1 Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,2 и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике;
это
жертва, благоухание, приятное Господу;3 а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его:
это
великая святыня из жертв Господних.
4 Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи,
то приноси
пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем.5 Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;6 разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное (Господу).7 Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем,8 и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику;9 и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике:
это
жертва, благоухание, приятное Господу;10 а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его:
это
великая святыня из жертв Господних.
11 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу;12 как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание.13 Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси (Господу Богу твоему) соль.
14 Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна,15 и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное;16 и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном:
это
жертва Господу.
Свернуть
Обычным и основным жертвоприношением яхвиста было принесение в жертву животного. Было и приношение хлеба — точнее, особым образом испечённых лепёшек, которое, однако, так и не стало главным. Многое тут, конечно, объясняется чисто исторически: евреи изначально народ кочевой, земледелия не знавший, а значит, излишками хлеба не располагавший. К тому же плоды земли, как правило, в жертву Богу или богам приносят всё же земледельцы — с Богом или с высшими силами делятся обычно тем, что в основном едят сами.
Это нам сегодня порой кажется, что Богу надо непременно предложить что-то особенное и невиданное, что нам самим в диковину, а в древности на дело смотрели проще: делились тем, что имели сами — но делились лучшим из того, что имели. Так, как делятся с лучшим другом, которого пригласили в дом. Было, однако, и ещё кое-что, дававшее приоритет приношениям животных. Это кое-что связано с близостью человека к животному миру.
Не случайно во время сотворения Богом мира в один день с человеком были сотворены именно животные, скот, а точнее, домашний скот, если переводить соответствующее еврейское слово буквально. Речь ведь идёт об освящении человека в процессе жертвенной трапезы, а жертвенное мясо предварительно освящается Богом; то, посредством чего человек освящается, должно быть чем-то человеку близким даже физически — между тем человек всё-таки по природе животное, а не растение.
Жизнь или, по библейскому выражению, «душа» животного в крови, как и «душа» падшего человека — она после грехопадения тоже уходит в кровь, становится подобной «душе» животного. Животное и падший человек разделяют общую жизнь, она у них во многом похожа. А еще падший человек получил от Бога право и власть есть этих самых животных. Вот поэтому освящённое мясо — самый простой способ освятить человеческую природу.
Человеку достаточно лишь съесть освящённое мясо — и дело сделано. В том, конечно, случае, если человек обращается к Богу с молитвой — не случайно же перед тем, как заколоть жертвенное животное, приносящий жертву возлагает руку ему на голову. Возлагая руку, человек молится — молитвой благодарения или молитвой покаяния, в зависимости от того, о какой жертве идёт речь: о жертве мира или о жертве за грех. С хлебной лепёшкой, да и ни с какими другими плодами земли так не получится. Поэтому лепёшки хоть и приносили в жертву, но как бы в дополнение к главному. К тому, что освящает человека, давая ему возможность полноценного богообщения.
Другие мысли вслух
На Лев 2:1-16
1 Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,2 и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике;
это
жертва, благоухание, приятное Господу;3 а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его:
это
великая святыня из жертв Господних.
4 Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи,
то приноси
пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем.5 Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;6 разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное (Господу).7 Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем,8 и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику;9 и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике:
это
жертва, благоухание, приятное Господу;10 а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его:
это
великая святыня из жертв Господних.
11 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу;12 как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание.13 Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси (Господу Богу твоему) соль.
14 Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна,15 и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное;16 и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном:
это
жертва Господу.
Свернуть
Мы продолжаем разговор о жертве, одном из центральных понятий книги Левит и всего Ветхого Завета, послужившем для...
Читать далее
Мы продолжаем разговор о жертве, одном из центральных понятий книги Левит и всего Ветхого Завета, послужившем для осмысления христианами того, что произошло на Голгофе. Итак, хлебное приношение, один из основных видов жертвы, приносится человеком Богу через священника (посредника). Она состоит из основных продуктов питания — хлеба и масла, то есть является принесением Богу того, что Он прежде даровал человеку. Жертва подразумевает как бы совместную трапезу человека, священника и Бога, а сама трапеза, в свою очередь, является центральным элементом общения в любви (в семье, в клане, при заключении сделки, союза и т.д.). Часть ее сжигается, символически становясь пищей Бога, а часть съедается священником — это великая святыня, хлеб, принадлежащий Господу. Наша задача здесь понять, чем была жертва для израильтян и почему она стала наиболее адекватным описанием того, что совершил Господь Иисус.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).