24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. |
Происшествие с Валтасаром у любого вызвало бы дрожь в коленках. Живешь спокойно, делаешь, чему научен и что считаешь правильным, плывешь по течению и не размышляешь много о произошедшем. В общем, не рефлексируешь потому, что ни к чему это тебе. И вдруг наступает момент, когда перед тобой появляется человеческая кисть руки (и больше ничего) и пишет слова, которые ты не понимаешь. А когда находится тот, кто объяснит, легче не становится. Оказывется, что фактически ты видел, как закончилось время, отпущенное тебе. «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему» — кончилось все, что ты считал построенным на века. Все будет разрушено и разделено. Но, главное, «ты взвешен на весах и найден очень легким». Когда происходит контролькое взвешивание, человек знать не может. И если оно совпадет с моментом окончания времени жизни, как произошло с Валтасаром, то шансов подкинуть на весы что-нибудь солидное уже не будет. Можно, конечно, всю жизнь вести себя как продавец, который обвешивает и за руку его никто никогда не хватает. Но Бога не обманешь — у Него свои гири.
1 Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. 2 Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. 3 Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4 Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. |
5 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. 6 Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. 7 Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. 8 И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. 9 Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. |
10 Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! 11 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей — сам отец твой, царь, 12 потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение. |
13 Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? 14 Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. 15 Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого. 16 А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. |
17 Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. 18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. 19 Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. 20 Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, 21 и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. 22 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, 23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. |
24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. |
29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. |
30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет. |
Трудно сказать, был ли автор Книги Даниила пророком. Скорее можно было бы предположить, что он был одним из тех активных противников религиозной политики Антиоха Эпифана, которые в конце концов оказались среди участников поднятого Маккавеями антисирийского восстания. Но едва ли можно сомневаться, что среди вдохновителей и идеологов антисирийского движения были и пророки, и визионеры-апокалиптики. По-видимому, автор собрал и записал некоторые из их пророчеств и видений, вложив их в уста одного из персонажей древних еврейских преданий Даниила, которого он сделал главным героем своей книги, перенеся её действие во времена, ставшие при нём уже почти легендарными, — во времена Вавилонского плена и первых лет правления Кира Великого, чья победа над Вавилонией стала для евреев освобождением. Для полноты картины следует добавить, что эта победа и это освобождение вызвали в Синагоге мощный всплеск мессианизма, подобный тому, который во времена автора книги вызвали гонения Антиоха и Маккавейские войны, шедшие под религиозными и мессианскими лозунгами. И если первое из вложенных в уста Даниила пророчеств, касавшееся Навуходоносора, звучало, как призыв одуматься, то второе было прямым предупреждением, особенно актуальным в контексте тех действий власти, которые привели к осквернению Иерусалимского Храма.
В сущности, Валтасар делает нечто подобное: он не оскверняет Храм и не разрушает его, но он продолжает дело осквернителей и разрушителей, используя священные сосуды кощунственным образом (ст. 1 – 4). И дело тут не только в питье вина самом по себе, а в том, что оно сопровождалось, как это было принято в древности у всех народов, возлияниями богам, своего рода небольшими, но вполне реальными языческими жертвоприношениями. Употребление сосудов и чаш, посвящённых Богу, для языческих жертвоприношений было именно кощунством, притом кощунством демонстративным, которое должно было продемонстрировать не только абсолютную власть правителя, но и торжество его богов над Богом Израиля. Неудивительно, что сразу же после своего кощунственного поступка Валтасар получает предупреждение, смысл которого, впрочем, остаётся для него непонятным, хотя саму картину, разворачивающуюся у него на глазах, он видит явственно (ст. 5 – 9). Как и в случае с Навуходоносором, Валтасару оказывается необходимо свидетельство пророка для того, чтобы понять то, что ему было открыто (ст. 10 – 16). И Даниил действительно объясняет царю смысл увиденного, делая упор на то, что совершённый Валтасаром грех был совершён им сознательно, ведь он знал историю своего отца Навуходоносора и то, что случилось с ним из-за пренебрежения Богом Израиля (ст. 17 – 29). А то, с какой быстротой исполнилось пророчество (ст. 30 – 31), должно было, несомненно, заставить задуматься современников не только последнего вавилонского царя, но и автора Книги Даниила.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||