут им казаться идиллией. Вот тут-то и рассказ священнописателя — чтобы не поддаваться иллюзии. Да и для самого Иосифа — как средство против ностальгии. Говорят, лучшее лекарство от ностальгии — периодические поездки на родину с полным погружением в реалии оной. Иосиф, разумеется, этой главы не читал — она ещё не была написана. Равно, как и потомки Иакова в Египте — по той же самой причине.

У них были другие источники информации о происходящем на земле отцов. Рассказ важен для нас — чтобы нам понятней стало, насколько неоднозначно всё, происходящее с Иосифом. Чтобы с самого начала было ещё непонятно: к лучшему или к худшему то, что он в итоге оказывается в Египте? К концу повествования неоднозначность исчезнет. К концу — а пока она есть. Задана логикой библейского текста — чтобы нам пока с ней жить.

Другие мысли вслух

 
На Быт 38:1-30
1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира. 2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. 3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир. 4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. 5 И еще родила сына (третьего) и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его. 6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему. 10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его. 11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей (по смерти двух сыновей своих): живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал (в уме своем): не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин. 13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. 14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. 15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. (И не узнал ее.) 16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? 17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада (моего). Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? 18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. 19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее. 21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы. 22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: "здесь не было блудницы". 23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. 25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. 26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. 28 И во время родов ее показалась рука (одного); и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. 29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. 30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.
Свернуть
Рассказ о том, как живет Иуда, что происходит с его потомками, кажется излишне подробным. На первый взгляд...  Читать далее

Рассказ о том, как живет Иуда, что происходит с его потомками, кажется излишне подробным. На первый взгляд может показаться, что не очень-то и важно нам знать, как и чем отличился Иуда и его сыновья, как продолжался его род. Но описание обычной жизни этих людей, их грехов, их удаленности от Бога приобретает особый смысл, если вспомнить, что Иисус будет принадлежать именно колену Иуды. Здесь берет начало хроника жизни людей, которые потом будет упомянуты в родословии Спасителя (см. Мт 1:1-17). И для нас это навсегда останется зримым знаком того, что Господь приходит к нам не по справедливости, не потому что мы этого достойны или заслужили своей безгрешной жизнью. Он приходит к нам из любви и милосердия, потому что видит, как сильно мы нуждаемся в Его любви и прощении.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).