1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, (и находящихся в нем) людей сильных; 2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды (в день); и это делай шесть дней; 3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; 4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и (весь) народ пойдет (в город, устремившись) каждый с своей стороны. 5 И призвал Иисус, сын Навин, священников (Израилевых) и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 6 И сказал (им, чтоб они сказали) народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. |
7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили (громогласно) трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; 8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом (завета Господня), во время шествия трубя трубами. 9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните. 10 Таким образом ковчег (завета) Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане. |
11 (На другой день) Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег (завета) Господня; 12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом (завета) Господня и идучи трубили трубами. 13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. |
14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. 15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! 16 город будет под заклятием, и все, что в нем — Господу (сил); только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; 17 но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан (сынов) Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; 18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. 19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ (весь вместе) громким (и сильным) голосом, и обрушилась (вся) стена (города) до своего основания, и (весь) народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 20 И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, (всё) истребили мечом. |
21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. 22 И пошли юноши, высматривавшие (город, в дом женщины) и вывели Раав (блудницу) и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. 23 А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, (чтобы внести Господу) в сокровищницу дома Господня. 24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. |
25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, (Так и сделал Азан, родом из Вефиля: он на Авироне, первенце своем, основал его и на меньшем, спасенном, поставил ворота его.)и на младшем своем поставит врата его. |
26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле. |
Существует много попыток рационально истолковать, чем «на самом деле» могли быть трубы, от звука которых пали стены Иерихона. Нам гораздо важнее помнить, что трубили в эти трубы священники, и что юбилейные трубы были ими несены перед ковчегом завета. Какими бы ни были технические способы одоления врагов, они бы не подействовали, если бы народ не был водим Господом.
Штурм Иерихона был жестоким, как и все войны того времени. Но не для грабежа воины штурмовали этот город, и это подтверждает запрет, наложенный на присвоение военной добычи. Иерихону предстояло быть разрушенным не как завоёванной крепости, а как оплоту богоборчества. Кто знает, если бы жители Иерихона приняли истинного Бога, не остались ли они живы, как уцелели родственники Раав?
2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды (в день); и это делай шесть дней; 3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; 4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и (весь) народ пойдет (в город, устремившись) каждый с своей стороны. 5 И призвал Иисус, сын Навин, священников (Израилевых) и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 6 И сказал (им, чтоб они сказали) народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. |
7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили (громогласно) трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; 8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом (завета Господня), во время шествия трубя трубами. 9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните. 10 Таким образом ковчег (завета) Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане. |
11 (На другой день) Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег (завета) Господня; 12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом (завета) Господня и идучи трубили трубами. 13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. |
14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. 15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! 16 город будет под заклятием, и все, что в нем — Господу (сил); только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; 17 но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан (сынов) Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; 18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. 19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ (весь вместе) громким (и сильным) голосом, и обрушилась (вся) стена (города) до своего основания, и (весь) народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 20 И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, (всё) истребили мечом. |
21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. 22 И пошли юноши, высматривавшие (город, в дом женщины) и вывели Раав (блудницу) и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. 23 А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, (чтобы внести Господу) в сокровищницу дома Господня. 24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. |
25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, (Так и сделал Азан, родом из Вефиля: он на Авироне, первенце своем, основал его и на меньшем, спасенном, поставил ворота его.)и на младшем своем поставит врата его. |
26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле. |
В описаниях Книги Иисуса Навина немало анахронизмов. Собственно, хронологической последовательности событий как таковой там нет — но это и понятно: ведь в основании исторической части книги лежат сборники героических песен наподобие упоминаемой в ветхозаветных книгах «Книги войн Яхве» (в Синодальном переводе она называется «Книгой браней Господних») или «Книги праведного» (возможен также вариант перевода этого названия на русский язык как «Книги прямого пути»).
Героические предания практически никогда не сохраняют даже относительную хронологию событий, и никогда — абсолютную. Анахронизмы в эпических текстах — дело обычное, но, как видно, священнописателя этот факт не пугает: он ведь пишет священную историю, где строгая хронология необязательна. Так и с Иерихоном: его взятие и разрушение описано как элемент того массированного вторжения еврейских племён в Палестину, которое мы обычно называем её еврейским завоеванием, хотя на самом деле, судя по археологическим данным, город был разрушен до основания почти за пол века до него.
Между тем в книге отражено предание, которое вызывает целый ряд вопросов, главный из которых связан с разрушением городских стен, обрушившихся, если верить преданию, после семикратного обхода евреями города торжественной процессией. Археология и тут приходит на помощь: судя по её данным, стены города обрушились так, будто их разрушали изнутри. Объяснить такое разрушение можно лишь неожиданным оползнем, который был вполне возможен — город стоял на вершине холма, а городские стены проходили по его склонам. Многократный обход городских стен вполне мог такой оползень спровоцировать — разумеется, если совершить его в нужный момент.
Такое объяснение поднимает вполне закономерный вопрос о чуде: было ли оно, если всё можно объяснить вполне естественными причинами? Если под чудом понимать события только и исключительно сверхъестественные по самой своей природе, то, разумеется, нет. Если же под чудом понимать всякое вообще Божье вмешательство в события, перед нами несомненное чудо: ведь вероятность случайно спровоцировать оползень так, как это сделали осаждавшие город евреи, практически равна нулю. Тут действительно можно говорить о чуде, хотя, возможно, и не таком, какого хотелось бы скептику. Бог, однако, действует так, как считает нужным, и скептики Ему не указ.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||