13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Интересный исторический факт: по поводу Книги Даниила существуют расхождения между иудейским и христианским каноном. Церковь включила эту книгу в число пророческих, а Синагога её таковой не считает, относя к третьей части иудейского канона, который называется Писания. И в самом деле: Книга Даниила принадлежит к жанру не столько пророческих, сколько апокалиптических текстов. Написана она, по общепринятому сегодня среди библеистов мнению, около середины II в. до н.э., в эпоху гонений Антиоха Эпифана и последовавших в ответ на них Маккавейских войн. Практически все описанные в видениях Даниила события относятся, соответственно, не к будущему, а к прошлому, представляя собой не перспективу, а ретроспективу.
Исключение составляет лишь мессианское пророчество, в котором Мессия предстаёт в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Ветхому днями, сидящему на престоле (называя Себя Сыном Человеческим, Иисус имеет в виду именно этот образ Книги Даниила). В чём же смысл пророчества Книги Даниила? Образ восседающего на престоле Ветхого днями — вполне традиционный, корнями уходящий ещё в допленный период, к тем видениям Престола славы, замечательным примером которого было храмовое видение Исайи Иерусалимского.
Образ Восседающего на престоле уже тогда воспринимался визионерами в контексте того откровения о Царстве, которое было дано поздним пророкам допленной поры; оно открылось им, как реальность не религиозно-политическая (таким Царство видели ранние пророки), а духовная, нисходящая в мир от престола Божия. Мессия же должен был стать центром этого Царства, праведным Правителем и совершенным Служителем Божьим.
Нетрудно заметить, что мессианское видение Книги Даниила продолжает эту традицию: Мессия, принадлежащий, в отличие от окружающих Престол ангелов к человеческому роду (потому-то Он и назван Сыном Человеческим), подходит (точнее, Его подводят ангелы, духи, исполняющие у Престола роль служителей) к восседающему не престоле Богу и получает от Него власть над миром, привнося в него то Царство, о котором говорили уже допленные пророки. И тогда прежняя история, история земных царств, существующих по законам и опирающихся на силу непреображённого мира, заканчивается. И начинается история нового Царства, Царства, живущего дыханием и силой Бога и управляемого посланным Им в мир Мессией.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Бог развивает отношения с человеком как разворачивающийся во времени диалог. Он дает пророку Даниилу увидеть, как Сын Человеческий принимает власть и славу от Небесного Отца, затем пришедший во плоти Сын Божий называет Себя Сыном Человеческим, чтобы люди могли это сопоставить с известным им пророчеством Даниила. Когда человек откликается и исповедует Сына Человечекого Сыном Божиим, как это сделал Петр, тогда ему дается новое откровение — Преображения Господня, предвосхищающего грядущее Воскресение, — так чтобы ученики смогли затем встретить и узнать Воскресшего. И диалог на этом не заканчивается, он не заканчивается никогда. Вся полнота Откровения — во Христе Иисусе, но раскрытие этой полноты — динамический процесс, совершающийся в Церкви, сберегающей все воспринятое и направляющей все народы к углублению отношений с Богом.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Интересный исторический факт: по поводу Книги Даниила существуют расхождения между иудейским и христианским каноном. Церковь включила эту книгу в число пророческих, а Синагога её таковой не считает, относя к третьей части иудейского канона, который называется Писания. И в самом деле: Книга Даниила принадлежит к жанру не столько пророческих, сколько апокалиптических текстов. Написана она, по общепринятому сегодня среди библеистов мнению, около середины II в. до н.э., в эпоху гонений Антиоха Эпифана и последовавших в ответ на них Маккавейских войн. Практически все описанные в видениях Даниила события относятся, соответственно, не к будущему, а к прошлому, представляя собой не перспективу, а ретроспективу.
Исключение составляет лишь мессианское пророчество, в котором Мессия предстаёт в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Ветхому днями, сидящему на престоле (называя Себя Сыном Человеческим, Иисус имеет в виду именно этот образ Книги Даниила). В чём же смысл пророчества Книги Даниила? Образ восседающего на престоле Ветхого днями — вполне традиционный, корнями уходящий ещё в допленный период, к тем видениям Престола славы, замечательным примером которого было храмовое видение Исайи Иерусалимского.
Образ Восседающего на престоле уже тогда воспринимался визионерами в контексте того откровения о Царстве, которое было дано поздним пророкам допленной поры; оно открылось им, как реальность не религиозно-политическая (таким Царство видели ранние пророки), а духовная, нисходящая в мир от престола Божия. Мессия же должен был стать центром этого Царства, праведным Правителем и совершенным Служителем Божьим.
Нетрудно заметить, что мессианское видение Книги Даниила продолжает эту традицию: Мессия, принадлежащий, в отличие от окружающих Престол ангелов к человеческому роду (потому-то Он и назван Сыном Человеческим), подходит (точнее, Его подводят ангелы, духи, исполняющие у Престола роль служителей) к восседающему не престоле Богу и получает от Него власть над миром, привнося в него то Царство, о котором говорили уже допленные пророки. И тогда прежняя история, история земных царств, существующих по законам и опирающихся на силу непреображённого мира, заканчивается. И начинается история нового Царства, Царства, живущего дыханием и силой Бога и управляемого посланным Им в мир Мессией.
1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. 4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" 6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. 9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. 10 Огненная река выходила 11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. 12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. 13 Видел я в ночных видениях, и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
В седьмой главе Книги Даниила её автору открывается то самое видение, благодаря которому книга эта стала восприниматься христианами как пророческая в первую очередь. Речь идёт о появляющейся там фигуре Мессии, Мессии в образе Сына Человеческого, Которого подводят к Тому, Кто назван в книге «Ветхим днями» (так в Синодальном переводе; точнее было бы перевести «Древний днями» — одна из принятых в те времена описательных характеристик Бога).
Речь, очевидно, идёт о видении Престола славы, примеры которого в ветхозаветных книгах встречаются достаточно часто (одним из наиболее ярких можно считать то, что описано в шестой главе Книги Исайи). В таких видениях Яхве предстаёт визионеру в образе фигуры, похожей на человеческую, облачённой в сияющие одежды и восседающей на сияющем Престоле.
Конечно, как всякое видение, видение Престола славы символично, но этот символизм вполне прозрачен: речь идёт о Яхве как о Царе мироздания и о мире как о Его Царстве, каким мир был задуман изначально и каким он был сотворён. У Престола славы человек вновь открывает для себя мир как Царство Божие, мир, о котором падший человек успел уже основательно забыть.
Не случайно видения Престола славы составляли существенную часть духовного опыта не только отдельных людей, но и яхвистской общины в целом, тем более, что опыт этот был непосредственно связан с храмовым богослужением. И вот теперь у Престола славы происходит нечто такое, что становится центром и главным смыслом мировой истории, полностью меняя течение событий. До сих пор на земле земные царства (то, что мы сегодня назвали бы цивилизациями — в том смысле, в каком говорят, к примеру, о великих цивилизациях древности) сменяли друг друга, следуя Божьему замыслу о мире и его развитии.
А теперь власть над миром будет исходить прямо и непосредственно от Престола, через Мессию, Сына Человеческого, Который получает Свою власть непосредственно от Бога прямо у этого Престола. Не случайно Иисус так часто во время Своего земного служения называл Себя Сыном Человеческим: видение, описанное в Книге Даниила, как никакое другое точно отражает смысл Его служения. И одного этого мессианского видения Книги Даниила действительно достаточно для того, чтобы считать её пророческой: ведь тут и в самом деле пророчество, пророчество о приходе Мессии, до которого остаётся совсем немного времени.
1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. 2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. 4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. 5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" 6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. 9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. 10 Огненная река выходила 11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. 12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. 13 Видел я в ночных видениях, и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. |
Пророки всегда относились к сновидениям с известной долей недоверия. Ничего удивительного в этом нет: ведь во сне человек, как правило, не в состоянии отличить откровение от картин, порождаемых его собственным подсознанием. Но бывают и исключения, когда сновидение становится источником подлинного знания так же, как и любой другой способ богообщения. Вторая часть Книги Даниила включает в себя сновидения именно такого рода, сновидения, через которые Бог говорил с визионером-апокалиптиком (имени этого человека автор книги для нас не сохранил, скрыв его за образом своего главного героя). Как и всё, увиденное во сне, пророческое сновидение отличается обычно причудливыми, а иногда и гротескными формами, но, в отличие от обычного сна, здесь всегда присутствует известная логика и последовательность, быть может, и незаметная на первый взгляд. В случае Книги Даниила понимание смысла облегчается теми объяснениями, которые получает сновидец во время своего видения. Впрочем, суть увиденного становится понятной и без комментариев, она достаточно очевидна: на смену неким царствам, порождённым стихиями мира сего, приходит иное Царство, устанавливаемое не земными силами, а Богом и посланным Им Мессией.
В самом деле, при любой интерпретации становится достаточно очевидно, что те звери, которых герой книги видит выходящими из моря, олицетворяют силы нашего, ещё не преображённого мира, в своём нынешнем состоянии всегда так или иначе противостоящего Богу (ст. 2 – 8). Особенно ярким выражением этого противостояния становятся высокомерные слова, они оказываются своеобразным символом горделивого самоутверждения тех, кто в Боге не нуждается (ст. 8). А затем наступает день Суда, когда престол Божий явно для всех торжествует над теми, кто пытался поставить себя выше Бога (ст. 9 – 11). После Суда же миром начинает править Мессия, и на смену земным царствам приходит Царство мессианское, о наступлении которого говорили пророки (ст. 13 – 14).
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||