Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис Нав 13:1-33

Поделиться
1 Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много. 2 Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская (и Хананейская). 3 От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский; 4 к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских, 5 также (Филистимская) земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф. 6 Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе; 7 раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина (от Иордана до моря великого к западу отдай ее им; великое море будет пределом).
8 А колено Рувимово и Гадово с другою половиною колена Манассиина получили удел свой от Моисея за Иорданом к востоку (солнца), как дал им Моисей, раб Господень, 9 от Ароера, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и всю равнину Медеву до Дивона; 10 также все города Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, до пределов Аммонитских, 11 также Галаад и область Гессурскую и Маахскую, и всю гору Ермон и весь Васан до Салхи, 12 все царство Ога Васанского, который царствовал в Астарофе и в Едреи. Он оставался один из Рефаимов, которых Моисей поразил и прогнал. 13 Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи (и Хананеев), и живет Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня.
14 Только колену Левиину не дал он удела: жертвы Господа Бога Израилева суть удел его, как сказал ему Господь. (Вот разделение, какое сделал Моисей сынам Израилевым по племенам их на равнинах Моавитских за Иорданом, напротив Иерихона:)
15 колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: 16 пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, 17 Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, 18 Иааца, Кедемоф и Мефааф, 19 Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, 20 Беф-Фегор и места при подошве Фасги и Беф-Иешимоф, 21 и все города на равнине, и все царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле (той); 22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими. 23 Пределом сынов Рувимовых был Иордан. Вот удел сынов Рувимовых по племенам их, города и села их.
24 Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их: 25 пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою, 26 и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира, 27 и на долине Беф-Гарам и Беф-Нимра и Сокхоф и Цафон, остаток царства Сигона, царя Есевонского; пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку. 28 Вот удел сынов Гадовых по племенам их, города и села их.
29 Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их; 30 предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов; 31 а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, (даны) сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их.
32 Вот что Моисей дал в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку. 33 Но колену Левиину Моисей не дал удела: Господь Бог Израилев Сам есть удел их, как Он говорил им.
Свернуть

Для Иисуса Навина приближается пора подводить итоги жизненного пути, а дело его жизни не завершено: обетованная земля ещё не вся отвоёвана. Тем не менее даже не до конца завоёванную землю Господь повелевает Навину разделить. Можно было бы вспомнить поговорку про шкуру неубитого медведя, но здесь она не действительна: повеление о разделе земли ещё раз подчёркивает, что слово Господне твёрдо, и оно обязательно исполнится, сколько бы ни прошло времени между обетованием и исполнением.

Читая перечисления названий, иной раз можно подумать: что толку в этих списках непонятных имён для нас, находящихся далеко во времени и пространстве от перечисленных географических пунктов? Но речь идёт о той Земле, которая названа Святой, и каждая топографическая подробность на ней тонкими нитями связана с происходившими на ней событиями. Для тех, кто побывал на этой земле и видел перечисленные места, список их названий перестаёт быть сухим перечнем, но становится речью, наполненной смыслом.

Другие мысли вслух

 
На Ис Нав 13:1-33
1 Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много. 2 Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская (и Хананейская). 3 От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский; 4 к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских, 5 также (Филистимская) земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф. 6 Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе; 7 раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина (от Иордана до моря великого к западу отдай ее им; великое море будет пределом).
8 А колено Рувимово и Гадово с другою половиною колена Манассиина получили удел свой от Моисея за Иорданом к востоку (солнца), как дал им Моисей, раб Господень, 9 от Ароера, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и всю равнину Медеву до Дивона; 10 также все города Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, до пределов Аммонитских, 11 также Галаад и область Гессурскую и Маахскую, и всю гору Ермон и весь Васан до Салхи, 12 все царство Ога Васанского, который царствовал в Астарофе и в Едреи. Он оставался один из Рефаимов, которых Моисей поразил и прогнал. 13 Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи (и Хананеев), и живет Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня.
14 Только колену Левиину не дал он удела: жертвы Господа Бога Израилева суть удел его, как сказал ему Господь. (Вот разделение, какое сделал Моисей сынам Израилевым по племенам их на равнинах Моавитских за Иорданом, напротив Иерихона:)
15 колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: 16 пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, 17 Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, 18 Иааца, Кедемоф и Мефааф, 19 Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, 20 Беф-Фегор и места при подошве Фасги и Беф-Иешимоф, 21 и все города на равнине, и все царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских: Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле (той); 22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими. 23 Пределом сынов Рувимовых был Иордан. Вот удел сынов Рувимовых по племенам их, города и села их.
24 Моисей дал также удел колену Гадову, сынам Гадовым, по племенам их: 25 пределом их был Иазер и все города Галаадские, и половина земли сынов Аммоновых до Ароера, что пред Раввою, 26 и земли от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима и от Маханаима до пределов Давира, 27 и на долине Беф-Гарам и Беф-Нимра и Сокхоф и Цафон, остаток царства Сигона, царя Есевонского; пределом его был Иордан до моря Хиннерефского за Иорданом к востоку. 28 Вот удел сынов Гадовых по племенам их, города и села их.
29 Моисей дал удел и половине колена Манассиина, который принадлежал половине колена сынов Манассииных, по племенам их; 30 предел их был: от Маханаима весь Васан, все царство Ога, царя Васанского, и все селения Иаировы, что в Васане, шестьдесят городов; 31 а половина Галаада и Астароф и Едрея, царственные города Ога Васанского, (даны) сынам Махира, сына Манассиина, половине сынов Махировых, по племенам их.
32 Вот что Моисей дал в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку. 33 Но колену Левиину Моисей не дал удела: Господь Бог Израилев Сам есть удел их, как Он говорил им.
Свернуть
Священнописатель несколько раз особо подчёркивает, что племя Леви — левиты — не получили своего собственного надела на земле, которую Бог обещал Своему народу. Ближайший смысл такого условного обезземеливания понятен: земля, помимо прочего, ещё и обременяет...  Читать далее

Священнописатель несколько раз особо подчёркивает, что племя Леви — левиты — не получили своего собственного надела на земле, которую Бог обещал Своему народу. Ближайший смысл такого условного обезземеливания понятен: земля, помимо прочего, ещё и обременяет, на земле надо работать, а у левитов заботы другие, им Бог поручает Ковчег и Скинию. Это с одной стороны, а с другой тут вопрос ответственности и полноты служения. Священство и вообще служении при Скинии, а позже при Храме не случайно приравнивается к владению племенным наделом земли.

Конечно, священство должно было кормить священников, культ в яхвизме был организован так, чтобы служащие священники не оставались голодными. Священство может кормить то племя, которому оно поручено так же, как другие племена кормит полученный ими племенной надел. Есть, однако, и другая сторона, связанная с тем, что сама земля, данная Богом своему народу, становится священной — именно потому, что на ней живёт Его народ, а посреди народа пребывает Он Сам.

На Божьей земли нет не-Божьих дел и занятий, она вся освящена Божьим присутствием — а значит, нет на ней и ничего не освящённого, обыденного. Левиты священнодействуют при Скинии — и это на первый взгляд кажется привилегией, если не учитывать того, что сама жизнь на Богом данной земле является священнодействием — или вовсе не соответствует тому, чем кажется и называется. Если же увидеть всю жизнь на Божьей земле как священнодействие, станет понятно: особое призвание левитов — не привилегия, а специфика служения.

Такой у них особый надел — Скиния как тот участок на земле, где Бог открывает народу Своё присутствие, освящая его и делая Божьим по сути. Однако ведь и другие наделы, другие участки тоже освящены — у них просто другое предназначение. Божья земля едина, как един и Божий народ, представляющий собой одно духовное тело, как говорили об этом мудрецы времён Второго Храма. Если же един народ, то и священное пространство, где он пребывает перед Богом, тоже едино, и охватывает оно всю данную Богом Своему народу землю без всяких исключений.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).