15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. |
Каждый христианин знает, что его дело — свидетельство, свидетельство о Христе и о том Царстве, которое Христос принёс в мир. И чем активнее он свидетельствует, тем больше народу вокруг спасётся. Но что такое свидетельство? Обычно под свидетельством мы подразумеваем слова и поступки, который могут дать понять окружающим нас, что такое Царство и какой жизнью живут его обитатели. А что же сами люди, которым мы свидетельствуем? До Царства ли им? Вопрос может показаться странным: ведь каждый христианин знает, что именно в Царстве преодолеваются все трудности и разрешаются все проблемы. Никакая религия тут, разумеется, не поможет, а вот приобщение к полноте Царства помочь может. Не случайно одним из главных свидетельств силы Царства во времена земного служения Спасителя становятся исцеления. Конечно, каждое исцеление оказывается свидетельством. Но почему именно исцеления? Самый простой ответ: потому, что именно этого люди ожидали в первую очередь. Более того: некоторые из них (а может быть, и большинство) поначалу, только услышав об Иисусе, ожидали от Него только исцеления, и, лишь получив желаемое, начинали задумываться о большем (притом не все и не всегда). Но Иисусу не было жаль для этих людей Царства, его силы, его жизни. Он понимал, что до тех пор, пока человек не убедится, что проблема, отравлявшая до сих пор всю его жизнь, разрешима, он не поверит ни в какое Царство, как в реальность, и не примет его, как реальность. И апостол, как видно, тоже прекрасно это понимает. Свидетельство о Царстве, как ни покажется парадоксальным, начинать надо не с абстрактных слов о Царстве и даже не с собственного опыта жизни в нём, а с того человека, которому приходится свидетельствовать, с его жизни, с его проблем. Но не с тем, разумеется, чтобы просто поговорить о наболевшем и ещё больше разбередить раны, а с тем, чтобы засвидетельствовать ему возможность разрешения его проблем и изменения его жизни в случае, если он решится сделать шаг за Христом. Не с тем, чтобы стать адептом некой новой для себя религии (которая, скорее всего, ничем ему не поможет), а с тем, чтобы стать жителем Его Царства, где проблемы, конечно, не исчезают сами собой волшебным образом, но где они могут найти своё решение.
9 Любовь
да будет
непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби
будьте
терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. |
Все рекомендации апостола Павла в этом разделе послания к Римлянам замечательны и достойны специального рассмотрения. Но особенно важно остановиться на некоторых внутренних связях между предлагаемыми Павлом правилами христианской жизни в 11 и 12 стихах.
«В усердии не ослабевайте». Обычно усердием мы называем настойчивую, требующую усилий воли деятельность, пробивающуюся через нашу собственную лень. Но следом идет «духом пламенейте». Когда в нас возгорается огонь духа, то никаких усилий не нужно, все получается как бы «само собой». Это две антитезы в описании нашей деятельности, после которых Павел дает синтез: «Господу служите». Итак, наши поступки призваны быть служением Богу независимо от того, с легкостью ли они совершаются или с великим трудом.
Теперь следующая тройка. «Утешайтесь надеждою». Надежда порождает в нас — благодаря ожиданию чего-то хорошего в будущем — светлое состояние уже сейчас. «В скорби будьте терпеливы». Что-то негативное, происшедшее в прошлом, погружает нас в скорбь, которую трудно перенести, поэтому нам необходимо терпение. Но вновь — синтез: «в молитве постоянны»! Как светлое, так и темное состояние души должны побуждать нас к общению с Богом.
Итак, Павел знает о «полосатости» нашей жизни, за подъемом следует спад и наоборот. Но он говорит о том, что во всех случаях в центре жизни христианина, его внимания и поступков находится Бог.
9 Любовь
да будет
непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби
будьте
терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. |
Главным условием христианской жизни Павел считает необходимость побеждать зло добром. И он достаточно подробно разъясняет, что имеет в виду: тут и молитва о всех, кого знаешь и с кем установились отношения, включая врагов, и открытость, предполагающая гостеприимство и готовность участвовать в жизни ближнего, если такое участие необходимо, и спокойствие во время бедствий, и то единомыслие, которое появляется в отношениях, где на первом месте оказываются именно они, а не желание утвердить себя.
Всё перечисленное возможно лишь в том случае, когда жизнь самого человека полна, и когда она наполняется дыханием Божьим, дыханием того Царства, жителем которого является всякий христианин. Жизнь человека — это поток, наполняемый Богом с участием самого человека.
Бог готов наполнить Своим дыханием жизнь всякого, кто Ему откроется, а Христос готов открыть полноту Царства каждому, кто Ему доверится. Но открытость Богу предполагает и открытость миру. «Даром получили — даром отдавайте» — один из главных принципов христианской жизни, жизни Царства. Поток жизни должен течь свободно. Но все мы — падшие люди, а падшая человеческая природа боится такой свободы. Нам всё время кажется, что, если мы позволим своей жизни течь свободно, она очень быстро утечёт вся, и поток иссякнет.
На самом-то деле всё как раз наоборот: все попытки остановить поток жизни, построить на пути его течения запруду или даже целую систему дамб и плотин неизбежно ведут к тому, что поток иссякает, а накопленная вода медленно, но неуклонно превращается в болотную жижу. Вот против этого и предостерегает апостол, имея в виду вполне практические рекомендации, исполнить которое можно лишь в том случае, если поток нашей жизни течёт свободно и наполняется водами Царства. Иначе никаких сил не хватит, чтобы жить той жизнью, которую описывает апостол.
По крайней мере, жить постоянно. Особенно в том, что касается любви к врагам. Отказа от мести. Конечно, внешний декор соблюсти можно из идейных или религиозных соображений. Можно сквозь зубы «простить» врага и даже усилием воли удержаться от мести. Но речь-то идёт о другом, о том, чтобы об этой самой мести даже мысли не возникало. И чтобы о врагах тоже думать ровно столько, сколько необходимо, дабы не дать им возможности помешать нам делать дело Божье.
Стоит сделать борьбу с врагами самоцелью — и бой проигран. И борьба со злом тоже, если ставить себе целью именно торжество над силами зла, а не явление миру жизни Царства, что и является главным смыслом жизни христианина. Река, прокладывая своё русло, ни с кем не борется, она лишь неуклонно движется к предназначенной ей Богом цели, к морю или к океану, в который впадает. И христианская жизнь похожа на речной поток, начинающийся в Царстве и через сердца христиан изливающийся в мир. Быть таким потоком и есть главная задача христианской жизни.
9 Любовь
да будет
непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби
будьте
терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. |
Описывая жизнь Царства и тех, кто к нему причастен, Павел подчёркивает очень важную особенность нашей эпохи, эпохи наступающего Царства, которое, раскрываясь всё в большей полноте, включает в себя новых и новых жителей. Прежде, говоря о способах действия Божия в мире, апостол, ссылаясь на Тору, обращал внимание своих читателей на то, что Бог может действовать даже через тех, кто Ему противится, но в таком случае это было уже действием не любви Божией, а силы Божией. Теперь же картина, на первый взгляд, меняется: действие любви Божией вполне очевидно, и Павел довольно подробно и ярко описывает её проявления как в отношениях между братьями, так и в отношениях христиан с теми, кто ещё не знает Царства (ст. 9 – 18). А вот проявлений действия силы Божией, наподобие тех, о которых говорит Павел, ссылаясь на тексты Книги Исхода, апостол не упоминает. Он, напротив, запрещает месть (следуя здесь, несомненно, поучениям Самого Иисуса), предлагая отложить её до тех пор, пока Сам Бог прямо не проявит Свою силу и не осуществит Свой суд (ст. 19 – 21). Но, судя по всему тому, что говорит Павел о Царстве и о возвращении Спасителя, приходится думать, что окончательный суд над врагами Божиими (а значит, и над врагами верных) откладывается до конца времён.
На первый взгляд может показаться, что тем самым Бог подставляет под удар Свой народ, ведь в таком случае верным ещё нескоро придётся дождаться суда Божия. Но, с другой стороны, такой способ действия в нашем падшем мире, как видно, оказывается единственно возможным. В самом деле, об окончательном суде Божием можно говорить лишь тогда, когда человек оказывается в Царстве или перед лицом Царства, притом Царства, раскрывшегося во всей своей полноте. Конечно, Бог и теперь видит сердце каждого. Но история Царства ещё только начинается, оно ещё не раскрылось настолько, чтобы преобразить до конца наш, пока ещё не свободный от греха, мир. А это означает, что та прежняя история, когда выбор пути означал лишь выбор пути, ещё не совсем окончилась. Старый мир перестал быть единственной реальностью истории, но он всё же ещё составляет её известную часть. А значит, каждый выбор, сделанный человеком в этом двойственном и двоящемся мире, нельзя считать окончательным, если только речь не идёт о тех, кто выбрал Царство и прошёл свой путь до конца. У всех остальных до возвращения Спасителя есть ещё шанс передумать, изменить своё решение и свой выбор. Но тогда им должно быть дано и время для того, чтобы этот шанс использовать. И Бог, откладывая Свой суд, даёт им время с тем, чтобы до конца использовать все возможности для спасения каждого. Тем, кто уже в Царстве, путь спасения открыт. Теперь им пришло время подумать о тех, кто этого пути ещё не знает, чтобы Спаситель действительно оказался бы Спасителем для каждого, кого ещё можно спасти.
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования,
то, имеешь ли
пророчество,
пророчествуй
по мере веры; 7
имеешь ли
служение,
пребывай
в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли,
раздавай
в простоте; начальник ли,
начальствуй
с усердием; благотворитель ли,
благотвори
с радушием. |
9 Любовь
да будет
непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби
будьте
терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; |
Ничто больше не противоречит нашей повседневной жизни, как этот текст апостола. К сожалению, даже повседневной христианской жизни. Принимать другого таким, какой он есть, любить его с нежностью, уважать его уникальность и осознавать нужность наших различий – это практически непосильный труд. Слова Павла необычайно просты и тем сильнее они поражают. Это своего рода инструкция к жизни, которую надо просто выполнять без рассуждения, или, как написано здесь же, без высокомудрствования. Есть очевидные вещи, которые не стоит замутнять рассуждениями о том, как и зачем их делать. Надо просто их делать. В противном случае доверенный нам мир рушится. Пугаться бесполезно: если лить воду на работающий электромотор, то непременно добьешься короткого замыкания. И как тут не размышляй над странными свойствами электричества, все равно будет короткое замыкание. Аналогично и в жизни: не уважаешь людей вокруг, не отвращаешься от зла, не выполняешь последовательно написанное Павлом - так и получаешь потом разделение и ненависть. Наша задача, возвращаясь к инструкции по проживанию жизни, - выполнять ее ежедневно. Мечтать о том, как будет хорошо, когда все будет сделано, Павел тоже не рекомендует. Потому что конца у этого пути нет.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||