На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
Свернуть
Утверждение священнописателя о Боге, Который одинаково видит и злых, и добрых, можно интерпретировать по-разному. Найдутся, наверное, и такие, кого эта мысль утвердит или в благодушии (если они явно или в глубине души осознают, что в глазах Божиих окажутся скорее злыми, чем добрыми), или в унынии (если они относят себя к числу добрых и надеются на скорое небесное правосудие). А между тем, автор афоризма, кажется, ничего не говорит об отношении Бога к тому, что Он видит. Автор лишь констатирует сам факт того, что от Бога не скрыто ничего. Конечно, сама эта констатация понадобилась, скорее всего, как раз потому, что для многих сказанное совсем не очевидно. Иногда и впрямь может показаться, что Богу нет дела до людей с их добрыми и злыми поступками. А если священнописатель прав? Тогда естественнее всего предположить, что правосудие лишь откладывается. А вот почему оно откладывается, нам остаётся только предполагать. С точки зрения новозаветного откровения многое объясняет притча Спасителя о пшенице и о сорняках, посеянных на одном поле: до времени жатвы они растут вместе, иначе есть шанс вместе с сорняками повыдёргивать и колосья. В самом деле, изменить человека кардинально без полного преображения человеческой природы едва ли возможно, так же, как невозможно кардинально изменить и человеческое общество, а все попытки радикального уничтожения греха в таком случае неизбежно будут превращаться в нечто, напоминающее всемирный потоп. И Бог ждёт дня жатвы. А мы ждём дня Суда и окончательного преображения.
Другие мысли вслух
На Притч 15:1-33
1
(Гнев губит и разумных.) Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
5
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. (В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.)
6
В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.
7
Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8
Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9
Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
10
Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11
Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12
Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14
Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19
Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
20
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21
Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26
Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27
Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. (Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.)
29
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Свернуть
Снова притчи напоминают нам, что большие дела начинаются со слов, и слова о том, что...
Читать далее
Снова притчи напоминают нам, что большие дела начинаются со слов, и слова о том, что кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость, возражений вроде бы не вызывают. А между тем уже две тысячи многим людям трудно принять слова Христа о подставлении второй щеки, они кажутся до такой степени парадоксальными, что следование им кажется невозможным даже для многих христиан, старающихся соблюдать заповеди. Но если слова о кротком ответе рассматривать как преддверие этого евангельского принципа, мы начнём приближаться к его пониманию. С умения владеть собой начинается изменение отношений с другими людьми, хочешь изменить мир - начни с себя.
Господь всё видит, поэтому бессмысленно перед Ним притворяться. Грешник не любит обличения и хотел бы выглядеть привлекательно, однако не всегда обличение бывает явным, Господь безмолвно обличает творимое нами зло уже тем, что видит его и таинственно беспокоит грешника через заглушаемый им голос совести.
Пройдут годы, и Господь скажет устами пророка, что лицемерные жертвоприношения Ему ненавистны, что Он милости хочет, а не жертвы. Но уже задолго до этого было возвещено, что и жертва нечестивого, и его путь - мерзость пред Господом. Немногое, что имеет человек, приносит ему больше радости, если он живёт в мире с Господом, чем многое, если жить без Него и тем более вопреки Ему.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).