1 Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир (с Иисусом и) с Израилем и остались среди их, 2 тогда он весьма испугался, потому что Гаваон (был) город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. 3 Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: 4 придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. 5 Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. |
6 Жители Гаваона послали к Иисусу в стан (Израильский), в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. 7 Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. 8 И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. 9 И пришел на них Иисус внезапно, (потому что) всю ночь шел он из Галгала. 10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. 11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни (града) до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом (на сражении). |
12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь (Бог) Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами:
стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? |
15 Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. |
16 А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе. 17 Когда донесено было Иисусу и сказано: "нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе", 18 Иисус сказал: "привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; 19 а вы не останавливайтесь (здесь), но преследуйте врагов ваших и истребляйте заднюю часть войска их и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши". 20 После того, как Иисус и сыны Израилевы совершенно поразили их весьма великим поражением, и оставшиеся из них убежали в города укрепленные, 21 весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим. |
22 Тогда Иисус сказал: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех. 23 Так и сделали: вывели к нему из пещеры пятерых царей тех: царя Иерусалимского, царя Хевронского, царя Иармуфского, царя Лахисского и царя Еглонского. 24 Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих. Они подошли и наступили ногами своими на выи их. 25 Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать. 26 Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. 27 При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры,
которые там
даже до сего дня. |
28 В тот же день взял Иисус Макед, и поразил (его) мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем: никого не оставил, кто бы уцелел (и избежал); и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. |
29 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; 30 и предал Господь и ее в руки Израиля, (и взяли ее) и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что
находилось
в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел (и избежал), и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. |
31 Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису и расположился подле него станом и воевал против него; 32 и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, (и истребил его) так, как поступил с Ливною. |
33 Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его (мечом) так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел (и избежал). |
34 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; 35 (и предал его Господь в руки Израиля,) и взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. |
36 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; 37 и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. |
38 Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; 39 и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию (их и) все дышащее, что находилось в нем: никого не осталось, кто уцелел бы; как поступил с Хевроном и царем его, так поступил с Давиром и царем его, и как поступил с Ливною и царем ее. |
40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; 41 поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; 42 и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля. 43 Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал. |
Когда языческие цари стали угрожать Гаваону, Навин встал на защиту его жителей. Как бы ни был Навин рассержен на них за их хитрость, даже в гневе он не забывает выполнить данную Господу клятву о союзе с Гаваоном.
Для пяти царей гаваонитяне — отступники, поэтому покарать их они хотят, может быть, даже сильнее, чем отбиться от израильтян. Но покровительство Израиля, даже достигнутое хитростью, это не просто поддержка со стороны сильного войска. В решающей степени это покровительство Того, Кто даёт победы. Обращение гаваонитян, пока ещё неискреннее, стало одним из первых проявлений тяги к Единому Богу вне еврейского народа.
Нам не так важно выяснять, какие природные явления стояли за небесными камнями, обрушившимися на ханаанское войско, и каким был механизм останавливания небесных тел по ходу сражения. Гораздо важнее уяснить то, что подчёркнуто в этом месте библейского повествования: не одними человеческими силами разгромлены пять царей. Но теперь, читая о том, как побеждённые цари, противившиеся Богу, были заключены в пещере, заваленной камнем, мы можем вспомнить и Того Царя, Который также был завален камнем в могильной пещере, добровольно умерев за грешное, противившееся Богу человечество.
1 Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир (с Иисусом и) с Израилем и остались среди их, 2 тогда он весьма испугался, потому что Гаваон (был) город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. 3 Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: 4 придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. 5 Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. |
6 Жители Гаваона послали к Иисусу в стан (Израильский), в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. 7 Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. 8 И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. 9 И пришел на них Иисус внезапно, (потому что) всю ночь шел он из Галгала. 10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. 11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни (града) до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом (на сражении). |
12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь (Бог) Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами:
стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? |
15 Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. |
16 А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе. 17 Когда донесено было Иисусу и сказано: "нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе", 18 Иисус сказал: "привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; 19 а вы не останавливайтесь (здесь), но преследуйте врагов ваших и истребляйте заднюю часть войска их и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши". 20 После того, как Иисус и сыны Израилевы совершенно поразили их весьма великим поражением, и оставшиеся из них убежали в города укрепленные, 21 весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим. |
22 Тогда Иисус сказал: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех. 23 Так и сделали: вывели к нему из пещеры пятерых царей тех: царя Иерусалимского, царя Хевронского, царя Иармуфского, царя Лахисского и царя Еглонского. 24 Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих. Они подошли и наступили ногами своими на выи их. 25 Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать. 26 Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. 27 При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры,
которые там
даже до сего дня. |
28 В тот же день взял Иисус Макед, и поразил (его) мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем: никого не оставил, кто бы уцелел (и избежал); и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. |
29 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; 30 и предал Господь и ее в руки Израиля, (и взяли ее) и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что
находилось
в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел (и избежал), и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. |
31 Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису и расположился подле него станом и воевал против него; 32 и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, (и истребил его) так, как поступил с Ливною. |
33 Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его (мечом) так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел (и избежал). |
34 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; 35 (и предал его Господь в руки Израиля,) и взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. |
36 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; 37 и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. |
38 Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; 39 и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию (их и) все дышащее, что находилось в нем: никого не осталось, кто уцелел бы; как поступил с Хевроном и царем его, так поступил с Давиром и царем его, и как поступил с Ливною и царем ее. |
40 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; 41 поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; 42 и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля. 43 Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал. |
Книга Иисуса Навина, особенно те её главы, где описаны завоевательные походы евреев, полна легендарных или полулегендарных описаний еврейского завоевания Палестины. Иногда, как в приведённой главе, описания бывают предельно сжатыми, сжатыми настолько, что целый ряд компаний оказывается описан буквально парой стихов. При этом в тексте упоминаются события, объяснить которые кажется невозможным, если не смотреть на них, как на чудо.
В самом деле: падающие с неба камни ещё можно интерпретировать как крупный град — такой град в тех местах иногда выпадает. Однако выпал он очень вовремя, что само по себе достаточно явно указывает на Божье вмешательство в события. Но остановившееся солнце? Как это возможно?
Попытки объяснить описанное в книге на уровне привычного многим библейского буквализма тут бесполезны: Бог, конечно, может одним усилием воли остановить движение любого небесного тела, но для его обитателей, если они там есть, такая остановка будет означать катастрофу планетарных масштабов. Есть, однако, и другое объяснение, связанное не с природными, а с духовными причинами описанного в этой главе феномена. Сводится оно к духовному состоянию, в котором пребывали во время того сражения его участники — по крайней мере, с еврейской стороны. Всякий, имеющий опыт более-менее углублённой и сосредоточенной молитвы, хотя бы раз замечал, что, пока он молится, время может как ускориться, так и замедлиться.
Иногда совсем, казалось бы, краткая молитва продолжается, судя по стоящим рядом часам, 10, 15, 20 минут, а то и больше, иногда же кажется, будто провёл в молитве час, тогда, как на самом деле, судя по свидетельству тех же невозмутимых часов, прошла всего минута, а то и меньше. Такой феномен «остановившегося» времени связан с интенсивностью протекания духовных, а порой и психических, и физических процессов в самом человеке, интенсивность же определяется его духовным состоянием. Вполне возможно, что феномен остановившегося солнца является на самом деле феноменом «остановившегося» времени.
Воин, пребывающий в таком состоянии, действует быстро, намного быстрее своего противника — ведь скорость физических процессов у него обычно бывает сообразна скорости процессов духовных. Его противник обычно в этом случае фактически обречён на поражение — он просто не успевает отреагировать на действия человека в таком состоянии, а порой не успевает даже их заметить. Неудивительно, что в том сражении евреи одержали победу. Пребывать же в подобном состоянии можно, лишь внутренне предстоя Богу — и человек, это понимающий, воспринимает выигранное сражение как дело Божье.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||