14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего (и иди от лица Господня).
Свернуть
При чтении Книг Самуила нельзя не заметить аккуратного и, можно было бы сказать, благоговейного отношения Давида к факту помазания Саула, т.е. благословения его на правление народом Божиим. Проще всего, конечно, было бы увидеть здесь традиционную для древнего Ближнего Востока сакрализацию правителя, который в таких странах, как, к примеру, Египет или Вавилония, почитался особой священной, причастной миру богов.
Древний Израиль никогда не знал такой сакрализации: ни о какой «священной природе» царской власти нигде в Библии ничего не говорится. Да и в тех странах, где такая сакрализация имела место, можно было говорить скорее о сакральности самого престола, а не конкретных лиц, его занимающих, которые и священными-то почитались постольку, поскольку занимали священное место.
Были, наверное, у Давида и соображения сугубо политического порядка (а он вовсе не был поэтом «не от мира сего», каким его иногда изображают, он был политиком и воином, а значит, вполне и до конца реалистом): решись он на убийство Саула, в лице его сородичей (а с Саулом он принадлежал к одному племени, хотя и к разным родам) он получил бы непримиримых кровников, и эта вражда вполне могла бы затянуться на столетия.
При этом дело не в сакрализации царской власти (о чём, кстати, мечтал Саул) и не в одной политической целесообразности. Дело в самом отношении Давида к планам Божиим, относительно которых он уверен лишь постольку, поскольку они касаются его лично. Ему было ясно лишь одно: в жизни Саула, ставшего ему, Давиду, соперником, был момент прямого и непосредственного вмешательства Божия, который, пусть и на очень короткое время, сделал его, по слову Книги Самуила, «другим человеком». Пусть прикосновение оказалось мимолётным, пусть Саул стал другим лишь на несколько часов, для Давида это событие отныне определяет его отношение к Саулу, как к помазаннику Божию.
Давид отнюдь не идеалист, он прекрасно видит, во что превратился Саул, что сделали с ним мания величия и мания преследования. Он понимает: с того момента, когда Бог коснулся сердца Саула, судьба его больше не в человеческих руках. Пусть Саул давно уже забыл о том, что произошло с ним в момент пророческой инициации, — всё равно теперь его жизнью и его смертью Бог должен распорядиться Сам, без его, Давида, вмешательства.
Давид ждёт решения Божия. Когда Саул погибает, он не радуется: ведь гибель Саула для него не столько торжество над своим политическим противником и личным врагом, сколько данный Богом и потерянный человеком шанс. Шанс, который уже не вернуть. Никогда.
Другие мысли вслух
На 1 Цар 1:1-28
1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа — Ефрафянин;2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там
были
(Илий и) два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;5 Анне же давал часть особую, (так как у нее не было детей), ибо любил Анну (более, нежели Феннану), хотя Господь заключил чрево ее.6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала (и сетовала) и не ела.8 И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! (Она отвечала ему: вот я. И сказал ей:) что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?
9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, (и стала пред Господом). Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,11 и дала обет, говоря: Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу (в дар) на все дни жизни его, (и вина и сикера не будет он пить,) и бритва не коснется головы его.
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего (и иди от лица Господня).15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже
печально,
как прежде.
19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, (говорила она), от Господа (Бога Саваофа) я испросила его.
21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его (в Силом) совершить годичную жертву Господу и обеты свои (и все десятины от земли своей).22 Анна же не пошла (с ним), сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, (вышедшее из уст твоих). И осталась жена
его,
и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом,
взяв
три тельца (и хлебы) и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, (и отрок с ними); отрок же был еще дитя.25 (И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока) и закололи тельца; и привела отрока (Анна мать) к Илию26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
Свернуть
Многое в повествовании о рождении Самуила сходно с другими библейскими рассказами о появлении на свет великих святых и пророков...
Читать далее
Многое в повествовании о рождении Самуила сходно с другими библейскими рассказами о появлении на свет великих святых и пророков. Но в каждой из внешне сходных историй есть свои важные отличия.
Здесь библейский повествователь особенно отмечает скорбь бездетной Анны. Но вот что важно: даже терпя поношение из-за бездетности, Анна отказывается возроптать на Господа и продолжает обращаться к Нему с молитвой. Её углублённая молитва так необычна, что даже старый и опытный священник Илий принял Анну за пьяную, так же, как через много веков назовут пьяными апостолов, наполненных Святым Духом.
Смирение Анны и её открытость воле Бога дали ей получить ответ на свои молитвы. Великой молитвеннице довелось стать матерью великого предстоятеля перед Богом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).