Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 39:1-23

Поделиться
1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. 2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. 4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. 5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (его).
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. 7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. 8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; 9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? 10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, 11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; 12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. 13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, 14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, 15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. 16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. 17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною (и говорил мне: "лягу я с тобою"), 18 но, когда (услышал, что) я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: "так поступил со мною раб твой", то воспылал гневом; 20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. 21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. 22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. 23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.
Свернуть

Жизнь Иосифа замечательна в том отношении, что ему несколько раз приходится начинать всё с нуля, начинать после очередного жизненного краха. В Египте ему с самого начала, говоря языком человека неверующего, повезло: он попал в дом придворного сановника, где быстро стал управляющим. Иосиф оказался человеком сообразительным, он быстро понял, как сделать, чтобы имения его хозяина приносили наибольший доход.

Потифар занимал один из высших постов в египетской придворной иерархии — он был начальником дворцовой стражи фараона. Должность была ответственная, на неё назначали особо доверенных лиц — дворцовая стража была одновременно и службой охраны самого фараона, и чем-то вроде национальной гвардии.

Под началом Потифара, вероятно, была и собственная специальная служба, нечто вроде особой контрразведки, и специальная тюрьма, где содержались, с одной стороны, особо опасные государственные преступники, а с другой — высокопоставленные заключённые. Именно в этой тюрьме и оказался в конце концов Иосиф. Однако ещё прежде он успел завоевать полное доверие своего хозяина как управляющий его домом и хозяйством — а значит, и его имениями, которых у высокопоставленного придворного было уж точно больше одного. Управлять такими имениями было непросто: все они работали на рынок и должны были приносить доход.

Это было то же самое, что в наши дни управлять крупным агрохолдингом. Иосиф справлялся, он управлял имениями своего хозяина так, что тот не заботился ни о чём, «кроме хлеба, который ел», как говорит о том священнописатель. Это была карьера, о которой выходец из кочевого семитского племени не мог и мечтать. Иосиф, конечно, юридически оставался рабом, но его фактическое положение было выше положения многих свободных египтян — такое в древности было совсем не редкостью как в Египте, так и в некоторых других странах.

Крах же наступил неожиданно и вовсе не с той стороны, с какой его можно было ожидать: история с женой хозяина испортила всё дело. Иосиф оказывается в тюрьме, но и там он вскоре становится своего рода начальником — чем-то вроде старшего среди заключённых. Бог как будто специально не позволяет Иосифу закрепиться на том месте, где, казалось бы, можно прожить всю оставшуюся жизнь. Не даёт потому, что у Него есть относительно Иосифа Свой план.

Другие мысли вслух

 
На Быт 39:1-23
1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. 2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. 4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. 5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (его).
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. 7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. 8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; 9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? 10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, 11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; 12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. 13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, 14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, 15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. 16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. 17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною (и говорил мне: "лягу я с тобою"), 18 но, когда (услышал, что) я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: "так поступил со мною раб твой", то воспылал гневом; 20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. 21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. 22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. 23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.
Свернуть
Сегодняшнее чтение рассказывает нам об испытании, выпавшем на долю Иосифа в Египте. Казалось бы, испытанием была уже...  Читать далее

Сегодняшнее чтение рассказывает нам об испытании, выпавшем на долю Иосифа в Египте. Казалось бы, испытанием была уже сама продажа Иосифа в рабство; что же могла добавить к этому египетская тюрьма, в которой оказался Иосиф (ст. 19 – 20)? И всё же, как ни покажется это на первый взгляд парадоксальным, именно она стала первым по-настоящему серьёзным испытанием для Иосифа, хотя положение его в заключении отнюдь нельзя назвать очень уж тяжёлым (ст. 21 – 23). Ведь именно здесь, в Египте, Иосифу впервые пришлось пережить жизненный взлёт и жизненное падение. Став управляющим в доме своего господина (ст. 1 – 6), Иосиф, юридически оставаясь рабом, фактически сделал карьеру и занял такое положение в обществе, о котором любой из его соплеменников мог только мечтать, притом в стране, жить в которой почли бы за счастье не только полудикие кочевники, но и обитатели многих соседних, вполне цивилизованных, стран. Потерять такое место, да ещё потерять его так, как потерял Иосиф, было самым настоящим жизненным крахом. Но не это было самым страшным. Самым страшным и разрушительным для духовной жизни Иосифа было то, что случившееся с ним было не просто незаслуженным, но произошло как раз потому, что Иосиф твёрдо следовал тем нравственным нормам, которые, по-видимому, считал для себя абсолютно непреложными (ст. 7 – 18). Вряд ли, попав в Египет, Иосиф мог забыть о Боге своих отцов; и, хотя Декалог ещё не был открыт Богом Своему народу, какие-то нравственные нормы Иосифу, как и всем его сородичам, должны были быть известны, притом известны именно как данные Богом и потому непреложные. И вот случилось так, что, следуя этим данным Богом нормам, Иосиф вместо вознаграждения попадает в египетскую тюрьму! Такой поворот событий любого мог заставить усомниться не только в незыблемости нравственных норм, но и в самом существовании Бога. Ведь в те времена люди были уверены, что благоволение высших сил влекло за собой благоденствие и процветание, а всякое несчастье рассматривали как знак гнева свыше. И теперь Иосифу предстоял очень серьёзный духовный кризис: ему надо было или полностью пересмотреть эти традиционные для своей эпохи представления, или утратить веру. С другой стороны, пройдя через кризис и сохранив при этом доверие к своему Богу, Иосиф выходил на новый уровень отношений с Ним, которые теперь не зависели от жизненных успехов или неудач. И, судя по тому, что Бог не оставляет Иосифа в заключении (ст. 21), Иосиф не утратил веру, пройдя через кризис. И тогда перед ним, как это и бывает обычно в таких случаях, открылся следующий этап духовного и жизненного пути.

Свернуть
 
На Быт 39:1-23
1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. 2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. 4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. 5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (его).
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. 7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. 8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; 9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? 10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, 11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; 12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. 13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, 14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, 15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. 16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. 17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною (и говорил мне: "лягу я с тобою"), 18 но, когда (услышал, что) я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: "так поступил со мною раб твой", то воспылал гневом; 20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. 21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. 22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. 23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.
Свернуть
История испытания человека повторяется по той же схеме, что и в самом начале Бытия, только здесь она совершается уже не...  Читать далее

История испытания человека повторяется по той же схеме, что и в самом начале Бытия, только здесь она совершается уже не в общечеловеческом масштабе, когда Адам представляет собой все человечество, а на личном уровне. Аналогичность событий подчеркивается даже сходством деталей: Бог помещает Иосифа в райские условия, дает в его руки все, что его душе угодно, и тут же возникает соблазн покуситься на то, что ему не принадлежит (его оправдание перед женой Потифара совпадает с ответом Евы на предложение змея: ему дозволено все, кроме нее — как же ему согрешить против Бога и хозяина?). И происходит чудо — испытание может быть пройдено успешно именно на уровне отдельного человека. Благодаря этой победе Иосиф оказывается в двойственном положении человека, совершившего нетипичный поступок — он попадает в тюрьму, но и здесь Бог устраивает его жизнь самым лучшим образом. Священная история продолжает свое развитие в рамках этого приключенческого романа, только теперь ее ход пойдет не от провала к провалу, как в первых главах Библии, а от победы к победе, за каждой из которых стоит замысел Бога и — конкретное решение человека.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).