Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 4:1-24

Поделиться
1 Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. 2 И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. 3 И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.
4 В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; 5 она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней (туда) сыны Израилевы на суд. 6 (Девора) послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает (тебе) Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; 7 а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное (войско) его, и предам его в руки твои. 8 Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; (ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною). 9 Она сказала (ему): пойти пойду с тобою; только (знай, что) не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес. 10 Варак созвал Завулонян и Неффалимлян в Кедес, и пошли вслед за ним десять тысяч человек, и Девора пошла с ним.
11 Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса.
12 И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. 13 Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. 14 И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. 15 Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы (своей) и побежал пеший. 16 Варак преследовал колесницы (его) и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого.
17 Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. 18 И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром (своим). 19 (Сисара) сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. 20 (Сисара) сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". 21 Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости — и умер. 22 И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его.
23 И смирил (Господь) Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. 24 Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского.
Свернуть

Очередное отпадение Израиля от своего Господа, опять в результате неспособность отразить вражеское нашествие. На этот раз порабощение пришло от ханаанского царя, некогда побеждённые ханаанские язычники берут реванш над забывшими своего Заступника израильтянами.

На этот раз помощь Бога имеет важную особенность. Призвав быть судьёй пророчицу Девору, Господь показал важность роли женщин и в обществе, и в церковном служении. Борьба, начатая призывом Деворы, завершилась ударом, нанесённым Иаилью.

Согласно современным этическим представлениям поступок Иаили надо бы назвать вероломным, ведь Сисару, доверившегося ей, она убила во сне, нарушив обычаи гостеприимства. Но и об этом предупреждала Девора Варака: усомнившись в возможности воевать в отсутствие Деворы, он не только не получил желанной славы, но и не дал своему врагу погибнуть как воину.

Другие мысли вслух

 
На Суд 4:1-24
1 Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. 2 И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. 3 И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.
4 В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; 5 она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней (туда) сыны Израилевы на суд. 6 (Девора) послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает (тебе) Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; 7 а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное (войско) его, и предам его в руки твои. 8 Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; (ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною). 9 Она сказала (ему): пойти пойду с тобою; только (знай, что) не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес. 10 Варак созвал Завулонян и Неффалимлян в Кедес, и пошли вслед за ним десять тысяч человек, и Девора пошла с ним.
11 Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса.
12 И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. 13 Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. 14 И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. 15 Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы (своей) и побежал пеший. 16 Варак преследовал колесницы (его) и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого.
17 Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. 18 И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром (своим). 19 (Сисара) сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. 20 (Сисара) сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". 21 Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости — и умер. 22 И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его.
23 И смирил (Господь) Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. 24 Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского.
Свернуть
О судьях сегодня мы можем сказать, что если не все, то большинство из них было, скорее всего, связано с пророческим движением своей эпохи, но о судьях-пророках в Книге Судей не говорится. Исключение — Дебора, судья-пророчица, как прямо и сказано о ней в книге...  Читать далее

О судьях сегодня мы можем сказать, что если не все, то большинство из них было, скорее всего, связано с пророческим движением своей эпохи, но о судьях-пророках в Книге Судей не говорится. Исключение — Дебора, судья-пророчица, как прямо и сказано о ней в книге. Пророческое движение и пророки вообще играли особую роль в жизни народа. С одной стороны, именно через них до народа доходил голос Божий, притом доходил напрямую: ведь пророки слышали Бога совершенно буквальным образом, без всяких аллегорий, они слышали Его голос именно как голос, как слова, звучавшие в их сознании. Пророки были теми людьми, которые могли донести этот голос до тех, кто сам, непосредственно Бога слышать не мог.

С другой стороны, именно пророки были хранителями того изначального, чистого яхвизма, от которого в массовом религиозном сознании народа к тому времени уже почти ничего не осталось. Формально то, что исповедовало большинство еврейского народа в эти времена, называлось яхвизмом, историки религии называют его двоеверием, но по сути надо говорить о самом обычном язычестве. Яхве перестал быть Единым и единственным, в сознании большинства верующих евреев Он превратился в главу целого пантеона наподобие Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского. К яхвизму Авраама и Моисея такая религия имела отношения не больше, чем Олимпийская религия классической Греции. На таком фоне одни лишь пророки оставались яхвистами в подлинном, изначальном значении слова.

Они сохраняли яхвизм Авраама, Моисея, Иисуса Навина. При этом у них была и собственная религиозно-политическая программа: все они были сторонниками теократии, сторонниками власти над народом лидера-харизматика, Богом поставленного вождя из их собственной среды. Это неудивительно: ведь и сами пророческие общины были устроены подобным образом — каждая из них была автономной и складывалась обычно вокруг какого-нибудь известного духовного наставника, на которого члены общины смотрели, как на духовного отца (отсюда и устоявшееся в народе название для членов таких общин «сыны пророческие»).

Так же, по мысли пророков, должен был управляться и народ Божий — в таком случае, были уверены они, он быстро вернётся к тому подлинному, чистому яхвизму, которого и должен держаться. Были среди пророков и женщины, наподобие упоминаемой в книге Деборы — они, конечно, не часто возглавляли войны, но свою роль играли. Так пророки сохраняли традицию чистого яхвизма, в критический момент предлагая народу следовать за собой и возвращая их к вере Моисея и Иисуса Навина — правда, лишь на время.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).