1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя
его
. 2 Чрез три дня пошли надзиратели по стану 3 и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним; 4 впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня. 5 И сказал Иисус народу: освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса. 6 Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета (Господня) и идите пред народом. (Священники) взяли ковчег завета (Господня) и пошли пред народом. |
7 Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех (сынов) Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; 8 а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. 9 Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. 10 И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: 11 вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; 12 и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; 13 и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. |
14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета (Господня) пред народом, 15 то, лишь только несущие ковчег (завета Господня) вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы — 16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. 17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все (сыны) Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. |
Снова Господь ведёт народ Свой. Спустя сорок лет продолжается исход из Египта и многие события исхода повторяются. Как будто не было прошедших лет и народ, перейдя через чудесно расступившиеся воды, после Египта сразу очутился за Иорданом на берегу обетованной земли.
Но не зря прошли эти десятилетия, не были они бессмысленной тратой времени. В пустыне через Моисея был возвещён закон, в пустыне же народ заключил завет со Всевышним. За эти годы вчерашние рабы стали народом, водимым Господом. И теперь уже не в огненном столпе знак видимого присутствия Всевышнего, но в ковчеге завета, несомом священниками, призванными на служение именно в годы скитаний в пустыне.
1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя
его
. 2 Чрез три дня пошли надзиратели по стану 3 и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним; 4 впрочем расстояние между вами и им должно быть до двух тысяч локтей мерою; не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти; ибо вы не ходили сим путем ни вчера, ни третьего дня. 5 И сказал Иисус народу: освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса. 6 Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета (Господня) и идите пред народом. (Священники) взяли ковчег завета (Господня) и пошли пред народом. |
7 Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех (сынов) Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; 8 а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. 9 Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. 10 И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый, Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: 11 вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; 12 и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; 13 и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. |
14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета (Господня) пред народом, 15 то, лишь только несущие ковчег (завета Господня) вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы — 16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. 17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все (сыны) Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан. |
Третья глава Книги Иисуса Навина достаточно очевидно свидетельствует, что когда-то она входила в состав той композиции, которую библеисты называют обычно Шестикнижием, завершая собой рассказ об Исходе и об обретении народом земли, обещанной Богом ещё Аврааму и его потомкам. Здесь налицо параллель с переходом через Красное (точнее, через Тростниковое) море, о котором рассказывает Книга Исхода, а Иисус Навин показан тут как продолжатель Моисеева дела, перед которым воды Иордана Бог раздвигает так же, как когда-то перед Моисеем Он раздвинул воды Тростникового моря.
Некоторые библеисты считают текст третьей главы ритуальным, предполагая, что он связан с каким-то древним святилищем, возможно, тем самым, что было построено в память о переходе через Иордан и начале завоевания земли (впоследствии оно утратило значение религиозного центра, а его священные камни стали восприниматься лишь как старинный памятник, напоминающий о давно прошедших славных временах). Очевидно, что ритуальная процессия того рода, которая в этой главе описана, с торжественным перенесением через реку Скинии и Ковчега, была возможна лишь после завоевания: едва ли такая процессия могла быть безопасной на глазах у противника.
В данном случае, впрочем, это неважно: священнописатель ведь создаёт не просто историю, а историю священную. Начиная историю завоевания с описания древнего обряда, включая в свой рассказ ритуальный текст, автор хочет сказать, что перед нами не просто кочевники, вторгшиеся на чужую территорию, которую они хотят завоевать, перед нами — народ Божий, идущий в землю, обещанную ему Богом. Конечно, Бог не сторонник войны, в этом смысле «священных» войн не бывает, но Богу надо проложить путь своему народу — если понадобится, и через войну тоже. Война Божьим делом не бывает, а вот путь сквозь войну и через неё к цели — может быть, если другого пути нет.
1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя
его
. |
Снова Господь ведёт народ Свой. Спустя сорок лет продолжается исход из Египта и многие события исхода повторяются. Как будто не было прошедших лет и народ, перейдя через чудесно расступившиеся воды, после Египта сразу очутился за Иорданом на берегу обетованной земли.
Но не зря прошли эти десятилетия, не были они бессмысленной тратой времени. В пустыне через Моисея был возвещён закон, в пустыне же народ заключил завет со Всевышним. За эти годы вчерашние рабы стали народом, водимым Господом. И теперь уже не в огненном столпе знак видимого присутствия Всевышнего, но в ковчеге завета, несомом священниками, призванными на служение именно в годы скитаний в пустыне.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||