Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 21:25

Поделиться
25 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым
Свернуть

«Сами себе цари, сами — государи», — как сказано в одном стихотворении. Голубая мечта...

Но ведь эта фраза появляется в Библии не на пустом месте, она как бы подытоживает книгу Судей. И если мы вспомним всю эту книгу, то увидим, что радоваться-то нечему. История Израиля в этот период производит весьма грустное впечатление. Что же, значит, свобода — это плохо?

Нет, просто свобода и анархия — это не одно и то же. И Бог предлагает нам не жизнь «без царя в голове», а как раз наоборот — Царство, в котором Он Сам и есть Царь. Вот с таким «Царем в голове» (а точнее — в сердце) каждый может делать не то, что ему кажется справедливым, а то, что окажется праведным.

Другие мысли вслух

 
На Суд 21:1-25
1 И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. 2 И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, 3 и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена? 4 На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. 5 И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. 6 И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; 7 как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших?
8 И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание. 9 И осмотрен народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского. 10 И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей; 11 и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию, (а девиц оставляйте в живых. И сделали так). 12 И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской.
13 И послало все общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир. 14 Тогда возвратились сыны Вениамина (к Израильтянам), и дали им (Израильтяне) жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно. 15 Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых.
16 И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? 17 И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; 18 но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: "проклят, кто даст жену Вениамину". 19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. 20 И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, 21 и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; 22 и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: "простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны". 23 Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них. 24 В то же время Израильтяне разошлись оттуда каждый в колено свое и в племя свое, и пошли оттуда каждый в удел свой.
25 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым
Свернуть
К счастью, не только гнев движет теми, кто наказал вениамитян. Наказавшие способны увидеть весь ужас...  Читать далее

К счастью, не только гнев движет теми, кто наказал вениамитян. Наказавшие способны увидеть весь ужас происшедшего, чудовищность уничтожения собственных братьев, пусть и провинившихся. И опять необходимость держать сгоряча данную клятву висит тяжким грузом, теперь уже не на одном Иеффае, а почти на всём народе.

В заботе о том, чтобы одно из колен не исчезло, можно усмотреть всего лишь память о кровном родстве. Не случайно братолюбие заботы о вениамитянах сочетается с жестокостью расправы над жителями Иависа. И всё-таки то, что начинается на уровне родственных связей, перерастает их, перерастает и суровость привычных нравов. Именно здесь пробуждаются и нежелание вечно руководствоваться гневом и ненавистью, и желание простить ближнего.

Книга Судей кончается словами, несколько раз рефреном повторявшимися на её страницах: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Эти слова формулируют трагический опыт свободы, испытанной израильским народом, свободы, которая могла быть использована во благо, но так часто употреблялась для зла. Ведь люди делали не то, что было, а то, что им казалось справедливым.

Пройдут годы, и люди смогут увидеть, что совершающий зло становится рабом греха и поэтому не может быть свободным. Но горький опыт, говорящий об этом, был получен уже в эти годы.

Свернуть
 
На Суд 21:1-25
1 И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество. 2 И пришел народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали, 3 и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена? 4 На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. 5 И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. 6 И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; 7 как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших?
8 И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание. 9 И осмотрен народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского. 10 И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей; 11 и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию, (а девиц оставляйте в живых. И сделали так). 12 И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской.
13 И послало все общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир. 14 Тогда возвратились сыны Вениамина (к Израильтянам), и дали им (Израильтяне) жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно. 15 Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых.
16 И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? 17 И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; 18 но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: "проклят, кто даст жену Вениамину". 19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. 20 И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, 21 и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; 22 и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: "простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны". 23 Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них. 24 В то же время Израильтяне разошлись оттуда каждый в колено свое и в племя свое, и пошли оттуда каждый в удел свой.
25 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым
Свернуть
Война с племенем Биньямин приводит к тому, что оно оказывается на грани полного уничтожения. Такой итог закономерен: ведь тут налицо типичная племенная междоусобица. Конечно, на первый взгляд...  Читать далее

Война с племенем Биньямин приводит к тому, что оно оказывается на грани полного уничтожения. Такой итог закономерен: ведь тут налицо типичная племенная междоусобица. Конечно, на первый взгляд всё выглядело как борьба защитников Торы с её нарушителями, но это была лишь поверхность, под которой скрывалось нечто иное — война за доминирование, столь обычная в каждом народе, где сохраняется племенное разделение. Главная проблема тут заключалась в том, что те плоды, которые мы видим в племени Биньямин, выросли из корней, распространившихся по всем племенам, составляющим еврейский народ.

Тора нарушалась повсеместно, но злодеяние, ставшее следствием этих нарушений, проявилось в одном конкретном селении, находившемся на территории одного конкретного племени, и тогда негодование всего народа обратилось именно на то самое племя, где проявился симптом всеобщей духовной болезни. Борьба с симптомами и лечение болезни — вещи разные, и вскоре после победы наступило отрезвление: если бы народ лишился целого племени, он понёс бы урон, не оправданный никакими усилиями по защите Торы. Надо было сделать всё, чтобы племя Биньямин сохранилось, притом сделать, не нарушая никаких принятых в обществе религиозных норм и правил.

Начинается изобретение хитроумных способов, которые позволили бы это осуществить. В ход идут сугубо формальные уловки вроде ритуального похищения невест, корни которого уходят в глубокую древность, хотя в данном случае, разумеется, никакого похищения нет, а есть лишь суеверный страх нарушить некоторые религиозные табу, нарушение которых, как думали тогда если не все, то большинство, может привести к последствиям чуть ли не худшим тех, с которыми столкнулся народ в Гиве.

В итоге, как и всегда в таких случаях, способ обойти ритуальные запреты был найден, но дело было, разумеется, не в том, что была решена проблема религиозных табу. Дело было в самом отношении к этим табу — отношении, в котором магизм и ритуализм очевидным образом торжествовали над духовной составляющей, а значит, главная проблема отнюдь не исчезла и не разрешилась, она осталась неразрешённой; стало быть, и новые её последствия были неизбежны. Их проявление было лишь вопросом времени, и, как покажет последующая еврейская история, времени уже довольно близкого.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).